Гуманистические теории личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:21, доклад

Краткое описание

Гуманистический подход к пониманию личности проявляется в том, что человек рассматривается как изначально хороший, которому потенциально присущи положительные духовные качества и высшие духовные потребности (самосовершенствование, стремление понять себя, смысл жизни, свое назначение в мире, потребности в красоте, гармонии, истине и т. п.). Но они выступают как потенции, которые могут реализоваться

Файлы: 1 файл

Гуманистические теории личности.docx

— 90.34 Кб (Скачать)

Престиж человека, его успех, положение, известность  становятся замещением подлинного чувства  идентичности. Такая ситуация ставит его в полную зависимость от восприятия другими и вынуждает придерживаться роли, однажды уже принесшей успех. Различие между людьми сводится к  простому количественному показателю большей или меньшей успешности, привлекательности. Индивидуальность, оригинальное и уникальное в человеке лишается ценности.

 

Если же индивидуальным Я пренебрегают, взаимосвязи между  людьми становятся поверхностными, потому что отношения складываются как  бы между взаимозаменяемыми товарами. «Люди, предоставленные сами себе, страшащиеся неудачи, жаждущие угодить: в этой борьбе не щадят и не ждут пощады», — указывает Фромм.

Мышление  человека с рыночной ориентацией  должно быстро ориентироваться в  ситуациях, чтобы с успехом ими  манипулировать, для чего достаточно знать лишь поверхностные свойства вещей и не требуется проникать  в суть. У таких людей нет  устойчивых взглядов, установки изменчивы, развиваются только те качества, которые  можно пустить на продажу. Человек  заинтересован не в сохранении своего достоинства, а в том, сколько  за него дадут на рынке. Рыночная личность пуста, устойчивых черт характера нет, поскольку в один прекрасный день они могут вступить в конфликт с требованиями рынка.

Все ориентации существуют в человеческом жизнеустройстве, но доминирующее положение одной  из них в большей степени зависит  от особенностей культуры, в которой  живет индивид. Так, рецептивную  ориентацию часто можно обнаружить в обществах, где за одной группой  закреплено право эксплуатировать другую. «И если эксплуатируемая группа не имеет сил изменить положение, то она склонна почтительно взирать на эксплуататоров как на своих благодетелей, от которых она получает все то, что может дать жизнь», — подчеркивает Фромм.

 

Советская культура формировала по преимуществу именно рецептивную ориентацию характера. Необходимость приспосабливаться  и угождать сочеталась с ожиданием  людей, что в каждой сфере деятельности есть эксперт, который может сказать  им, как обстоят дела и как надо действовать. В результате люди считали: все, что от них требуется, — слушаться  эксперта и доверяться его идеям.

Эксплуататорская  ориентация с девизом «Я беру то, что мне нужно», по мнению Фромма, присуща нашим предкам, а также пиратам, феодалам, магнатам-грабителям, авантюристам. Он также указывал: «Свободный рынок, как он сложился на основе конкуренции в XVIII и XIX вв., взрастил этот тип людей». По-видимому, аналогичные процессы происходят в современной России, где формируется свободный рынок. Рыночная же ориентация преобладает и в современных западных обществах.

 

Фромм противопоставляет описанным выше типам характера плодотворную ориентацию, являющуюся целью человеческого развития.

Плодотворная  ориентация личности означает фундаментальную  установку, способ отношений во всех сферах опыта. Это способность использовать свои силы и реализовать имеющиеся  у человека возможности. Такой человек  руководствуется в своих действиях  разумом: необходимо знать свои силы и куда их приложить.

Понятия плодотворный и активный не совпадают. Можно быть активным в состоянии гипноза, однако это не плодотворность, поскольку в этом случае человека к активности побуждают силы, неподвластные ему. Нельзя говорить о плодотворности, если человек активен, деятелен, но находится под влиянием какого-то авторитета, поступая согласно его желаниям. В этом случае он чувствует и делает лишь то, что ему полагается чувствовать и делать, и его активность зависит не от его собственного ментального или эмоционального состояния, а от внешнего источника.

 

Плодотворность  предполагает наличие здоровой зрелой личности, способности силой разума проникнуть в глубь явлений и познавать их сущность, силой любви разрушать стену, отделяющего одного человека от другого, понимать самого себя, свое назначение, которое отличает данного человека от других и делает его тем, кто он есть. Это стремление стать тем, кем он является потенциально, развитие собственных сил, способностей и возможностей.

 

Э. Фромм пишет, что «плодотворные отношения с миром могут осуществляться посредством деятельности и посредством постижения. Человек производит вещи, и в процессе созидания он применяет свои силы к материи. Человек постигает мир ментально и эмоционально, при помощи любви и разума».

Плодотворная  любовь предполагает заботу, ответственность, уважение и знание. Любить человека — значит заботиться о нем и  чувствовать ответственность за его жизнь, не только за его физическое существование, но и за развитие всех его человеческих сил. Уважение —  способность видеть человека таким, каков он есть, понимать его уникальность и индивидуальность. Плодотворно  мысля, индивид проявляет интерес  к объекту, взаимодействует с  ним, проявляя о нем заботу и объективно, уважительно относясь к нему. Он видит объект, каков тот есть на самом деле, а не каким хотелось бы.

 

Лень и  вынужденная активность противоположны плодотворности. Плодотворная деятельность характеризуется ритмичной сменой активности и отдыха. Такого рода труд, любовь и мышление возможны, когда  человек в случае необходимости  остается в покое, наедине с самим  собой.

 

Фромм выделяет виды отношений между людьми:

♦ симбиотический союз;

♦ отстраненность;

♦ деструктивность;

♦ любовь.

В симбиотическом союзе человек соединен с другими, но утрачивает свою независимость; он бежит от одиночества, сближаясь с другим человеком, словно бы поглощаясь им или его поглощая в себе. Эта тенденция — попытка человека избавиться от индивидуальности, убежать от свободы и обрести безопасность, привязываясь к другому человеку (благодаря долгу, любви, жертвенности).

 

Стремление  поглотить других, активная форма  симбиотического союза, — своеобразное проявление садизма, направленное на приобретение полного господства над окружающими. Даже благосклонная власть — под  маской любви и заботы — такое  же проявление садизма.

Фромм отмечает, что чувство индивидуального бессилия преодолевается посредством отстраненности от других людей, воспринимаемых как угроза. Ее эмоциональный эквивалент — чувство безразличия к другим, подчас сочетающееся с огромным самомнением. Отстраненность и безразличие не всегда проявляются открыто, осознанно, они нередко скрываются за поверхностным интересом и общительностью.

 

Активная  форма отстраненности — деструктивность, когда энергия направлена на разрушение жизни, импульс к которому проистекает из страха быть разрушенным другими людьми.

Рыночная  ориентация также основывается на отдаленности от людей, которая, правда, принимает  обычно не деструктивную форму, а  относительно дружественную, поскольку  предполагается легкость контактов, поверхностность  связей, отдаленность же от других достигается  в более глубокой эмоциональной  сфере.

Любовь — плодотворная форма отношений к другим и к самому себе. Она предполагает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался.

Фромм систематизировал описываемые типы социальных характеров (табл. 6.3).

 

Таблица 6.3

Типы социальных характеров

 

 

Лень и  вынужденная активность противоположны плодотворности. Плодотворная деятельность характеризуется ритмичной сменой активности и отдыха. Такого рода труд, любовь и мышление возможны, когда  человек в случае необходимости  остается в покое, наедине с самим  собой. Фромм выделяет виды отношений между людьми:

♦ симбиотический союз;

♦ отстраненность;

♦ деструктивность;

♦ любовь.

 

В симбиотическом союзе человек соединен с другими, но утрачивает свою независимость; он бежит от одиночества, сближаясь с другим человеком, словно бы поглощаясь им или его поглощая в себе. Эта тенденция — попытка человека избавиться от индивидуальности, убежать от свободы и обрести безопасность, привязываясь к другому человеку (благодаря долгу, любви, жертвенности).

Стремление  поглотить других, активная форма  симбиотического союза, — своеобразное проявление садизма, направленное на приобретение полного господства над окружающими. Даже благосклонная власть — под  маской любви и заботы — такое  же проявление садизма.

Фромм отмечает, что чувство индивидуального бессилия преодолевается посредством отстраненности от других людей, воспринимаемых как угроза. Ее эмоциональный эквивалент — чувство безразличия к другим, подчас сочетающееся с огромным самомнением. Отстраненность и безразличие не всегда проявляются открыто, осознанно, они нередко скрываются за поверхностным интересом и общительностью.

 

Активная  форма отстраненности — деструктивность, когда энергия направлена на разрушение жизни, импульс к которому проистекает из страха быть разрушенным другими людьми.

Рыночная  ориентация также основывается на отдаленности от людей, которая, правда, принимает  обычно не деструктивную форму, а  относительно дружественную, поскольку  предполагается легкость контактов, поверхностность  связей, отдаленность же от других достигается  в более глубокой эмоциональной  сфере.

 

Любовь — плодотворная форма отношений к другим и к самому себе. Она предполагает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался.

Фромм систематизировал описываемые типы социальных характеров (табл. 6.3).

 

Таблица 6.3

Типы социальных характеров

 

 

 

 

Нет человека, чья ориентация полностью была бы плодотворной или напрочь лишенной плодотворности.

Детали неплодотворных ориентаций могут входить в структуру  характера, где доминирует плодотворная, соединясь в различные комбинации, и каждая из них качественно изменяется соответственно уровню плодотворности. Ориентации действуют с различной силой в материальной, эмоциональной или интеллектуальной сферах.


Информация о работе Гуманистические теории личности