Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 23:31, контрольная работа
Гуманистическая психология — ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы.
1. Введение.
2. История становления.
3. Принципы гуманистической психологии.
4. Теория самоактуализации А. Маслоу.
5. Заключение.
6. Список литературы.
Содержание
1. Введение.
2. История становления.
3. Принципы гуманистической психологии.
4. Теория самоактуализации А.
Маслоу.
5. Заключение.
6. Список литературы.
Введение
Гуманистическая психология — ряд направлений
в современной психологии, которые ориентированы
прежде всего на изучение смысловых структур
человека. В гуманистической психологии
в качестве основных предметов анализа
выступают: высшие ценности, самоактуализация
личности, творчество, любовь, свобода,
ответственность, автономия, психическое
здоровье, межличностное общение. Гуманистическая
психология в качестве самостоятельного
течения выделилась в начале 60-х годов
XX века, как протест против доминирования
бихевиоризма и психоанализа в США, получив
название третьей силы.
Идеи Адлера о важности социального контекста
увели психоанализ от изучения индивидуальных
факторов развития (связанных прежде всего
с ранним детством) в направлении социокультурного
объяснения личности. Американский психиатр
К.Хорни утверждала, что именно культура
ответственна за возникновение неврозов.
Другой американский психиатр Х.Салливан
считал, что не только неврозы, но и психозы
имеют происхождение в социуме. Основоположник
гуманистической психологии Э.Фромм утверждал,
что человек обладает особыми потребностями,
которые отсутствуют у животных и которые
должны быть удовлетворены, чтобы человек
был душевно здоров.
Гуманистическая психология
возникла как естественное развитие
взглядов Адлера, Хорни и Салливана на
роль социокультурных факторов в психической
деятельности. К 1960-м годам среди представителей
этой школы были такие влиятельные психологи,
как К.Роджерс, Э.Маслоу и Г.Олпорт. Гуманистическая
психология настаивает прежде всего на
важности самоактуализации (т.е. удовлетворения
присущей индивиду потребности в выявлении
и развитии собственно человеческих личностных
черт). Другой важный принцип – необходимость
анализа личности как целого.
История становления.
В первой половине 20 в. возникло множество
психологических школ, каждая из которых
пыталась объяснить все психологические
явления в терминах единой всеохватывающей
системы.
Гуманистическая психология, возникнув
в США в конце 1950-х гг., в своем
стремлении построить новую методологию
познания человека, обращена, прежде всего,
против господства в американской психологии
того времени естественнонаучного
механистического подхода. Именно с
точки зрения пафоса противостояния
с психоанализом и
В конце 1960—начале 1970-х гг. гуманистическая
психология в США переживает свой расцвет.
В 1971 г. удается организовать
выступление Стэнли Крипнера в Академии
наук СССР. В своем докладе он отмечает
общие с советской психологией точки зрения
и подходы в исследовании сознания и потенциальных
творческих возможностей человека. В 1972 г. с группой членов АГП он
снова посещает Москву.
В России в этот период активно развивается
одно из основных направлений советской
психологии - деятельностный подход. Он
не чужд гуманистической проблематике,
как, впрочем, и остальные советские научные
школы, открытые по отношению к ней. Именно
в их русле формируются отечественные
гуманистические концепции, не противопоставляясь
другим школам и направлениям, как в Америке,
а развивая и трансформируя существующие
подходы.
К моменту основания в 1983 г. проекта советско-американского
сотрудничества АГП с АПН СССР, из жизни
уходит целый ряд признанных лидеров американской
гуманистической психологии, таких как
А. Маслоу, С. Джурард, Ш. Бюлер, Э. Сьютич.
Тем не менее, в рамках этого сотрудничества
пять делегаций АГП принимают участие
в диалогах, обмене научным опытом и дружественных
контактах. Состав делегаций довольно
пестрый и включает не только психологов,
а география их визитов ограничена преимущественно
Ленинградом, Москвой и Тбилиси. В Москве
основной принимающей стороной становится
НИИ общей и педагогической психологии
АПН СССР. Поначалу это преимущественно
односторонняя активность, более того,
интерес к ней проявляет ограниченный
круг учреждений, однако со временем советские
специалисты тоже становятся гостями
ежегодных конференций АГП.
Принципы гуманистической
психологии.
Гуманистическая психология — направление,
возникшее в начале 60-х гг. XX века
в США и позиционируемое его
основоположниками в качестве "третьей
силы" в психологии, альтернативной
психоанализу и бихевиоризму. В его
основе лежит философия
Первый из них — принцип становления —
предполагает, что потенциал развития
остается неисчерпанным на протяжении
всей человеческой жизни — всякий раз
по достижении определенной цели открываются
новые возможности, имплицитно заложенные
в самой личности. В силу этого человек
по большому счету независим от внешних
условий и свободен в выборе этих возможностей,
одновременно неся всю полноту ответственности
за их реализацию.
Второй принцип — принцип
Третий принцип — принцип холизма — провозглашает
подход к человеку как к единому целому.
С этой точки зрения дифференциация человеческого
организма и психики и изучение отдельных
компонентов последней (психических процессов,
поведенческих актов и т. д.) являются неоправданными
и искажающими реальность.
Согласно четвертому принципу — принципу
позитивного отношения к человеческой
природе — все люди по природе своей предрасположены
к добродетели и каждому человеку присуще
творческое начало. Именно оно, с точки
зрения гуманистической психологии, является
главной движущей силой личности, а не
бессознательные и разрушительные импульсы,
как полагал З. Фрейд.
Пятый принцип — психологии психического
здоровья — обосновывает необходимость
концентрации внимания психологов на
изучении здорового человека, поскольку,
по мнению А. Маслоу, исследование исключительно
психической патологии, которым ограничивались
представители других школ, может дать
только однобокую, "увечную" психологию.
Более того, без четких и ясных представлений
о психическом здоровье невозможна по-настоящему
эффективная терапия психических расстройств.
При том, что изложенные принципы,
безусловно, отвечают идее гуманизма и
действительно позволяют преодолеть механистичность,
присущую бихевиоризму, и чрезмерную центрацию
на бессознательных процессах ортодоксального
фрейдизма, в чистом виде они представляются
чересчур идеалистичными и абстрактными.
Не случайно, декларируя свою приверженность
данным принципам, А. Маслоу сконцентрировался
на исследованиях мотивации, в результате
которых им была разработана концепция
иерархии потребностей.
Теория самоактуализации
А. Маслоу.
Теория личности Абрахама Маслоу (1908-1970)
строится на основе исследования психически
зрелых, прогрессивных, творческих людей,
образующих так называемую "растущую
верхушку" общества.
Научная
среда, повлиявшая на теорию Маслоу, значительна
и разнообразна. Живя в Нью-Йорке, он встречался
и учился у таких выдающихся ученых как
А. Адлер, Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Гольдштейн,
К. Хорни, М. Мид, М. Вертгеймер.
Научные устремления Маслоу
были многогранны. Он занимался вопросами
поведения приматов с позиций бихевиоризма,
вопросами женской сексуальности, антропологическими
исследованиями индейцев; вел тренинговые
группы.
А. Маслоу критически относился
к психологии того времени, изучавшей
психику человека в основном на патологическом
материале. Он же предполагал заниматься
только здоровыми людьми. Как и многие
другие гуманистические психологи, Маслоу
считает, что психическое нужно рассматривать
как единое целое, избегая проведения
"анализа по единицам".
Одно из центральных мест в
теории Маслоу занимает проблема мотивации.
Отказываясь от психоаналитической интерпретации
потребностей и мотивов, он формулирует
положение, согласно которому социальность
заключена в самой природе человека и
выступает как его биологически обусловленное
свойство. Наблюдаемые в обществе агрессивные
действия и поступки людей, черты жестокости
вызваны не природой, а антигуманными
условиями воспитания и жизни личности,
некоторыми традициями, присущими социуму.
Мотивация как движущая сила
развития личности рассматривалась
им в качестве тенденции, нарушающей
психическое равновесие индивида. Именно
такое нарушение гомеостазиса ведет
к росту, развитию, самоактуализации
личности, т.е. к желанию, которое определялось
Маслоу как стремление человека быть тем,
кем он может быть. Понятие самоактуализации
занимает ведущее место в его концепции.
Не смотря на то, что потребность
человека быть тем, кем он может быть, является
врожденной, она остается потенциальной
до тех пор, пока для ее актуализации не
возникнут особые условия. Таким условием
является удовлетворение всех других
(базовых) потребностей индивида: физиологических
потребностей, потребностей в безопасности
и защите, любви и уважении. "Если все
потребности оказываются неудовлетворенными,
и в организме доминируют физиологические
потребности, то все другие могут стать
просто несуществующими или быть перенесенными
на задний план". Неудовлетворение базальных
желаний ведет к неврозам и психозам.
В более поздних работах
положение о последовательности
удовлетворения потребностей было пересмотрено
и дополнено следующим тезисом:
если в прошлом потребности индивида
в безопасности, любви и уважении
были полностью удовлетворены, он обретает
способность стойко переносить лишения
в этой сфере и актуализировать
себя несмотря на неблагоприятные условия.
Основными составляющими психического
здоровья личности являются: 1) стремление
быть всем, чем человек может быть, 2) стремление
к гуманистическим ценностям.
Существуют положительная и
отрицательная стороны самоактуализации,
где последняя ведет к крайнему индивидуализму
и автономии.. При положительной стороне
самоактуализации некоторая относительная
независимость от окружающих, присущая
здоровой личности, конечно, не свидетельствует
об отсутствии взаимодействия с ними;
это значит лишь то, что в такого рода контактах
цели личности и ее собственная природа
являются главными детерминантами.
В целом здоровую личность он
описывает как автономную, склонную к
принятию других, спонтанную, чувствительную
к прекрасному, к юмору, склонную к творчеству.
Сравнивая здорового человека и больного
он писал, что самоактуализирующийся человек
необычен не потому, что к нему что-то добавлено,
а скорее потому, что он ничего не утратил
в процессе своей индивидуальной жизни.
Помимо личностных качеств
он выделяет когнитивные и перцептивные
особенности самоактуализирующейся личности
- четкое и ясное восприятие окружающей
действительности, его нешаблонность,
редкое использование защитных механизмов,
высокую прогностическую способность.
Наиболее комфортно такие люди чувствуют
себя в новой, неизвестной, неструктурированной
ситуации, успешны в научной деятельности.
Они адекватно оценивают себя и свои способности.
Выделяются и особые социально-психологические
и коммуникативные характеристики самоактуализирующейся
личности - проявление положительных эмоций
в общении с другими людьми, демократичность.
Потребность в самоактуализации
по Маслоу - врожденная потребность. Важным
условием функционирования здоровых людей
он считает отрешенность, отстраненность
от социального окружения, когда оценка
своего поведения осуществляется на основе
самоодобрения, не нуждающегося во внешних
наградах и наказаниях.
Теоретические выводы распространяются
и на понимание роли психотерапии. По его
мнению, психотерапевтическая деятельность
имеет неограниченные возможности, но
может быть полезна только с точки зрения
коррекции, она не способна возвратить
то, что было утрачено человеком в течение
многих лет. Большое психотерапевтическое
значение он приписывает самоактуализации,
предельным переживаниям, воспитанию
и факторам культуры. В самом психотерапевтическом
процессе серьезное внимание уделяется
осознаваемым аспектам: воспитанию и произвольной
регуляции своих потенциальных возможностей.
В идеале изменение общества виделось
им как процесс, который происходит под
воздействием специально организованного
психотерапевтического воспитания личности.
Он отмечает, что если бы психотерапевты
имели дело с миллионами людей в год, то
общество, несомненно, изменилось бы. В
последних работах его отношение к психотерапевтическому
переустройству общества изменяется.
Оно становится более скептическим. "Я
давно отказался от возможности улучшить
мир или весь человеческий род путем индивидуальной
психотерапии. Это не выполнимо. Фактически
это невозможно в количественном отношении.
Позднее я обратился ради достижения своих
утопических целей к образованию, которое
должно быть распространено на весь человеческий
род".
Концепция Абрахама Маслоу
повлияла на развитие психологической
науки, а также на криминологию, менеджмент,
психотерапию и воспитание. Это влияние
было усилено тем, что его теория воспринималась
не просто как научная концепция, а как
идеология, продвигающая человечество
по пути раскрытия своих потенциальных
возможностей. Интерес Маслоу к самоактуализации
вырос в процессе общения со своими учителями
Р. Бенедикт и М. Вертгеймером. Он понял,
что их личности могут быть истолкованы
не просто как индивидуальности, а как
некий тип самоактуализирующегося человека.
Заключение
Гуманистическая психология успешно укореняется
в российской среде, соединяясь с традициями
психологической и философской мысли,
она обогащается, развивается, встраивается
в широкий культурно-исторический контекст.
Активно развиваются интегративные подходы,
характерные для российской психологической,
консультативной и психотерапевтической
практике.
Несмотря на широкое распространение
и популярность, гуманистическая психология
и психотерапия в России стоит в самом
начале своего пути. Исходный корпус идей,
обогащённый культурной, психологической,
философской, теологической традициями
и терапевтической практикой, несомненно,
еще не раз даст почву новым концепциям
и подходам, как отечественным, так и зарубежным.
Какими они окажутся и в рамках какой научной
парадигмы получат наибольшее развитие,
на сегодня определить сложно.
Список литературы.
1. Грининг Т. История и задачи
гуманистической психологии. Вопросы
Психологии, журнал, 1988.
2. Криндач В. П.. Ассоциация Гуманистической
психологии. Начало разговора. Психологическая
газета No 04 1997г
3. Кульневич С.В., Бондаревская
Е.В. Педагогика: личность в гуманистических
теориях и системах воспитания. Учеб. пособие
для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений,
слушателей ИПК и ФПК. Под общей редакцией
Е.В. Бондаревской. Москва-Ростов-на-Дону:
Творческий центр "Учитель", 1999. -
560 с.
4. Леонтьев Д.А. Возвращение к
человеку // Фундаментальная психология.
Психология с человеческим лицом: гуманистическая
перспектива в постсоветской психологии.
Под редакцией Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур.
Москва, «Смысл». 1997.
5. Ярошевский М.Г. История психологии
от античности до середины ХХ в. М., 1996 Глава
VIII Развитие психологии в России.
6. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История
современной психологии. СПб., 1998.