Гуманистическая теория личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:49, доклад

Краткое описание

Гуманистический подход к пониманию личности проявляется в том, что человек рассматривается как изначально хороший, которому потенциально присущи положительные духовные качества и высшие духовные потребности (самосовершенствование, стремление понять себя, смысл жизни, свое назначение в мире, потребности в красоте, гармонии, истине и т. п.). Но они выступают как потенции, которые могут реализоваться в реальной жизни человека, а могут и не реализоваться при неблагоприятных социальных условиях.

Файлы: 1 файл

гуманистическая теория личности.docx

— 17.79 Кб (Скачать)

Гуманистические теории личности

    Гуманистический подход к пониманию личности проявляется в том, что человек рассматривается как изначально хороший, которому потенциально присущи положительные духовные качества и высшие духовные потребности (самосовершенствование, стремление понять себя, смысл жизни, свое назначение в мире, потребности в красоте, гармонии, истине и т. п.). Но они выступают как потенции, которые могут реализоваться в реальной жизни человека, а могут и не реализоваться при неблагоприятных социальных условиях. Но даже если в данный момент у человека положительные духовные качества и потребности не проявляются и он негодяй или полное ничтожество, это не значит, что таким он останется навсегда. Все равно остается вероятность того, что высшие духовные качества проявятся, поскольку они заложены в каждом как потенциал. Гуманистическая психология с оптимизмом воспринимает каждого человека и верит в его хорошие наклонности.

Гуманистический подход Э. Фромма

Основы гуманистического подхода к человеку были заложены Эрихом Фроммом (1900-1980). Он показал, что у человека есть высшие экзистенциальные потребности:

♦ установить связи  с другими людьми (стремление о  ком-то заботиться; если такая потребность  не удовлетворяется, человек начинает отстаивает эгоистические интересы и не доверяет другим);

♦ преодолеть свою пассивность, создать что-либо, позволяющее  почувствовать собственную значимость (неудовлетворение этой потребности  приводит к де-структивности);

♦ потребность  «в корнях», в стабильности, безопасности;

♦ потребность  в идентичности, в осознании своей  непохожести, уникальности;

♦ потребность  в системе взглядов, позволяющей  понять и объяснить мир, людей;

♦ потребность  в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы смысл жизни.

Выражение и  способы удовлетворения этих потребностей зависят от условий общества, в  котором живет человек. Структуры  социума формируют также типы и структуру личности — «социальные  типы характера».

Эрих Фромм, в отличие от Фрейда, подчеркивал роль социальных детерминант в формировании личности и поведения человека, причем различные общественные системы и культуры создают специфические типы личности, своеобразные потребности и формы поведения людей.

Личность —  результат динамического взаимодействия между врожденными потребностями  и давлением социальных норм и  предписаний. Под влиянием последних  человек делает не то, что хочет  или что ему нужно. У него возникают  псевдочувства (например, он злится не потому, что злится, а потому, что в данной ситуации так положено), он не может быть самим собой и в то же время боится оказаться аутсайдером в обществе. Человека раздирают противоречия, и у него появляется мучительное чувство одиночества. Выходом из этой ситуации является рационализация.

Человек объясняет  себе, что подчинение нормам — это  не рабство, а проявление собственной  воли, поскольку он выполняет социальные нормы не потому, что от него этого  требует общество, а потому, что  это нужно ему самому. Единственным средством, устраняющим чувство  одиночества, является любовь. Только благодаря любви человек соединяется  с другим человеком и через  того — со всем остальным миром.

Однако в процессе воспитания человек утрачивает способность  к любви, отказывается от равноправия  в любви, предпочитая отношения  симбиоза, неравенства, садомазохистские, что приводит к невротическим  расстройствам. Любовь Фромм понимает как активную заинтересованность в жизни и развитии объекта любви.

Он выделяет материнскую любовь, отцовскую любовь, любовь к себе, эротическую любовь, любовь к другу и любовь к Богу.

Материнская любовь, которую ребенок получает без  каких-либо усилий, дает ему радость  и уверенность в жизни. Отцовская, которую надо заслужить, способствует формированию у ребенка практических навыков. Базовая любовь человека к себе — необходимый элемент здоровой личности: если человек себя не любит, он не способен любить и другого. Любовь к людям позволяет жить в мире с другими. Если в детстве ребенок недополучает необходимой ему любви, он оказывается неприспособленным к жизни, не может радоваться ей, ладить с окружающими, не в состоянии обрести и эротическую любовь. А отсутствие любви к Богу, по Фромму, приводит к человеконенавистничеству.

В зависимости  от особенностей общества, в котором  человек живет, формируются специфические  «социальные характеры», типы людей.

В совершенном  идеальном обществе, по Фромму, находят удовлетворение базисные экзистенциальные потребности человека, в результате большинство составляют люди с продуктивной ориентацией — независимые, честные, любящие, творческие и совершающие социально полезные поступки, способные к продуктивному логическому мышлению, любви и труду.


Информация о работе Гуманистическая теория личности