Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:23, реферат
В те же годы, когда в Соединенных Штатах вспыхнул бихевиористский "бунт" против психологии сознания, в Германии другая группа молодых исследователей отвергла психологический "истеблишмент" с не меньшей решительностью, чем Уотсон. Эта группа стала ядром новой научной школы, выступившей под названием гештальт-психологии (от нем. Gestalt – форма, структура).
ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ
В те же
годы, когда в Соединенных Штатах
вспыхнул бихевиористский "бунт"
против психологии сознания, в Германии
другая группа молодых исследователей
отвергла психологический "истеблишмент"
с не меньшей решительностью, чем Уотсон.
Эта группа стала ядром новой научной
школы, выступившей под названием гештальт-психологии
(от нем. Gestalt – форма, структура).
Ядро
образовал триумвират, в который
входили Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг
Келер (1887-1967) и Курт Коффка (1886-1941). Они
встретились в 1910 году во Франкфурте-на-Майне
в Психологическом институте, где Вертгеймер
искал экспериментально ответ на вопрос
о том, как строится образ восприятия видимых
движений, а Келер и Коффка были не только
испытуемыми, но и участниками обсуждения
результатов опытов. В этих дискуссиях
зарождались идеи нового направления
психологических исследований.
Схема
опытов Вертгеймера была проста. Вот один
из вариантов. Через две щели – вертикальную
и отклоненную от нее на 20-30 градусов –
про пускался с различными интервалами
свет. При интервале более 200 миллисекунд
два раздражителя воспринимались раздельно,
как следующие друг за другом, при интервале
менее 30 миллисекунд – одновременно; при
интервале около 60 миллисекунд возникало
восприятие движения. Вертгеймер назвал
это восприятие фи-феноменом. Он ввел специальный
термин, чтобы выделить уникальность этого
явления, его несводимость (вопреки обще
принятому в ту эпоху мнению) к сумме ощущений
от раздражения сперва одних пунктов сетчатки,
а затем других. Сам по себе результат
опытов был тривиален. Вертгеймер использовал
давно уже изобретенный стробоскоп, позволяющий
при вращении с известной скоростью отдельных
дискретных изображений создать видимость
движения – принцип, приведший к созданию
кинопроектора. Вертгеймер видел смысл
своих опытов в том, что они опровергали
господствующую психологическую доктрину:
в составе сознания обнаруживались целостные
образы, неразложимые на сенсорные первоэлементы.
Вспоминая
об идейной атмосфере, в которой
про водились эти опыты, один из их участников,
Келер, писал 30 лет спустя:
"Мы
все испытывали большое
Стало
быть, ставя опыты, касающиеся частного
вопроса, будущие гештальтисты ощущали
как сверх задачу необходимость преобразования
психологии. Они занялись этой наукой,
будучи воодушевлены ее экспериментальными
достижениями. Они и сами прошли хорошую
экспериментальную выучку (Вертгеймер
– в Вюрцбурге у Кюльпе, Келер и Коффка
у Штумпфа в Берлине). И вместе с тем они
испытывали неудовлетворенность ситуацией
в психологии. В чем причина?
Как видно
из воспоминаний Келера, причина их неудовлетворенности
была в том, что высшие психические процессы
оставались вне точного экспериментального
анализа, который ограничивался сен сорными
элементами и принципом ассоциаций. Хотя
Вертгеймер получил в 1904 году (в самый
разгар споров о внеобразном мышлении)
докторскую степень в Вюрцбурге, где изучал
именно эти высшие процессы, тем не менее,
пути к новой психологии как "науке
о реальных человеческих существах"
не нашел. Значит, верны подозрения, что
стерильность психологических исследований
коренится в ложности их исходных посылок.
Тогда нет нужды идти экспериментальной
психологии "вверх" – к актам мышления
и воли. Следует пересмотреть ее основания,
начиная от трактовки простейших чувственных
феноменов. Одним из них и оказался открытый
Вертгеймером целостный фи-феномен. Результаты
его изучения были изложены в статье "Экспериментальные
исследования видимого движения" (1912).
От этой статьи принято вести родословную
гештальтизма. Его главный постулат гласил,
что первичными данными психологии являются
целостные структуры (гештальты), в принципе
невыводимые из образующих их компонентов.
Гештальтам присущи собственные характеристики
и законы. Свойства частей определяются
структурой, в которую они входят. Мысль
о том, что целое больше образующих его
частей, была очень древней. Чтобы объяснить
характер ее влияния на психологию, следует
рассмотреть общий исторический фон (весь
научно-теоретический "гештальт"),
в пределах которого складывалась новая
школа.
Прежде
всего заслуживает внимания факт одновременного
возникновения гештальтизма и бихевиоризма.
Вертгеймер и Уотсон выступили с идеей
реформы психологии одновременно в условиях
нараставшей неудовлетворенности господствовавшими
воззрениями на предмет, проблемы, объяснительные
принципы психологии. Остро чувствовалась
необходимость ее обновления. Как известно,
в движении научного познания имеются
как эволюционные периоды, так и периоды
крутой ломки общепринятых представлений.
Продуктом коренных сдвигов в психологическом
познании явились и бихевиоризм, и гештальтизм.
Их одновременное появление – показатель
того, что они возникли как различные варианты
ответа на запросы логики развития психологических
идей. И действительно, оба направления
были реакцией на сложившиеся научные
стереотипы и протестом против них. Эти
стереотипы выражали уже рассмотренные
нами школы – структурная и функциональная.
Бихевиоризм
выступил не только против структурализма,
представленного в США
Гештальтиеты
сделали следующий шаг сравнительно с
функционалистами, а именно отказались
от дополнительных элементов (или актов),
которые извне упорядочивают сенсорный
состав сознания, придавая ему структуру,
форму, гештальт, и утвердили постулат
о том, что структурность изначально присуща
самому этому составу.
Сведения
об идейной генеалогии школы (и ее
от дельных приверженцев) проливают
свет на ее функцию в прогрессе
познания. Гештальтисты были преемниками
европейского функционализма (напомним,
что Вертгеймер вышел из вюрцбургской
школы, проделавшей, как мы видели, эволюцию
от концепции "содержаний сознания"
к концепции "актов"; Коффка и Келер
обучались психологии у функционалиста
Штумпфа), подобно тому, как бихевиористы
являлись преемниками американского функционализма
(напомним, что учителем Уотсона был Энджелл).
Преодоление
антиномии механицизм – телеологизм
стало исторической задачей, решить которую
были призваны новые психологические
школы – бихевиористская и гештальтистская.
Это их роднило, это объясняет факт их
одновременного зарождения. Другой вопрос
– как они с ней справились.
Их решительно
разделяло отношение к проблеме
сознания.
Бихевиористы
считали ее псевдопроблемой – со знание
устранялось из психологии, из научных
объяснений поведения.
Гештальтисты,
напротив, усматривали главную задачу
в том, чтобы дать новую интерпретацию
фак там сознания как единственной психической
реальности. Гештальтистская критика
"атомизма" в психологии являлась
предпосылкой переориентации эксперимента
с целью выявления в сознании образных
структур, или целостностей. Достичь этой
цели без самонаблюдения было невозможно.
Но и два прежних варианта интроспективного
метода пришлось отвергнуть (вундтовский,
требовавший от испытуемого отчета об
элементах "непосредственного опыта",
и метод членения сознания на "фракции",
выработанный вюрцбургской школой).
Гештальтисты
приняли третий вариант интроспективного
метода, получивший название феноменологического.
В поисках путей проникновения в реальность
душевной жизни во всей ее полноте и непосредственности
предлагалось занять позицию "наивного"
наблюдателя, не отягченного предвзятыми
представлениями об ее строении.
Эту точку
зрения приняли не только гештальтисты,
но и другая группа молодых исследователей,
работавших в одном из главных центров
экспериментальной психологии того времени
– в Геттингенском университете. Они следовали
не столько за своим учителем психологии
маститым Г.Э.Мюллером, сколь ко за профессором
философии этого университета Э.Гуссерлем
(1859-1938), который вслед за Брентано учил,
что феномены сознания достойны быть рассмотрены
сами по себе в их непосредственной интуитивной
данности.
Гуссерль
видел свою задачу в том, чтобы реформировать
логику, а не психологию. Но выдвинутая
им идея феноменологического метода как
"непредвзятого", освобожденного,
свободного от банальных стереотипов
описания психической реальности произвела
глубокое впечатление на молодых сотрудников
Г.Э.Мюллера, занимавшихся экспериментально-
Кати, Рубин
и другие психологи-экспериментаторы,
перешедшие от "атомистского" понимания
чувственного восприятия к целостному,
проводи ли свои исследования в те же годы,
когда складывалась гештальтистская школа,
и эта школа впоследствии их широко использовала.
В частности, открытый Рубином феномен
"фигуры и фона" занял почетное место
среди основных законов гештальта. Однако,
хотя гештальтистов и сближала с геттингенскими
психологами ориентация на новое, феноменологическое
применение интроспекции, их программа
была значительно шире и перспективнее.
Их вдохновляла идея трансформации психологии
в точную науку, строго следующую общим
стандартам естествознания. Уже в первой
работе Вертгеймера характеристика фи-феномена
не ограничивалась его описанием: предполагалось,
что он имеет физиологическую основу,
которая усматривалась в "коротком
замыкании", возникающем (при соответствующем
временном интервале) между зонами мозга.
Установка
на то, чтобы строить психологическое
знание по типу физико-математического,
отличала гештальтизм от других феноменологических
концепций. Соратник Вертгеймера Келер
имел наряду с психологической хорошую
физико-математическую подготовку. Он
обучался физике у одного из ее преобразователей,
создателя теории квантов Макса Планка.
Широкие естественнонаучные интересы
отличали также Вертгеймера, у которого
впоследствии установились дружеские
отношения с Эйнштейном, даже принимавшим
участие (в качестве интервьюируемо го)
в вертгеймеровских опытах.
И бихевиористы,
и гештальтисты надеялись создать новую
психологию по типу наук о природе. Но
для бихевиористов моделью служила биология,
для гештальтистов – физика. Понятие о
гештальте не считалось, таким образом,
уникально-психологическим, приложимым
лишь к области сознания. Оно было предвестником
общего системного подхода ко всем явлениям
бытия. Зарождался новый взгляд на соотношение
части и целого, внешнего и внутреннего,
причины и цели.
Многие
представители этого
Ведущим
психическим процессом, который
фактически определяет уровень развития
психики ребенка, с точки зрения
гештальтистов, является восприятие. Именно
от того, как воспринимает ребенок мир,
доказывали эти ученые, зависит его поведение
и понимание ситуаций.
Сам процесс
психического развития, с точки зрения
гештальт-психологии, делится на два независимых
и параллельных процесса – созревание
и обучение. Один из основоположников
этого направления Коффка подчеркивал
их независимость, доказывая, что в процессе
развития обучение может опережать созревание,
а может отставать от него, хотя чаще они
идут параллельно друг другу, создавая
иллюзию взаимозависимости. Тем не менее,
обучение не может ускорить процесс созревания
и дифференциации гештальтов, процесс
созревания не ускоряет обучение.
Доказательства
этого подхода к развитию психики
гештальтисты искали как в исследовании
формирования познавательных процессов
(восприятия, мышления), так и в развитии
личности ребенка. Изучая. Процесс восприятия,
они утверждали, что основные свойства
восприятия появляются постепенно, с вызреванием
гештальтов. Так появляется константность
и правильность восприятия, а также его
осмысленность.
Исследования-развития
восприятия у детей, которые проводились
в лаборатории Коффки, показали,
что у ребенка имеется набор смутных и
не очень адекватных образов внешнего
мира. Постепенно в процессе жизни эти
образы дифференцируются и становятся
все более точными. Так, у новорожденных
детей есть смутный образ человека, в гештальт
которого входят и голос, и лицо, и волосы,
и характерные движения. Поэтому маленький
ребенок одного-двух месяцев может не
узнать даже близкого взрослого, если
он поменяет прическу или сменит привычную
одежду на совершенно незнакомую. Однако
уже к концу первого полугодия этот смутный
образ дробится, превращаясь в ряд четких
образов: лица, в котором выделяются как
отдельные гештальты глаза, рот, волосы,
появляются и образы голоса, тела. Развивается
и восприятие цвета. Вначале дети воспринимают
окружающее только как окрашенное или
неокрашенное, при этом неокрашенное воспринимается
как фон, а окрашенное – как фигура. По
степенно окрашенное делится на теплое
и холодное, и в окружающем дети выделяют
уже несколько на боров "фигура-фон".
Это неокрашенное-окрашенное теплое, неокрашенное-окрашенное
холодное и т.д. Таким образом, единый прежде
гештальт пре вращается в несколько, уже
более точно отражающих цвет. Со временем
и эти образы дробятся: в теп лом выделяются
желтый и красный цвета, а в холод ном –
зеленый и синий. Этот процесс происходит
в течение длительного времени, пока, наконец,
ребе нок не начинает правильно воспринимать
все цвета. Таким образом, Коффка приходил
к выводу о том, что в развитии восприятия
большую роль играет сочетание фигуры
и фона, на котором демонстрируется данный
предмет.