Гештальтпсихология

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:25, реферат

Краткое описание

17 декабря 1924 г. один из основателей гештальтпсихологии, берлинский профессор Макс Вертгеймер, выступил на собрании Научного общества И.Канта с лекцией об основных положениях своей теории. В этой лекции им был предельно ясно и точно сформулирован тезис, являющийся краеугольным камнем в здании гештальтпсихологии.

Оглавление

Введение 3
Смысл гештальтпсихологии 4
История гештальтпсихологии 6
Идеи и разработки гештальтпсихологии 9
Персептивная реструктуризация 11
Фи-феномен 11
Физические гештальты и инсайт 12
Заключение 14
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

Контр психол.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

С конца 1970-х гг. в связи  с развитием идей системного подхода  в психологии наблюдается определенное возрождение интереса к гештальтпсихологии, что нашло свое отражение в образовании «Общества гештальттеории и ее приложений» и выпуске соответствующего журнала. (Е. Е. Соколова.)

Персептивная  реструктуризация

Датский психолог Е. Рубин  изучал феномен "фигуры и фона", говорящий о целостности восприятия и ошибочности представления  о нем как мозаике ощущений. Так, например, на плоском рисунке фигура воспринимается как замкнутое, выступающее вперед целое, отделенное от фона контуром, тогда как фон кажется находящимся сзади.

Различно воспринимаются "двойственные изображения", где  рисунок кажется то вазой, то, двумя  профилями. Это явление назвали персептивной реструктуризацией, т.е. реструктуризацией восприятия. Согласно теории гештальта, мы воспринимаем предмет как связное целое. Допустим, испытуемый описывает свое восприятие какого-нибудь явления, а психологи уже разрабатывают гештальтпринципы, а именно: принципы сходства, близости, оптимального продолжения и замыкания. Фигура и фон, константность — это, в самом деле, основные феномены в области чувственного познания. Гештальтисты открыли в экспериментах феномены, но нужно было еще и объяснить их.

Фи-феномен

Школа гештальтпсихологии начала свою родословную от главного эксперимента Вертхеймера, так называемого, фи-феномена. Он с помощью специальных  приборов (стробоскопа и тахиостоскопа) экспонировал с различной скоростью один за другим два раздражителя (две прямые линии). При достаточно большом интервале, испытуемый воспринимал их последовательно. При очень коротком интервале линии воспринимались одновременно, а при оптимальном интервале (около 60 миллисекунд) возникало восприятие движения, т. е. глаз видел перемещение линии вправо или влево, а не две линии, данные последовательно или одновременно. Когда же временной интервал превышал оптимальный, испытуемый начинал воспринимать чистое движение, т. е. осознавать, что движение происходит, но без перемещения самой линии. Это и был, так называемый, фи-феномен. Было проведено много подобных опытов и всегда появлялся фи-феномен, причем не как соединение отдельных сенсорных элементов, а как "динамическое целое". Это также опровергало существовавшую концепцию о сложении ощущений в целостную картину.

Физические  гештальты и инсайт

Работа Келлера "Физические гештальты в покое и стационарном состоянии" объясняла психологический  способ по типу физико-математического. Он считал, что посредником между физическим полем и целостным восприятием должна стать новая физиология целостных и динамичных структур - гештальтов. Келлер представил воображаемую физиологию мозга в физико-химическом виде.

Гештальтпсихологи считали, что принцип изоморфизма (элементы и отношения в одной системе взаимно однозначно соответствуют элементам и отношениям в другой) поможет решить психофизическую проблему, при этом сохранив за сознанием самостоятельность и соответствие материальным структурам.

Изоморфизм не решал  главные вопросы психологии и следовал идеалистической традиции. Психические и физические явления представлялись ими по типу параллельности, а не причинной связи. Гештальтисты считали, что, опираясь на особые законы гештальта, психология превратится в точную науку типа физики.

Келлер, истолковывая интеллект  как поведение, провел свои знаменитые опыты над шимпанзе. Он создавал ситуации, в которых обезьяна для  достижения цели должна была найти  обходные пути. Смысл был в том, каким способом она решала задачу, то ли это был слепой поиск решения путем проб и ошибок, то ли обезьяна достигала цели благодаря, внезапному "озарению", пониманию ситуации.

Келлер высказался за второе объяснение, это явление было названо инсайтом (инсайт — схватывание, понимание), дающее возможность подчеркнуть творческий характер мышления. Действительно эта гипотеза вскрыла ограниченность метода проб и ошибок, но указание на инсайт никак не объясняло механизм интеллекта.

Появилась новая экспериментальная  практика изучения чувственных образов в их целостности и динамике (К. Дункер, Н. Майер).

 

Заключение

В чем же причина, что  гештальтизм перестал соответствовать  новым научным запросам? Скорее всего, основная причина в том, что психические  и физические явления в гештальтпсихологии рассматривались по принципу параллельности, вне причинной связи. Гештальтизм претендовал на общую теорию психологии, но на самом деле его достижения касались исследования одной из сторон психического, на которую указывала категория образа. При объяснении же явлений, которые не могли быть представлены в категории образа, возникали огромные трудности.

Гештальтпсихология не должна была разъединять образ и  действие, образ у гештальтистов  выступал в виде сущности особого  рода, подчиненной собственным законам. Методология, основанная на феноменологической концепции сознания, стала препятствием для подлинно научного синтеза этих двух категорий.

Гештальтисты поставили  под сомнение принцип ассоциации в психологии, но их ошибка была в  том, что они разорвали анализ и синтез, т.е. оторвали простое от сложного. Некоторые гештальтпсихологи даже отрицали вообще ощущение как явление.

Идеи гештальтпсихологии оказали значительное влияние на развитие необихевиоризма, психологии восприятия (школу «New Look»), когнитивной  психологии, системного подхода в науке, отдельных направлений психологической практики (в частности, гештальттерапии), некоторых концепций межличностного восприятия (Ф. Хайдер) и др. Вместе с тем, критики гештальтпсихологии (среди которых были Л. С. Выготский, Лейпцигская школа и др.) отмечали ее антиисторизм и антигенетизм, фактическое отрицание прошлого опыта в процессе образования гештальтов, редукционистские установки в плане сведения психологических закономерностей к принципам физиологической работы мозга и другие.

Но гештальтпсихология привлекла внимание к вопросам восприятия, памяти и продуктивному, творческому мышлению, изучение которого и является основной задачей психологии.

Сейчас гештальттерапия - это направление, практикуемое во всем мире.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. http://www.effecton.ru/
  2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы:
  3. Анциферова Л. И., Ярошевский М. Г. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1994, - 430 с.
  4. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности:
  5. Немов Р. С. Психология - М: 1998, - 230с.
  6. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. 1998;
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб: Питер 2002. –720с.
  8. Столяренко Л. Д. Основы психологии – Ростов - на – Дону, 1997.
  9. Учебник для студентов псих.фак.универ. М.: Педагогическое общество России 1999. – 512с.;
  10. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1993.

 




Информация о работе Гештальтпсихология