Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 17:15, контрольная работа
Функциональная асимметрия полушарий - это характеристика распределения психических функций между правым и левам полушариями головного мозга.
Функциональная асимметрия обнаружена не у всех людей, примерно у одной трети она не выражена, т.е. полушарии не имеют четкой функциональной специализации.
1. Функциональная асимметрия полушарий
1.1 Виды функциональной асимметрии
1.2 Специализация полушарий головного мозга
1.3 Краткая история исследований функциональной асимметрии полушарий
1.4 Проявление и значение функциональной асимметрии специализации полушарий мозга
1.4.1 Асимметрия полушарий и эмоции
1.4.2 Асимметрия мозга и особенности мыслительной деятельности
1.5 Взаимоотношение полушарий и творческая деятельность
2. Функциональная структура поведенческого акта
2.1 Функциональная структура
2.2 Стадии поведенческого акта
Список литературы
Условные и безусловные раздражители, ключевые стимулы (вид ястреба - хищника для птиц, вызывающего поведение бегства, и др.) служат толчком к развертыванию определенного поведения или отдельного поведенческого акта. Этим стимулам присуща пусковая функция. Картина возбуждения, создаваемая биологически значимыми стимулами в сенсорных системах, и есть пусковая афферентация. Однако способность пусковых стимулов инициировать поведение не является абсолютной. Она зависит от той обстановки и условий, в которых они действуют. Зависимость формирования условного рефлекса от обстановки опыта была описана уже И.П. Павловым. Неожиданное изменение обстановки может разрушать ранее выработанный уловный рефлекс. Однако обстановочная афферентация, хотя и влияет на появление и интенсивность условнорефлекторной реакции, сама неспособна вызывать эти реакции. Влияние обстановочной афферентации на условный рефлекс наиболее отчетливо выступило при изучении явления динамического стереотипа. В этих опытах животное тренировали для выполнения в определенном порядке серии различных условных рефлексов. После длительной тренировки оказалось, что любой случайный условный раздражитель может воспроизвести все специфические эффекты, характерные для каждого раздражителя в системе двигательного стереотипа. Для этого лишь необходимо, чтобы он следовал в заученной временной последовательности. Таким образом, решающее значение при вызове условных рефлексов в системе динамического стереотипа приобретает порядок их выполнения. Следовательно, обстановочная афферентация включает не только возбуждение от стационарной обстановки, но и ту последовательность афферентных возбуждений, которая ассоциируется с этой обстановкой. Обстановочная афферентация создает скрытое возбуждение, которое может быть выявлено, как только подействует пусковой раздражитель. Физиологический смысл пусковой афферентации состоит в том, что, выявляя скрытое возбуждение, создаваемое обстановочной афферентацией, она приурочивает его к определенным моментам времени, наиболее целесообразным с точки зрения самого поведения.
Решающее влияние обстановочной
афферентации на условнорефлекторный
ответ было показано в опытах И.И. Лаптева
- сотрудника П.К. Анохина. В его экспериментах
звонок утром подкреплялся едой, и тот
же звонок вечером сопровождался ударом
электрического тока. В результате было
выработано два разных условных рефлекса:
утром - слюноотделительная реакция, вечером
- оборонительный рефлекс. Животное научилось
дифференцировать два комплекса раздражителей,
различающихся только временным компонентом.
Афферентный синтез включает также использование
аппарата памяти. Очевидно, что функциональная
роль пусковых и обстановочных раздражений
в известной мере уже обусловлена прошлым
опытом животного. Это и видовая память,
и индивидуальная, приобретенная в результате
обучения. На стадии афферентного синтеза
из памяти извлекаются и используются
именно те фрагменты прошлого опыта, которые
полезны, нужны для будущего поведения.
Таким образом, на основе взаимодействия
мотивационного, обстановочного возбуждения
и механизмов памяти формируется так называемая
интеграция или готовность к определенному
поведению. Но, чтобы она трансформировалась
в целенаправленное поведение, необходимо
воздействие со стороны пусковых раздражителей.
Пусковая афферентация - последний компонент
афферентного синтеза. Процессы афферентного
синтеза, охватывающие мотивационное
возбуждение, пусковую и обстановочную
афферентацию, аппарат памяти, реализуются
с помощью специального модуляционного
механизма, обеспечивающего необходимый
для этого тонус коры больших полушарий
и других структур мозга. Этот механизм
регулирует и распределяет активирующие
и инактивирующие влияния, исходящие из
лимбической и ретикулярной систем мозга.
Поведенческим выражением роста уровня
активации в центральной нервной системе,
создаваемым этим механизмом, является
появление ориентировочно-
Исследователи выделяют две группы эмоциональных явлений:
1. Первая группа - это ведущие
эмоции. Их возникновение связано
с появлением или усилением
потребностей. Так, возникновение той
или другой биологической
2. Вторая группа эмоциональных
переживаний - ситуативные эмоции. Они
возникают в процессе действий,
совершаемых в отношении цели
и являются следствием
В структуре поведенческого акта, по П.К. Анохину, эти переживания возникают в результате сопоставления обратной афферентации с акцептором результатов действия. В случаях рассогласования возникают эмоциональные переживания с отрицательным знаком. При совпадении параметров результатов действия с ожидаемыми эмоциональные переживания носят положительный характер. Наиболее прямое отношение к формированию цели поведения имеют ведущие эмоции. Это касается как отрицательных, так и положительных эмоциональных переживаний. Ведущие эмоции с отрицательным знаком сигнализируют субъекту о биологической значимости тех отклонений, которые совершаются в его внутренней среде. Они и определяют зону поиска целевых объектов, так как эмоциональные переживания, порожденные потребностью, направлены на те предметы, которые способны ее удовлетворить. Например, в ситуации длительного голодания переживание голода проецируется на пищу. В результате этого меняется отношение животного к пищевым объектам. Оно эмоционально, с жадностью набрасывается на еду, тогда как сытое животное может проявить полное равнодушие к пище. Целенаправленное поведение - поиск целевого объекта, удовлетворяющего потребность, - побуждается не только отрицательными эмоциональными переживаниями. Побудительной силой обладают и представления о тех положительных эмоциях, которые в результате индивидуального прошлого опыта связаны в памяти животного и человека с получением будущего положительного подкрепления или награды, удовлетворяющего данную конкретную потребность.
Положительные эмоции фиксируются в памяти и впоследствии возникают всякий раз как своеобразное представление о будущем результате при возникновении соответствующей потребности. Таким образом, в структуре поведенческого акта формирование акцептора результатов действия опосредовано содержанием эмоциональных переживаний. Ведущие эмоции выделяют цель поведения и тем самым инициируют поведение, определяя его вектор. Ситуативные эмоции, возникающие в результате оценок отдельных этапов или поведения в целом, побуждают субъект действовать либо в прежнем направлении, либо менять поведение, его тактику, способы достижения цели. Согласно теории функциональной системы, хотя поведение и строится на рефлекторном принципе, но оно не может быть определено как последовательность или цепь рефлексов. Поведение отличается от совокупности рефлексов наличием особой структуры, включающей в качестве обязательного элемента программирование, которое выполняет функцию опережающего отражения действительности. Постоянное сравнение результатов поведения с этими программирующими механизмами, обновление содержания самого программирования и обусловливают целенаправленность поведения. Таким образом, в рассмотренной структуре поведенческого акта отчетливо представлены главные характеристики поведения: его целенаправленность и активная роль субъекта в процессе построения поведения.
Список литературы
1. Данилова Н.Н., Крылова А.А. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов н/Д: Феникс, 1999.
2. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 1998.
3. Смирнов В.М. Физиология человека.- М,: Медицина, 2002.
4. Физиология человека / Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - М,: Медицина
Информация о работе Функциональная асимметрия мозга и ее влияние на психическое развитие