Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 00:46, контрольная работа
Актуальность проблемы мотивации не оспаривается ни наукой, ни практикой, так как от чёткой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности людей, но и конечные результаты различных сфер деятельности. Вообще проблема мотивов и мотивации поведения – одна из стержневых и наиболее трудных в психологии. «Трудность здесь состоит в том,– писал Б. Ф. Ломов, – что в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического; они выступают как интегральные формы психического отражения». В свое время Гегель так выразил свое понимание человека: «Субъект есть деятельность удовлетворения влечений». Не случайно, поэтому многие психологи подчеркивали, что потребности и мотивы составляют ядро личности человека.
Введение........................................................................................3
Функции мотивов……………………………………………….5
Стадии формирования мотива………………………………..7
Мотивация и эффективность деятельности. Закон
Оптимума мотивации Йеркса-Додсона……………………...10
Заключение………….................................................................15
Список использованных источников литературы...............16
Вторая группа мотивов определяет взаимоотношения школьника с окружающей средой. Эта группа включает в себя потребности ученика в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, желание занять определенное место в системе взаимоотношений с ними. Мотивы обеих категорий необходимы для успешного осуществления не только учебной деятельности, но и любой другой.
Так, у детей, которые поступают в школу, имеются широкие социальные мотивы, связанные с потребностью приобрести новый статус у окружающих, а именно положение школьника, и стремление выполнять связанную с этой позицией серьезную, общественно значимую деятельность. Но, кроме того, у детей есть не менее развитые познавательные интересы. Первое время и те, и другие мотивы обеспечивают добросовестное, ответственное отношение ребенка к учению. В первом и втором классах такое отношение не только продолжает сохраняться, но даже усиливается и развивается.
К третьему и четвертому классам потребность в позиции школьника оказывается уже удовлетворенной и положительное отношение детей к учению снижается. Переломным этапом, как правило, является третий класс. Здесь уже многие ученики начинают тяготиться школьными обязанностями, старательность уменьшается, авторитет учителя заметно падает. Постепенно у ребенка возникает собственная сфера жизни, появляется особенный интерес к мнению товарищей, независимо от того, как на то или иное смотрит учитель. На этом этапе уже не столько мнение учителя, сколько отношение детского коллектива обеспечивает переживание ребенком состояние большего или меньшего эмоционального благополучия.
У школьников старшего возраста мотивы учения связаны с их будущей позицией в жизни и с предстоящей профессиональной трудовой деятельностью. Старшие школьники - это люди, которые обращены в будущее. Все настоящее, в том числе и учение, выступает для них мотивационным центром, который определяет их деятельность, поведение и отношение к окружающему миру6.
Люди различаются по индивидуальным проявлениям (характеру и силе) тех или иных мотивов. У разных людей возможны различные иерархии мотивов. Поведение человека в определенный момент времени мотивируется не любыми или всеми возможными его мотивами, а самым высоким (самым сильным) мотивом в иерархии. Такой мотив активируется, становится действенным, т.е. участвует в мотивации поведения. Он остается действенным до тех пор, пока либо не будет достигнута цель, либо изменившаяся ситуация не сделает более важным другой мотив. В результате последний активируется и становится ведущим.
Мотивация и эффективность деятельности. Закон оптимума мотивации Йеркса-Додсона
Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Мотивация — состояние личности, определяющее степень активности и направленности действий человека в конкретной ситуации. Мотив выступает как повод, причина, объективная необходимость что-то сделать, побуждение к какому-либо действию7.
В разделах психологии, изучающих поведение человека под углом зрения его эффективности и продуктивности, очень рано было признано важное значение мотивационного фактора. В самом деле, наряду со способностями мотивация является самой важной переменной, от которой зависит эффективность поведения. Велики различия в продуктивности людей, обладающих равными способностями, но неодинаковой мотивацией. В этом можно видеть проявление основной функции активации, которую выполняет мотивация.
Центральный процесс, опосредствующий влияние мотивации на результаты деятельности, – это процесс выбора цели индивидом. Мы называем этот процесс формированием цели. Объектом-целью мотивации человека часто оказывается не уже существующий материальный объект (к примеру, пища или сексуальный партнер), а определенный уровень результатов, достичь которых собирается человек или достижения которых от него требует общество.
В экспериментальном плане некоторый свет на процесс формирования цели был пролит в работах, посвященных уровню притязаний. Многие исследования в области генетической психологии показали генез этого процесса. Известно, что трехлетние дети любят рисовать каракули, они просто чертят какие-то линии и явно получают удовольствие от этого. Их мотивация, таким образом, вызывает у них целый ряд моторных реакций.
Рассмотрим теперь исследования уровня притязаний, в которых были подвергнуты систематическому изучению некоторые аспекты формирования цели. Наиболее фундаментальной работой в этой области является исследование Хоппе (1930), осуществленное под руководством К.Левина. Прежде всего, Хоппе показал, что успех и неудача не могут быть определены в объективных терминах. Испытуемые, приступая к работе, ставят перед собой конкретную цель: они хотят и стремятся достичь определенного уровня результатов. Это и есть их уровень притязаний – то, к реализации чего они стремятся. Соотношением между уровнем конкретных притязаний и фактическим уровнем исполнения и определяетсякачественная оценка результатов деятельности, т.е. успех или неуспех деятельности. В одном из опытов Хоппе от испытуемого требовалось набрасывать кольца на крючки, закрепленные на ленте, передвигающейся перед ним с установленной скоростью. Оказалось, что один и тот же объективный результат (10 наброшенных колец из 16) может быть успехом для одного и неудачей для другого; и то, что может быть успехом в одном случае, при других обстоятельствах может оказаться неудачей. Более того, полученный результат является успехом или неудачей лишь в той мере, в какой он расценивается испытуемым как его личное достижение, а не как, скажем, случайность. Таким образом, для каждого испытуемого зона деятельности, в рамках которой он в состоянии оценивать свой результат как успех или неудачу, достаточно ограничена и более или менее специфична. За пределами этой зоны, т.е. когда задачи становятся либо слишком трудными, либо слишком легкими, результат расценивается в зависимости от природы самой задачи.
В экспериментах Хоппе проводил различие между реальной и идеальной целями, которые испытуемые часто смешивают при определении уровня своих притязаний. Большее или меньшее постоянство колебаний уровня притязаний в зависимости от эффективности деятельности по Хоппе как-то связано с динамической структурой “Я”. Сначала этот факт привлек к себе внимание Хоппе в связи с постоянством некоторых интраиндивидуальных закономерностей изменения начального уровня притязаний. Например, испытуемый 19, который терпел неудачу за неудачей и был вынужден снижать всякий раз свой уровень притязаний в процессе испытаний, приступал к каждой новой задаче, имея более высокий уровень притязаний, чем у остальных испытуемых. Напротив, испытуемый 14, добившийся известных успехов, приступал к каждому испытанию с самым низким уровнем притязаний.
Но более важным, чем начальный уровень, является изменение уровня притязаний в результате ознакомления с реальными результатами. В целом в условиях нашей культуры уровень притязаний повышается после успеха и снижается после неудачи.
Идея оптимума мотивации появилась очень давно. Психологи разных стран признавали, что интенсивная стимуляция отрицательно сказывается на нашей эффективности. Так, было показано, что, когда активация становится чрезмерной, эффективность человека ухудшается, появляются признаки дезорганизации и ослабления контроля. Однако экспериментальное доказательство существования оптимума мотивации было получено гораздо позже ввиду трудностей экспериментального изучения эмоций. Первые работы, в которых был выявлен этот оптимум, не касались собственно эмоции, но они установили зависимость между показателем активации и качеством исполнения.
Было выявлено, что оптимум мотивации изменяется при каждой задаче.8
В 1908 г. известным американским психологом Р.Йерксом совместно с Дж.Д. Додсоном был поставлен сравнительно несложный опыт, который продемонстрировал зависимость продуктивности выполняемой деятельности от уровня мотивации. Выявленная закономерность получила название закона Йеркса-Додсона, многократно экспериментально подтверждена и признана одним из немногих объективных, бесспорных психологических феноменов.
Законов фактически два. Суть первого состоит в следующем. По мере увеличения интенсивности мотивации качество деятельности изменяется по колоколообразной кривой: сначала повышается, затем, после перехода через точку наиболее высоких показателей успешности, постепенно снижается. Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется максимально успешно, называется оптимумом мотивации.
Согласно второму закону
Сам Йеркс всегда тяготел к антропоморфизму, не проводил принципиальных различий между поведением животных и людей, легко усматривал аналогии, далеко не бесспорные. Иногда это звучало наивно, однако по отношению к открытому им закону оказалось абсолютно справедливо.
Эксперимент, повторенный на
Похоже, авторы популярных
Согласно закону Йеркса-
Заключение
Итак, к началу текущего столетия в психологии мотивации выделились и до сих пор продолжают разрабатываться, как относительно самостоятельные, по меньшей мере 10 теорий. Только интеграция всех теорий с глубоким анализом и вычленением всего того положительного, что в них содержится, способно дать нам более или менее полную картину детерминации человеческого поведения. Однако такое сближение серьезно затрудняется из-за несогласованности исходных позиций, различий в методах исследований, терминологии и из-за недостатка твердо установленных фактов о мотивации человека
Очень непросто выявить, какие мотивы являются ведущими в мотивационном процессе конкретного человека в конкретных условиях. Знание логики процесса мотивации не обеспечивает решающих преимуществ в управлении данным процессом. Здесь немаловажным фактором является не очевидность мотивов. Можно догадываться, какие мотивы преобладают, но в конкретном виде их вычленить достаточно трудно.
Следует еще обратить внимание на один момент в проблеме формирования и развития мотивационный сферы. Цели, к которым стремится человек, со временем могут стать его мотивами. А став мотивами, они, в свою очередь, могут трансформироваться в личностные характеристики и свойства. Сформированные в процессе жизни и деятельности мотивы, ставшие привычными, или основными, отражаются на общем впечатлении, которое производит человек на окружающих, т.е. характеризуют личность в целом.
Список использованных источников литературы
1 Немов Р.С. Психология, книга 1-я,- М. 1998. 462 с.
2 www.bibliofond.ru Леонтьев Н.А. Психология общения. Тарту. 1974
3 Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2005.-583с.: ил, (с 524)
4 Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека: мотивационно-эмоциональные аспекты. М., 1975
5 Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. - М., 1986.
6 Рогов Е.И, Психология человека. - М.; Туманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 320 с.