Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:49, реферат
Многочисленные суждения различных авторов, чаще всего западных, о психоанализе свидетельствуют о наличии разноплановых, иногда противоположных точек зрения на существо фрейдовского учения. И хотя престиж и авторитет психоанализа в последнее время несколько упал, представляется актуальным обратиться к наследию З. Фрейда и его последователей и рассмотреть соотношение между психоанализом и отдельными направлениями современной философии.
Введение
Основные понятия и идеи фрейдизма. Психоанализ 3.Фрейда
Особенности воззрений последователей З. Фрейда
Фрейд и неофрейдизм
Детский психоанализ
Заключение
Список используемой литературы
Понятие архетипы Юнг разъясняет на основе учения о коллективном бессознательном, он проводит четкое разделение между индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное - это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов. Оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого, а также дочеловеческое животное состояние. Оно зафиксировано в мифологии, народном эпосе, религиозных верованиях и проявляется, то есть выходит на поверхность, у современных людей через сновидения. Поэтому для Юнга главным показателем действия бессознательного являются сновидения и его психоаналитическая деятельность.
Утверждая, что "теория сексуальности чрезвычайно важна для меня и в личностном, и в философском смысле" Юнг, тем не менее отрицает ее, как единственное выражение психической целостности личности и приводит многочисленные примеры "неврозов, в которых проблема сексуальности играла подчиненную роль, а на передний план выходили другие факторы, например, проблема социальной адаптации, давление трагических обстоятельств жизни, соображений престижа и т.д.".
Адлер, модифицируя исходную доктрину психоанализа, выделил в качестве фактора развития личности чувство неполноценности, порождаемое, в частности, телесными дефектами. Если Фрейд в объяснении мотивов поведения личности сосредоточивал свое внимание на выявлении причины действий человека, то А. Адлер считал, что для этого необходимо знать конечную цель его устремлений, "бессознательный жизненный план", при помощи которого он старается преодолеть напряжение жизни и свою неуверенность. Согласно учению Адлера, индивид из-за телесных дефектов (несовершенства человеческой природы) испытывает чувство неполноценности или малоценности. Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться среди других, он актуализирует свои творческие потенции. Эту актуализацию Адлер, используя понятийный аппарат психоанализа, называет компенсацией или сверхкомпенсацией. Сверхкомпенсация - это особая социальная форма реакции на чувство неполноценности. В "комплексе неполноценности" Адлер видит источник неврозов.
Если мы рассматриваем
психоанализ как систему
Ведущим представителем неофрейдизма был Э. Фромм. Значительные роль в формировании взглядов Фромма сыграло то, что в1929-1932 гг. он был сотрудником Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, где в те годы складывалась Франкфуртская школа (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе). Фромм принимает ту интерпретацию марксизма, которая сложилась в этой школе, стремясь синтезировать идеи "молодого Маркса" с психоанализом и другими современными философскими течениями (экзистенциализм, философской антропологией и др.). Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления - это следствие погруженности личности в различные социальные Среды. Однако, в отличии от марксизма, Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной Среды, а из двойственности человеческого существования: "экзистенциальной" и "исторической". К экзистенциальной составляющей человеческого бытия он относит два факта:
1. человек, по
его словам, изначально находится
между жизнью и смертью, "он
брошен в этом мире в
2. существует
противоречие между тем, что
каждое человеческое существо
является носителем всех
Совершенно иную, по Фромму, природу имеют исторические противоречия. Они не являются необходимой частью человеческого существования, а создаются и разрешаются человеком или в процессе его собственной жизни, или в последующие периоды истории. Устранение исторических противоречий Фромм связывал с созданием нового гуманистического общества. В книге "Революция надежды"(1968) Фромм излагает свои представления о путях гуманизации современного общества. Он возлагал большие надежды на введение "гуманистического планирования", "активизацию индивида путем замещения методов "отчужденной бюрократии" методами "гуманистического управления", изменения способа потребления в направлении увеличения "активации" человека и устранения его пассивности, распространения новых форм психодуховной ориентации", которые должны быть "эквивалентами религиозных систем прошлого". Одновременно Фромм выдвигает идею создания небольших общностей, в которых люди должны иметь свою собственную культуру, стиль жизни, манеру поведения, основанную на общих "психодуховных ориентациях", напоминающих результаты и символы церковной жизни.
На творчество
одного из лидеров неофрейдизма К. Хорни
оказала серьезное влияние
В книге "Наши внутренние конфликты" (1945) К. Хорни формирует три типа направленности поведения личности по отношению к окружающим ее людям:
1. к людям, как потребность в любви
2. от людей,
как потребность в
3. против людей, как потребность во власти.
При стойком
доминировании в поведении
1. услужливая, ищущая любви, одобрения любой ценой
2. пытающаяся отрешиться от общества
3. агрессивная, жаждущая престижа и власти.
Поскольку все эти формы реакций являются неадекватными, создается порочный круг: тревожность не устраняется, а наоборот, нарастает, порождая все новые и новые конфликты.
Идеи неофрейдизма,
несмотря на свои психологические концепции,
имели огромное влияние на общественную
жизнь, этику, культуру. Воззрения неофрейдистов
получили особенно широкую известность
в середине 60-х годов во времена выступлений
"новых левых", которые с энтузиазмом
восприняли идеи Райха о "сексуальной
революции", Маркузе об "одномерном"
человеке и необходимости "великого
отказа" как от капитализма, так и социализма,
искаженного тоталитарной системой власти.
Детский
психоанализ
Создание детского
психоанализа, несомненно, является заслугой
Фрейда. Его работа «Анализ фобии пятилетнего
мальчика» вошла в историю как первый
отчет о психоаналитическом лечении ребенка.
Приступая к лечению «маленького Ганса»,
который на почве вытесненной эдиповой
тревоги страдал фобией, связанной с лошадьми,
Фрейд стремился прежде всего обосновать
свое предположение о наличии связи между
инфантильной сексуальностью и неврозом
в зрелом возрасте.
Живейший научный интерес вызывало у Фрейда
именно психическое расстройство мальчика,
а не его лечение, поскольку аналитик встретился
с пациентом лишь один раз для короткой
консультации. Терапия которую проводил
отец Ганса, получавший устные и письменные
рекомендации Фрейда, изучавшего его отчеты,
завершилась успешно.
На фоне открытий, сделанных Фрейдом в
области инфантильных влечений в процессе
анализа взрослых пациентов, новой теории
развития, основанной на представлении
об эрогенных зонах, и теории бессознательной
душевной деятельности ощущалась настоятельная
потребность в ревизии тогдашней педагогической
системы.
Последователи Фрейда пришли к заключению,
что открытый подход к воспитанию ребенка,
рассчитанный на просвещение, позволяет
свести к минимуму риск появления невротических
расстройств в зрелом возрасте.
На первом Международном психоаналитическом
конгрессе, который состоялся в Зальцбурге
в 1908 году, Сандор Ференчи сделал доклад
на тему «Психоанализ и воспитание»; эта
же тема привлекла внимание цюрихского
психиатра Юнга в связи с наблюдениями
за собственными детьми; в 1909 году американский
педагог и психолог Стенли Г. Холл предложил
Фрейду и Юнгу посетить с докладами Соединенные
Штаты; швейцарский пастор Оскар Пфистер
разрабатывал методы «педагогического
анализа», предназначенного для лечения
подростков; эту работу продолжил его
ученик Ганс Цуллигер, практиковавший
детскую игровую терапию. Альфред Адлер
открыл в Вене несколько педагогических
консультационных кабинетов.
Зигфрид Бернфельд, работник детского
дома Баумгартен, и Август Айхорн, сотрудник
учебно-воспитательного заведения для
беспризорников и активист Общества управления
детскими приютами, пытались внедрить
новейшие психоаналитические концепции
в педагогику.
Материальным проявлением тесной взаимосвязи
между психоанализом и педагогикой стали
сочинения Термины Гуг-Гельмут, которая,
будучи первым детским и подростковым
психоаналитиком, практиковала амбулаторную
игровую терапию, совершая визиты к пациентам.
Начиная с 1919 года она выполняла обязанности
аналитика на отделении лечебной педагогики
венской педиатрической клиники и была
автором «цикла лекций для педагогов»,
а в 1923 году возглавила педагогический
консультативный центр в психоаналитической
амбулатории. Термина Гуг-Гельмут считалась
ведущим специалистом в области детского
психоанализа, и в 1920 году, спустя месяц
после того, как Карл Абрахам, Макс Эйтингон
и Эрнст Зиммель основали в Берлине Поликлинику
для психоаналитического лечения нервных
расстройств с учебным институтом, ей
доверили вести педагогический курс. Начиная
с 1918 года, собрания психоаналитического
общества стала посещать Лина Фрейд, которая
работала учительницей младших классов
и приступила к личному анализу под началом
Фрейда. В 1922 году ее приняли в общество,
и она провела анализ первых маленьких
пациентов.
В том же году под эгидой Венского психоаналитического
общества была создана амбулатория, а
в 1925 году, благодаря стараниям Хелен Дейч,
Зигфрида Бернфельда и Лины Фрейд, к амбулатории
присоединился устроенный но берлинскому
образцу учебный институт. Ключевые произведения
Лины Фрейд, в частности «Введение в методику
психоанализа», опубликованное в 1927 году,
и «Эго и защитные механизмы», увидевшее
свет в 1936 году, были созданы на основе
лекций, прочитанных перед учащимися этого
института. Кроме того, она издавала в
сотрудничестве с Августом Айхорном, Зигфридом
Бернфельдом и Вилли Хофером «Журнал психоаналитической
педагогики», который прекратил свое существование
в 1938 году и воскрес после войны в облике
The Psychoanalytic Study of the Child ([англ.] «Психоаналитическое
исследование ребенка»).
Мелани Клейн, завершив в Будапеште курс
анализа под началом Ференчи, приступила
к детскому психоанализу. Свои занятия
она продолжила в Берлине, где в период
между 1921 и 1926 гг., наряду с Бертой Борнштейн
и Адой Мюллер-Брауншвейг, работала под
руководством Карла Абрахама, а начиная
с 1926 года вплоть до кончины практиковала
детский психоанализ в Лондоне.
Первым пациентом Мелани Клейн стал ее
пятилетний сын Эрик, фигурирующий под
псевдонимом Фриц в отчете, который она
представила в 1919 году членам Венгерского
психоаналитического объединения. «Знания,
приобретенные в ходе этого анализа, определили
направление всей моей дальнейшей деятельности»,
— писала Мелани Клейн.
Клейн проводила лечение сына в детской,
используя его игрушки: «Ребенок с самого
начала делился со мной своими фантазиями
и тревогой преимущественно во время игры,
между тем как я их неизменно истолковывала...
Этот метод соответствует основному принципу
свободных ассоциаций» . На основе опыта,
приобретенного благодаря первой попытке
психоаналитического лечения ребенка,
Мелани Клейн разработала собственную
психоаналитическую теорию, вступив в
соперничество с Анной Фрейд.
Заключение
Многие понятия фрейдовского
Вот ряд положений, которые как показывает анализ публикаций, выдержали научную проверку:
1) некоторые характеристики орального и анального типа личности;
2) некоторые причинные факторы гомосексуальности;
3) некоторые аспекты Эдипова комплекса у мальчиков (чувства соперничества по отношению к отцу, сексуальные фантазии по поводу матери и страх кастрации).
Также ряд положений, которые не получили поддержки со стороны научных методов проверки:
1) что в сновидениях
в символической форме
2) что под влиянием эдипова комплекса мальчики и сравнивают себя с отцом, и усваивают его нормы супер-эго под влиянием страха;
3) что женщины имеют заниженную по сравнению с мужчинами оценку собственного тела, что у них менее развиты стандарты супер-эго.
Однако, несмотря
на всю критику в свой адрес, недостаток
научной строгости и некоторую
методологическую слабость, фрейдовский
психоанализ продолжает оставаться влиятельной
силой в современной психологии.
Список
используемой литературы
1. З. Фрейд. "Я и Оно". Хрестоматия по истории психологии, М., 1980.
2. З. Фрейд. "Психология бессознательного". Сборник произведений. Составитель М. Г. Ярошевский. М., 1989.
3. З. Фрейд. "Лекции по введению в психоанализ". М., 1997.
4. М. Г. Ярошевский. "Краткий курс истории психологии". М., 1995.
5. Л. Шерток. "Непознанное в психике человека". М., 1982.