Формы нарушения памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 01:26, доклад

Краткое описание

Основным условием запечатления любых следов является сохранение оптимального тонуса коры. Снижение коркового тонуса является основным фактором, который делает невозможным избирательное запечатление и хранение следов и приводит к нарушению общей модально-неспецифической памяти. Поэтому очевидно, что изучение физиологических механизмов обеспечения условий сохранения оптимального тонуса коры имеет непосредственное отношение к исследованию физиологических основ общей способности запечатлевать и сохранять избирательные системы следов, иначе говоря, к исследованию мозговых механизмов элементарной, общей памяти.

Файлы: 1 файл

МОДАЛЬНО неспецефические формы памяти (нарушения).docx

— 41.89 Кб (Скачать)

 

Если вызвать у нормального  испытуемого (или у больного со стертыми формами нарушения неспецифической  памяти) фиксированную гаптическую установку методом, предложенным Д.Н.Узнадзе, — когда испытуемому несколько раз предлагается ощупывать правой рукой больший, а левой меньший шар, после чего левый из двух одинаковых (контрольных) шаров по контрасту начинает казаться больше правого, — то оказывается, что иллюзия (называемая «фиксированной установкой») удерживается достаточно длительное время даже при воздействии посторонних интерферирующих раздражителей. То же имеет место и у больных со стертыми нарушениями памяти, возникающими, например, при опухолях гипофиза (Н. К. Киященко, 1969, 1973).

 

Если этот же опыт провести с больными, у которых в результате массивных  поражений глубоких отделов мозга  возникают грубые первичные нарушения  памяти, результаты оказываются иными. Хорошо удерживая фиксированную  установку в течение незаполненного побочными раздражителями интервала  времени, они сразу же теряют ее, если этот интервал заполняется побочной деятельностью (Н. К. Киященко, 1969, 1973). Этот факт показывает, что патологическая тормозимость следов распространяется в этих случаях не только на произвольную мнестическую деятельность, но и на все следы, которые не были объектом специального, преднамеренного, запоминания.

 

Сходные факты можно обнаружить с помощью известного опыта Ю. М. Конорского, заключающегося в том, что испытуемому предъявляют определенный раздражитель (например, окрашенную геометрическую фигуру), который через 30 — 60 — 120 с сменяется вторым — либо идентичным, либо отличающимся (например, геометрическая фигура другой формы или другого цвета). Нормальный испытуемый (как и больной со стертыми поражениями памяти) легко сохраняет образ первой фигуры и четко оценивает тождественность второй фигуры как в условиях «пустого» интервала, так и в условиях интервала, «заполненного» посторонней деятельностью.

 

У больных с массивными, глубокими  поражениями мозга и грубыми  нарушениями памяти этот опыт удается  лишь тогда, когда интервалы между  первым и вторым раздражителями не заполняются побочной деятельностью (Н. К. Киященко, 1969 1973).

 

Отличие стертых, неспецифических  нарушений памяти от грубых форм, наступающих  при массивных поражениях глубоких отделов мозга, обнаруживается не только в приведенных выше условиях.

 

Существенное различие только что описанных степеней первичного модально-неспецифического нарушения  памяти заключается в том, что если при стертых нарушениях памяти переход к удержанию организованных (осмысленных) мнестических групп оказывается достаточным для компенсации дефекта, то при массивных поражениях памяти того же типа подобный переход к организованным (осмысленным) мнестическим группам не избавляет больного от тормозящего влияния интерферирующих агентов, и нарушения памяти легко превращаются в нарушения сознания.

 

Все это показывает, что массивные  поражения глубин мозга препятствуют адекватному кодированию запоминаемого  материала и приводят к таким  нарушениям первичной памяти, которые  делают недействительным закон Бюлера, согласно которому запоминание мыслей несравненно более прочно, чем запоминание изолированных элементов, указывает на тесную связь этих образований с наиболее грубыми мнестическими расстройствами и стирает грань между нарушениями памяти и расстройствами сознания, которые эти поражения вызывают.


 

 

4.Два основных  типа нарушений памяти. (реферат)

 Были выделены два основных  типа нарушений памяти, а также  особый тип нарушений, который  можно обозначить как нарушение  мнестической деятельности (или псевдоамнезия).

 А. Модально-неспецифические нарушения памяти.

 К первому типу относятся  модально-неспецифические нарушения  памяти. Это целая группа патологических  явлений, неоднородных по своему  характеру, для которых общим  является плохое запечатление  информации любой модальности.  Модально-неспецифические нарушения  памяти возникают при поражении  разных уровней срединных неспецифических  структур мозга.

 В зависимости от уровня  поражения неспецифических структур  модально-неспецифические нарушения  памяти носят разный характер.

 Поражение уровня продолговатого мозга.

 При поражении уровня продолговатого  мозга (ствола) нарушения памяти  протекают в синдроме нарушений  сознания, внимания, цикла "сон-бодрствование". Эти нарушения памяти характерны  для травматических поражений  мозга и описаны в клинической  литературе как ретроградная  и антероградная амнезия, сопровождающая травму. Эта форма нарушений памяти изучена сравнительно мало.

 Поражения уровня гипофиза.

 Лучше всего изучены мнестические расстройства, связанные с поражением диэнцефального уровня (уровня гипофиза). Гипофизарные заболевания долгое время считались с точки зрения нейропсихологии бессимптомными. Однако при тщательном изучении у этой категории больных были обнаружены отчетливые нарушения памяти, имеющие ряд особенностей. Прежде всего, у таких больных существенно больше страдает кратковременная, а не долговременная память. Кратковременная память, или память на текущие события, у них очень ранима. В то же время даже при грубых нарушениях памяти мнестический дефект связан не столько с самим процессом запечатления следов, сколько с плохим их сохранением в связи с усиленным действием механизмов интерференции (то есть воздействия на следы побочных раздражителей), что и является причиной повышенной тормозимости следов кратковременной памяти.

При запоминании словесного, зрительного, двигательного или слухового  материала введение интерферирующей  деятельности на стадии кратковременной  памяти приводит к резкому ухудшению  последующего воспроизведения материала. Посторонняя деятельность, предложенная таким больным сразу же после  предъявления материала, как бы "стирает" предшествующие следы. Изучению механизмов интерференции следов у больных  с поражением срединных диэнцефальных  неспецифических структур мозга  был посвящен цикл исследований, в  которых подробно проанализированы особенности нарушений памяти у  данной категории больных. Исследовались  два типа интерференции: гомогенная и гетерогенная.

Гомогенной называется интерференция, при которой в качестве "помех" также используется деятельность запоминания, но уже другого материала. Например, больному предлагается для запоминания 3-4 слова. После их повторения ему  предлагается запомнить другие 3-4 слова. После того как больной правильно  воспроизводит вторую группу слов, его просят воспроизвести первую группу. Именно в этих условиях, когда  запоминаются две группы слов (то есть когда интерферирующим фактором выступает та же мнестическая деятельность), возникает наиболее отчетливый феномен тормозимости следов (слов первой группы - словами второй группы).

При гетерогенной интерференции в  качестве "помехи" используется другая - немнестическая - деятельность (например, счет в уме, чтение и др.). В этих случаях следы запечатлеваются лучше, однако тоже оказываются весьма ранимыми по сравнению с фоновыми данными (при "пустой паузе").  Таким образом, диэнцефальный уровень поражения мозга характеризуется нарушениями преимущественно кратковременной памяти, ее повышенной ранимостью, подверженностью следов явлениям интерференции (особенно гомогенной).

Другой особенностью этого типа нарушений памяти является повышенная реминисценция следов, то есть лучшее воспроизведение материала при  отсроченном (на несколько часов  или даже дней) воспроизведении материала  по сравнению с непосредственным воспроизведением.

Это пока еще недостаточно хорошо изученное явление в определенной степени присуще и здоровым людям. Однако у больных с поражением диэнцефальной области оно проявляется  более отчетливо, что связано, по-видимому, с нарушениями нейродинамики следовых процессов.

 

 Поражение лимбической системы.

 К модально-неспецифическим  нарушениям памяти приводит и  поражение лимбической системы (лимбической коры, гиппокампа, миндалины и др.). К ним относятся описанные в литературе случаи нарушений памяти, которые обозначаются как корсаковский синдром. У больных с корсаковским синдромом практически отсутствует память на текущие события. Они по несколько раз здороваются с врачом, хотя он только что был в палате, не могут вспомнить, что они делали несколько минут тому назад и т. п. Это грубый распад памяти на текущие события. В то же время у этих больных сравнительно хорошо сохраняются следы долговременной памяти, то есть памяти на далекое прошлое. Такие больные сохраняют и профессиональные знания. Они помнят, например, что с ними было во время войны, когда и где они учились и тому подобное. В развернутой форме этот синдром возникает при поражении гиппокампальных структур обоих полушарий. Однако даже одностороннего поражения области гиппокампа достаточно, чтобы возникла картина выраженных нарушений кратковременной памяти. Особую форму корсаковского синдрома составляют нарушения памяти в сочетании с нарушениями сознания, что нередко встречается при психических заболеваниях.

 Специальное изучение больных с корсаковским синдромом в клинике локальных поражений мозга показало, что в целом логика нарушений памяти у данной категории больных та же, что и у больных с поражением диэнцефальной области мозга, то есть непосредственное запечатление и воспроизведение материала оказалось у них отнюдь не таким плохим, как это можно было предположить. Больные иногда могли правильно воспроизвести 4-5 элементов ряда (например, 4-5 слов из 10) после первого их предъявления. Однако достаточно было пустой паузы (не говоря уже о гомо- и гетерогенной интерференции), чтобы следы "стирались". Здесь фактически наблюдалась та же картина, что и у больных с диэнцефальными поражениями мозга, но в более обостренном виде. В этих случаях следы еще в большей степени оказывались подверженными влиянию различных "помех". Это первая особенность нарушений памяти у данной категории больных.

Вторая особенность связана  с процессами компенсации дефекта. Клинические наблюдения показали, что  при диэнцефальных поражениях запоминание  материала улучшается, если больной  особенно заинтересован в результатах  исследования или если материал организуется в семантически осмысленные структуры. Таким образом, у этих больных  существует определенный резерв компенсации  дефекта. У больных с корсаковским синдромом этот резерв практически отсутствует. Повышенная мотивация или обращение к семантическому структурированию материала не приводят у них к заметному улучшению запоминания. Следует отметить, что у таких больных нередко наблюдаются и конфабуляции (тонкие симптомы нарушения сознания), так что нарушения памяти протекают у них в ином синдроме. В целом, однако, это те же модально-неспецифические нарушения памяти, подверженной влиянию интерференции, как и у больных с диэнцефальными поражениями мозга.

 

Поражения медиальных и базальных отделов лобных долей  мозга.

 Следующая форма модально-неспецифических  нарушений мнестической деятельности связана с поражением медиальных и базальных отделов лобных долей мозга, которые нередко поражаются при аневризмах передней соединительной артерии. В этих случаях возникают относительно узко локальные зоны поражения, что и позволяет изучать их симптоматику. Именно такая группа больных изучалась А. Р. Лурия, А. Н. Коноваловым и А. Я. Подгорной (1970) для оценки роли медиальных отделов мозга в мнестических процессах.

 Базальные отделы лобных  долей мозга сравнительно часто  поражаются опухолями разной  этиологии, что также дает возможность  исследовать нейропсихологические  проявления этих поражений. Нередко  наблюдаются смешанные медиобазальные очаги поражения. У таких больных возникают нарушения памяти в целом также по модально-неспецифическому типу в виде преимущественного нарушения кратковременной памяти и повышенной интерференции следов. Однако, кроме того, нередко к этим нарушениям добавляются и расстройства семантической памяти, или памяти на логически связанные понятия. Они смыкаются с нарушениями сознания по типу конфабуляции, которые также нередко наблюдаются у таких больных, особенно в острой стадии заболевания.

 Расстройства семантической  памяти проявляются прежде всего в нарушении избирательности воспроизведения следов, например в трудностях логического последовательного изложения сюжета только что прочитанного больному рассказа, басни (или какого-либо другого логически связного текста), в легком соскальзывании на побочные ассоциации. В заданиях на повторение серии слов такие больные обнаруживают "феномен привнесения новых слов", то есть тех, которых не было в списке, слов-ассоциаций (смысловых или звуковых). Неустойчивость семантических связей у подобных больных проявляется не только в заданиях на запоминание логически связного материала (словесного, наглядно-образного), но и при решении разного рода интеллектуальных задач (на аналогии, определение понятий и др.). У этой категории больных страдают и процессы опосредования запоминаемого материала (например, с помощью его семантической организации), что также является особенностью нарушений памяти при медиобазальных поражениях лобных долей мозга.

 

Памятью называется сохранение информации о раздражителе после того, как его действие уже прекратилось. Это общее определение памяти подходит к самым различным ее проявлениям.

  Также ее называют особым видом  психической деятельности, связанным  с восприятием (рецепцией), удержанием (ретенцией) и воспроизведением (репродукцией) информации.

Память - одно из наиболее важных свойств мозга, обеспечивающее усвоение из прошлого опыта необходимой информации, хранение ее и воспроизведение для решения актуальных задач и построения поведения в настоящем.

 Она является основой, на которой формируются поведение, мышление и сознание, т.е. психическая деятельность в целом.

Параметры памяти

1. Первый  параметр - память как психическая  функция характеризуется и с  точки зрения модальности - вида  запоминаемой информации

Разделяют память:

  •модально-неспецифическая 

  •модально-специфическая: развитие соответствующих процессов в разных анализаторных системах (зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная)

  •аффективная (эмоциональная) 

2. Второй параметр - свойство, присущее  памяти как психической функции, - это произвольный и непроизвольный  уровни ее реализации, т.е. запоминания  и воспроизведения материала. 

3. Третий параметр - характеристика  памяти с точки зрения семантической  организации – выделяют:

 •семантически неорганизованную (неосмысленную)форму памяти

 •семантически организованную форма памяти

 

Концепция А.Р. Лурии о 3-х блоках мозга. Примеры нарушения деятельности мозга.

В нейропсихологии  на основе анализа клинических данных была разработана общая структурно-функциональная модель работы мозга как субстрата  психической Деятельности. Эта модель, предложенная А.Р.Лурией, характеризует наиболее общие закономерности работы мозга как единого целого и является основой для объяснения его интегративной Деятельности. Согласно данной модели, весь мозг может быть подразделен на 3 основных структурно-функциональных блока: I-й – энергетический – блок, или блок регуляции уровня активности мозга; II-й блок – приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей извне) информации; III-й блок – программирования, регуляции и контроля за протеканием психической Деятельности. Каждая ВПФ осуществляется при участии всех 3-х блоков мозга, вносящих свой вклад в ее реализацию. Блоки мозга характеризуются определенными особенностями строения, физиологическими принципами, лежащими в основе их работы, и той ролью, которую они играют в осуществлении психических функций.

Информация о работе Формы нарушения памяти