Формирование русской модели государственного и хозяйственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 13:17, контрольная работа

Краткое описание

Актуальной задачей современной российской психологии управления является строгий отбор всего положительного из советской и зарубежных управленческих культур, а затем постепенная выработка на этой основе своей управленческой культуры.
И главной целью моей контрольной работы будет разобрать как управленческие культуры за рубежом, так и наши, российские и проанализировать их недостатки, преимущества, сходства. Мы подробно познакомимся с формирование русской модели государственного и хозяйственного управления, этапами его становления.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. «Экономическое чудо XX века» — немецкая модель управления.….4
1.1.Создание социальной рыночной экономики………………………..4
1.2.Роль государственного управления в экономике…………………..5
1.3.«Управление по результатам»………………………………………..6
1.4.«Совет мудрецов»……………………………………………………7
2. Американский менеджмент……………………………………………8
2.1.Лидер мировой экономики…………………………………………..8
2.2.Теория Z…………………………………………………………….10
3.Японские методы управления………………………………………….12
3.1.Принцип «человеческого потенциала»………………………...…..12
3.2.Система пожизненного найма………………………………………14
3.3.Система оплаты и продвижения «по старшинству»……………..15
3.4.Система принятия решений «рингисэй»………………………….17
3.5.Методы японского искусства управления………………………..17
3.6.Обучение и подготовка кадров……………………………………19
4. Формирование русской модели государственного и хозяйственного управления………………………………………………….……………………23
4.1.Советская система хозяйствования………………………………..23
4.2. Выбор пути развития России………………………………………25
4.3. Формирование современной теории управления в России…….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….…………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..

Файлы: 1 файл

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 1.docx

— 75.59 Кб (Скачать)

Коллективизм исходит из предпосылки, что каждый человек — член группы и не может считать себя свободным от групповых интересов и целей. Японский стиль управления ориентирован на групповую деятельность, каждый член коллектива, включая и руководителя, не мыслит себя вне общих задач. Эффективность работы японского менеджера — в обеспечении успешной деятельности возглавляемого им коллектива соратников, в применении таких методов воздействия, которые могли бы обеспечить добровольную и максимальную реализацию творческого потенциала каждого.

Очевидно, что японский стиль управления ближе к русскому общинному мировоззрению, к традиционному синкретизму, целостности социально-духовной структуры общества, но все-таки для организации производства по японской модели необходимо, чтобы... в России жило больше японцев. Обобщенный сравнительный анализ американской и японской систем управления наглядно приведен ниже.

АМЕРИКАНСКАЯ                                 ЯПОНСКАЯ

СИСТЕМА                                                 СИСТЕМА

Индивидуальный процесс принятия решений

Коллегиальный процесс принятия решений

Индивидуальная ответственность

Коллегиальная ответственность

Четкая формализованная структура управления

Гибкий неформальный подход к построению структуры управления

Четкие формализованные процедуры контроля

Общие, неформальные процедуры контроля

Индивидуальный контроль со стороны руководства

Групповые формы контроля

Быстрая оценка и продвижение

Медленная оценка и продвижение

Ориентация процесса отбора на профессиональные навыки и инициативу

Ориентация при отборе руководителей на способность осуществлять координацию и контроль

Стиль руководства, ориентированный на индивидуум

Стиль руководства, ориентированный на группу

Ориентация управляющих на достижение индивидуальных результатов

Ориентация управляющих на достижение гармонии в группе и групповые достижения

Целевые формальные рабочие отношения с подчиненными

Личные, неформальные отношения с подчиненными

Продвижение, основанное на индивидуальных достижениях и результатах

Продвижение, основанное на старшинстве и стаже работы

Специализированная профессиональная подготовка (Подготовка узких специалистов)

Неспециализированная профессиональная подготовка (Подготовка руководителей универсального типа)

Тесная связь размера оплаты с индивидуальными результатами и производительностью

Определение размера оплаты в зависимости от других факторов (Стаж работы, показатели работы группы и т.д.)

Краткосрочная занятость

Долгосрочная занятость


 

 

Если сравнить приведенные данные, то можно сделать вывод о существенной разнице между этими системами. Большинство элементов японской системы управления разумно, логически обосновано и может быть применено в практике русского менеджмента после определенной модификации. Территориальная близость наших стран делает перенос опыта Японии еще более привлекательным.

Однако в пользу концепций американского менеджмента выступает целая система веских аргументов. С XVIII века благодаря реформам Петра Великого Россия встала на путь промышленного развития, ориентируясь на европейские образцы, вначале на голландские, а затем и на немецкие, английские, французские. В конце XIX и в начале XX века стали упрочняться деловые контакты и с Америкой.

Целая книга, талантливо написанная американцем Р. Андерсоном и русским П. Н. Шихиревым [1], посвящена удивительному социальному, историческому и этнографическому сходству США и России: общая христианская религия, колоссальные территории, которые пришлось осваивать, этническая неоднородность русских и американцев. «И России, и США пришлось по разным причинам убедиться, что и мечтам о «котле», в котором выплавится единая новая американская нация, и мифу о «новой общности — советском народе» суждено на обозримое будущее остаться мечтами и мифом» [5]. Таких сходных черт у России и Японии нет, а если перейти к духовным ценностям и идеалам да еще вспомнить о «загадочной русской душе», то японская душа, самобытная культура, этика — не менее загадочны и своеобразны!

Не только русские, но и американцы готовы брать уроки у японской теории, практики и искусства управления. Многие американские корпорации уже внедряют различные формы и методы управления персоналом: обеспечение гарантии занятости работников на длительное время, внедрение системы постоянного повышения квалификации и ротации, применение методов коллективного принятия решений и контроля их исполнения, повышение внимания к «человеческому фактору» путем развития неформальных отношений между руководителями и подчиненными, «кружки качества» и т.п. Перспектива повышения качества продукции и производительности труда при развитии лояльности и преданности целям фирмы объясняет настойчивость внедрения японских методов управления, тем более что современная западная школа управления не может пока предложить равноценной альтернативы для совершенствования традиционных методов руководства крупным бизнесом. Если вновь обратиться к японскому менеджменту и рассмотреть его с позиций искусства управления, то японские методы и традиции весьма поучительны и вызывают искреннее уважение и большой интерес. Особенно если перенести методы японского искусства управления на семейные и межличностные отношения.

Формирование современной теории управления в России

Современная теория управления в России формируется на основе сотен и тысяч экономических, структурных и управленческих экспериментов, как результат мучительных поисков, проб и ошибок. Можно сколь угодно долго и язвительно критиковать «новых русских», но объективный анализ развития рыночных отношений в стране показывает, что насыщение рынка товарами, внедрение новых технологий — результат деятельности не старых, существовавших еще при советской власти предприятий, а в основном новых организаций и фирм. Сейчас уже хорошо известны такие мощные финансово-промышленные объединения, как «Менатеп», «Онэксим», «Микродин», «Логоваз», формирующие контуры русской модели производственного управления. В результате непродуманных, дилетантских, иногда и явно преступных акций, ради удовлетворения непомерных личных амбиций высших политических деятелей в стране произошло катастрофическое изменение ситуации во всех сферах общественной жизни, и правильно оценить эту новую ситуацию, сделать разумные выводы смогли именно новые экономические структуры. Старые предприятия, несмотря на колоссальные производственные мощности, отработанные межрегиональные связи, значительные интеллектуальные и трудовые ресурсы, не смогли оперативно вписаться в новые экономические условия.

Переход к рынку требует неотложного решения еще одной управленческой проблемы — создания конкурентной среды, ликвидации монополизма. Все ведущие страны мира с развитой рыночной экономикой принимали и продолжают принимать различимые, в том числе и законодательные меры по борьбе с монополизмом. Еще в 1890 г. в США был принят антимонопольный закон (закон Шермана), затем законы Клейтона (1914 г.), Вилера Ли (1938 г.), Целлера — Кефовера (1950 г.). В Германии действует закон, ограничивающий количество фирм, контролирующих рынок какого-либо товара: одна фирма не может контролировать более трети рынка товара, две-три фирмы не должны владеть более чем половиной рынка, а четыре-пять фирм могут контролировать лишь до 75% рынка. С 1986 г. во Франции действует Совет по конкуренции, имеющий право налагать крупные штрафы за нарушение антимонопольных законов — от 5 тыс. до 1 млн. франков.

Трудно поверить в необходимость и реальность отказа от рыночных отношений, но необходимость корректировки проводимых в стране преобразований очевидна. После разрушения советской системы хозяйствования стало очевидным существование колоссального рынка товаров и услуг, от сигарет и жевательной резинки до современных телевизоров и компьютеров. Пользуясь сакраментальным лозунгом, что «можно все, что не запрещено», новые предприниматели стали энергично и любыми способами наполнять рынок товарами, реализуя сложившуюся на рынке ситуацию в новые коммерческие возможности. В этом экономическом хаосе мгновенно обогащались, создавались и быстро исчезали все новые и новые компании, фирмы, но наиболее дальновидные стали понимать, что управлять преуспевающими компаниями на основе лишь личного авторитета, на харизме руководителя становится все более сложно и что жизненно необходимо учиться управлению, изучать опыт работы известных фирм в условиях жесткой конкурентной борьбы. На смену «романтически-разбойному» периоду русского менеджмента пришло время закладки фундамента научно обоснованной технологии управления, и многие новые бизнесмены сели за парты.

В середине 90-х годов при подготовке специалистов в области менеджмента и маркетинга в России сложилась весьма своеобразная ситуация — большая часть научной и учебно-педагогической литературы была написана в советские, дорыночные времена. Крупным специалистам в области управления, недавно убедительно доказывавшим несомненные преимущества социалистической экономики, этически было сложно писать о преимуществах капиталистической системы хозяйствования, и книжный рынок заполонили переводные, в основном американские книги. «Именно поэтому, — пишут специалисты известной исследовательско-консультативной фирмы «Альт», — а не в силу непатриотизма и склонности к экзотике новые (предприниматели России) в поисках источника знаний, необходимых для построения управляемого бизнеса, обратились к западной литературе, западным школам бизнеса, западным менеджерам и консультантам».

Сейчас, буквально на наших глазах, формируется новая, российская модель управления экономикой, и каждый ее успех или провал отзывается на уровне жизни населения. Формируются новые термины, новое понимание роли участвующих в управлении.

Таким образом, начинает складываться облик современного предпринимателя — человека, который владеет собственностью, использует наемный труд и часто берет на себя функции стратегического управления с целью получения максимальной прибыли. Статус предпринимателя подразумевает не только экономическую свободу и творческую самостоятельность в принятии управленческих решений, но и высокую юридическую, материальную и моральную ответственность за результаты своей деятельности. Все явственнее проступают контуры новой, русской системы управления, и главная ее особенность — ориентация на человека, его творческий потенциал, система должна работать на людей, с людьми, а не против них. Руководитель нового типа должен опираться на общечеловеческие этические ценности, владеть теорией, техникой и искусством воздействия на окружающих людей, быть открытым к инновациям, ко всему новому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в ходе нашей контрольной работы мы разобрали европейские, американские, японские методы управления и сравнили их с нашими, российскими.

Мы выяснили, что для американского стиля управления характерно качество культивированного феномена сильной личности;  им свойственно: индивидуализм – как свобода, инициатива – как способность жить, равенство возможностей – это психология авторитарного стиля руководства.

Психология управления японцев формировалась под влиянием двух факторов: творческого освоения зарубежного опыта и сохранения национальных традиций. Их качества: трудолюбие, настойчивость и терпение, дипломатичность, бережливость, духовная свобода, всегда готовы к обновлению и ждут его.

Психологические особенности управления в России – это особенности переходного периода:

    • Большая часть производственного потенциала в собственности государства;
    • Монополизированные структуры продолжают главенствовать;
    • Имеют место теневые структуры;
    • Инфляция заставляет государство вмешаться в экономическую форму государственных субсидий.
    • Рабочие и служащие считают, что предприятия служат их потребностью;
    • Большинство людей желали бы сохранить социальную защиту и гарантию и не принимать условия рынка;
    • Быстрое и по непонятным причинам обогащение олигархов вызывает у народа подозрение в воровстве;
    • Умы молодёжи формируют старшее поколение (нравственность, коллективизм, взаимопомощь).

 

Важно помнить, что у каждого народа – своя сверхценность. У американцев это преуспевание и задор молодой нации, у европейцев – прочность, устойчивость жизни, у японцев – верность традициям, «японскому духу». Наша сверхценность – эмоциональное восприятие окружающего мира, всемирно известная «русская душа» с её противоречиями и нравственными исканиями, бытовая философичность.

Хочется верить, что скоро время даст ответы на простые вопросы: имея перед глазами поучительные примеры американского, европейского и японского менеджмента, зная сильные и слабые их стороны, когда же Россия сможет кормить своих граждан не гамбургерами из «Макдоналдса», а своими чудесными пирожками и ароматными пельменями? Сможем ли мы гарантировать поставку запчастей пусть не в любую точку земного шара и не за 48 часов, как «Кэтерпиллер», а хотя бы в пределах России и хотя бы за 100 часов? И чтобы хоть половина наших предприятий могла бы трудиться как «одна семья», и когда же, наконец, руководитель, специалист и интеллигентный человек станут одним лицом?

Контрольная работа была интересной, познавательной для меня не только как для будущего психолога, но и как для российского человека, которому не безразлична судьба своего государства и народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Бланчард К., Вэгхорн Т. Миссия  возможно, или Как стать компанией  мирового класса / Пер. с англ. – Челябинск: Урал LTD, 1998.

2.В лабиринтах современного  управления / Под ред. Г.Р.Райтер: Пер. с англ. – М.: Экономика, 1999.

Информация о работе Формирование русской модели государственного и хозяйственного управления