Формирование характера

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 23:08, доклад

Краткое описание

Характер начинает формироваться с первых месяцев жизни. Основная роль в этом принадлежит общению с окружающими людьми. В поступках и формах поведения ребенок подражает своим близким. При помощи прямого обучения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых. Хотя характер и начинает формироваться с первых месяцев, тем не менее выделяют специальный cензитивный период для становления характера: возраст от двух-трех до девяти-десяти лет. В это время дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для почти любого воздействий со стороны. Дети с готовностью принимают любой новый опыт, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время еще пользуются безграничным доверием ребенка, поэтому они имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием.

Файлы: 1 файл

Формирование характера.docx

— 16.82 Кб (Скачать)

Формирование характера

Характер начинает формироваться с первых месяцев жизни. Основная роль в этом принадлежит общению с окружающими людьми. В поступках и формах поведения ребенок подражает своим близким. При помощи прямого обучения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых. Хотя характер и начинает формироваться с первых месяцев, тем не менее выделяют специальный cензитивный период для становления характера: возраст от двух-трех до девяти-десяти лет. В это время дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для почти любого воздействий со стороны. Дети с готовностью принимают любой новый опыт, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время еще пользуются безграничным доверием ребенка, поэтому они имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием.

   Для  становления характера ребенка  важен стиль общения окружающих  людей:

   1) взрослых  со взрослыми, 2) взрослых с детьми, 3)детей с детьми.

   Ребенок  и перенимает стиль общения, и  пытается приспособиться к нему, что в свою очередь тоже  влияет на становление характера. Принято считать, что то, как действуют  мать и отец в отношении  ребенка, спустя много лет становится  способом обращения его со  своими детьми, когда ребенок  станет взрослым и обзаведется  собственной семьей. Однако это  и так, и не так. Ребенок не  просто перенимает стили общения, он их критикует по-своему. Чем  взрослее ребенок и чем более  развит его интеллект и чем  охотнее он пользуется возможностями  своего разума, тем в большей  степени он проявляет критичность. Именно поэтому в ядро характера  всегда включается отношение  человека к истине. Пытливость  ума ребенка не может не  наложить отпечаток на формирование  его характера.

   Одними  из первых в характере человека  закладываются такие черты, как:

   1) доброта-эгоистичность, 2)общительность-замкнутость, 3)отзывчивость-безразличие.

Исследования показывают, что эти черты характера начинают формироваться задолго до начала школьного периода жизни, даже ещё в младенческом возрасте.

 Позже формируются другие черты характера:

1)трудолюбие-лень, 2) аккуратность-неаккуратность, 3) добросовестность-злонамеренность, 4) ответственность-безответственность,  5) настойчивость-малодушие.

Эти качества однако тоже начинают формироваться еще в дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх и доступных видах домашнего труда и иной бытовой деятельности. Большое значение на развитие черт характера оказывает стимуляция со стороны взрослых. Как низкая требовательность, так и очень высокая может пагубно сказаться на формировании характера. В дошкольном периоде сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное или отрицательное подкрепление). В начальных классах школы под воздействием нового опыта оформляются и корректируются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Ребенок начинает жить полноценной социальной жизнью, общаться с большим количеством людей, в том числе мало ему знакомых. Повышается ответственность ребёнка за результат деятельности. Его начинают сравнивать с другими детьми. Поэтому именно в начальной школе формируется такая важная черта характера как самоотношение. Школьные успехи могут сформировать уверенность в собственной интеллектуальной полноценности. Неудачи могут сформировать своеобразный "комплекс двоечника": ребенок перестает стараться, потому что он все равно "двоечник". В подростковом возрасте наиболее активно развиваются и закрепляются волевые черты характера. Подросток постепенно осваивает новые для себя сферы деятельности, пробует свои силы в них. В ранней юности окончательно формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности, которые большинство людей проносят через остаток своей жизни. Можно считать, что к окончанию школы характер человека в целом является сложившимся. То, что происходит с человеком в дальнейшем, почти никогда не делает характер его неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы. Однако характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. После окончания учебы самое большое "нововведение" в характере произойдет в первые несколько лет работы молодого человека. Интересная работа, продуктивные отношения с коллегами и начальством породят любовь к труду, к трудовым достижениям. Рутинная работа, деструктивные отношения с коллегами могут породить пассивность и иждивенческие настроения. Многие взрослые, сознательные люди являются сами творцом своего характера. Они анализируют свое поведение, свои мысли и чувства. Если что-то не нравится в себе, то сами себя воспитывают. Люди, способные к самовоспитанию, обычно достигают значительно больше успехов в жизни, чем более пассивные их "антагонисты".

   Огромное  влияние на формирование и  развитие характера во все  периоды жизни оказывает внешний  информационный фон:

   1)суждения окружающих людей о жизни, 2) поступки окружающих людей,  3) художественная литература (суждения и поступки вымышленных персонажей), 4) кино и другие медиа-образы, 5) господствующая идеология в обществе.


Информация о работе Формирование характера