Феномены группового влияния: групповая фасилитация, социальная ингибиция.

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 00:11, контрольная работа

Краткое описание

Психологическое открытие социальной группы как особой реальности человеческих отношений произошло во второй половине XIX в. и послужило решающим стимулом. Ученые обратились к анализу — преимущественно умозрительному — психологических особенностей народов, общества, масс, толпы, публики, полагая, что именно психология больших социальных общностей определяет ход истории. На основе разнообразных данных пришли к единому выводу, что взаимодействие с другими людьми и даже их присутствие — реальное, воображаемое или подразумеваемое — существенно влияет на мысли, чувства и поведение человека и, более того, сопровождается возникновением «надындивидуальных» явлений, свойственных некоторой совокупности лиц как целому.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….2
Социальная фасилитация и социальная ингибиция…………4
Феномены группового влияния...............................................8
Феномен группового давления……………………………….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….17

Файлы: 1 файл

Социальная.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

6. Огруппление мышления – «режим мышления, возникающий у людей в том случае, когда поиски консенсуса становятся настолько доминирующими для сплоченной группы, что она склонна отбрасывать реалистические оценки альтернативного способа действий». Стремление группы к внутренней гармонии однако может повредить ее реализму в оценке противоположных точек зрения. Особенно это верно, когда у членов группы сильна потребность в единстве, когда они изолированы от противостоящих идей и когда руководитель дает понять, что он хочет от группы. Симптомы этого неудержимого стремления к гармонии следующие: иллюзия неуязвимости, рационализация, никем не оспариваемая вера в этичность группы, стереотипный взгляд на противников, давление конформизма, самоцензура сомнений, иллюзия единомыслия и умохранители, защищающие группу от нежелательной информации. Тем не менее, как в экспериментах, так и в реальной истории группы иногда принимали мудрые решения. Благодаря этому можно найти противоядие от огруппления мышления. Собирая разностороннюю информацию и совершенствуя оценку возможных альтернатив, группа способна использовать преимущества от объединенной проницательности ее членов.

7. Влияние Личности на группу (Феномен влияния меньшинства). Если бы взгляды меньшинства никогда не побеждали, история застыла бы в неподвижности, и ничто бы никогда не менялось. По данным экспериментов, меньшинство наиболее влиятельно, если оно упорно и последовательно в своих взглядах, если в его действиях чувствуется уверенность и если ему удается переманивать перебежчиков из большинства. Даже если все эти факторы не убедят большинство принять взгляды меньшинства, они пробудят у представителей большинства сомнения в себе и склонят их к рассмотрению других альтернатив, часто приводящих к лучшему, более творческому решению. Благодаря своему целевому или социальному руководству формальные и неформальные лидеры обладают непропорциональным влиянием. Те, кто последовательно стремится к своей цели и наделены харизмой уверенности в себе, зачастую вызывают доверие и вдохновляют окружающих следовать за собой. Активное меньшинство может победить группу при следующих условиях: последовательность, уверенность, умение привлекать сторонников на свою сторону.  [6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Феномен группового давления

Как и насколько социальные силы ограничивают наши мнения и убеждения? Этот вопрос особенно актуален в наши дни. Необходимым условием существования любой группы является служение определенной цели. Это подразумевает тесную взаимосвязь между единством цели внутри группы и ее успешностью в выполнении задач. Психологи сделали вывод о том, что достижению групповых целей способствует высокая сплоченность. Члены группы, индивидуально или коллективно, могут оказывать давление на других в данной группе с целью подчинения их задачам, требующим безотлагательного решения.

Особенно остро стоит  проблема принятия системы групповых  норм для нового члена группы, адаптирующегося  в непривычной для него системе  отношений. Потому как перед ним  встает вопрос о принятии или отвержении этих норм, правил, ценностей данной группы.

Такие давления могут  оказываться чрезвычайно эффективными, влияя не только на выбор индивидуумом задачи, но и на индивидуальные убеждения  и даже на восприятие действительности.

Групповое давление в группе выполняет следующие функции:

а) помогает группе достичь  ее цели;

б) помогает группе сохранить  себя как целое;

в) помогает членам группы выработать "реальность" для соотнесения  с ней своих личных мнений;

г) помогает членам группы определить свое отношение к социальному окружению, что обеспечивает адаптацию в социуме.  [7]

Феномен группового давления получил в социальной психологии наименование феномена конформизма. Он состоит в наличии конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодолением конфликта в пользу группы. Само слово "конформизм" имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает "приспособленчество". Все люди делятся на: конформистов;  нонконформистов – противостояние группе. 

Петровский выделил 3 формы поведения:

    1. Внутригрупповая внушаемость (бесконфликтное принятие мнения группы).
    2. Конформизм (осознанное внешнее согласие с группой при внутреннем конфликте).
    3. Коллективизм (коллективистическое самоопределение Личности).

Различают внешнюю (публичную) конформность и внутреннюю (личную). При внешней конформности мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться. При всех различиях обе формы конформности близки в том, что служат специфическим способом разрешения осознанного конфликта между личным и доминирующим в группе мнением в пользу последнего: зависимость человека от группы вынуждает искать подлинного или мнимого согласия с ней, подстраивать свое поведение под кажущиеся чуждыми или непривычными эталоны.

В конформном поведении выделили:

  • - одобрение или внутренний конформизм – человек искренне принимает мнение группы;
  • - уступчивость или внешний конформизм – человек демонстрирует согласие с группой, а сам остается при своем мнении;
  • - негативизм (конформизм наизнанку) – человек всегда не согласен с требованиями группы.

Закономерности конформного  поведения:

    1. Степень конформизма зависит от специфики групповой задачи. Степень наиболее высока, когда задача неопределенна и сложна.
    2. Размер группы: наибольшая степень конформизма в группе от 3 до 5 человек. Увеличение размеров группы приводит к снижению.
    3. От сплоченности группы: чем выше сплоченность группы, тем сильнее власть группы над человеком.
    4. От статуса человека: человек с большим статусом оказывает большее давление.
    5. Публичность.
    6. Зависимость конформизма от пола и возраста. Дети более внушаемы (после 15 лел снижается). Женщины более чем мужчины.

Есть специфический  случай конформности, так сказать, "конформность наизнанку": если индивид ставит своей целью любой ценой противостоять  мнению группы, то он фактически вновь зависит от группы, ибо ему приходится активно продуцировать антигрупповое поведение, антигрупповую позицию или норму, т.е. быть привязанным к групповому мнению, но лишь с обратным знаком (многочисленные примеры негативизма демонстрирует, например, поведение подростков). Поэтому позицией, противостоящей конформности, является не негативизм, а такие понятия "независимость", "самостоятельность позиции", "устойчивость к групповому давлению" и т.п.

Стремление к социальному  одобрению настолько глубоко укоренилось у большинства людей, что они скорее с готовностью подчинятся ожиданиям других, чем рискнут вызвать их неодобрение. Потребность индивидуума в принятии других в группе может быть такой сильной, что будет распространяться на совершенно незнакомых людей.

Дальнейшие исследования феномена конформности привели к  выводу о том, что давление на индивида может оказывать не только большинство  группы, но и меньшинство. В соответствии с этим стали выделять два вида группового влияния: нормативное (давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор).  [9]

Специально организованные исследования показывают, что в различных  ситуациях процент людей, демонстрирующих  конформные реакции, может колебаться от 15 до 80. Это позволяет считать  конформность важным фактором социального  поведения человека.

 

 

 

 

 

Заключение

В группах мы более  возбуждены, испытываем больший стресс, более напряжены, а при выполнении сложных заданий более склонны  к ошибкам. «Затерявшись в толпе», мы становимся анонимами, склонными  к социальной лености, а деиндивидуализация благоприятствует проявлению самых скверных наших инстинктов. Зверства полицейских, самосуд толпы, бандитизм и терроризм — все это групповые явления. Групповая дискуссия нередко поляризует наши взгляды, усиливает взаимное неприятие и враждебность. Она может также подавлять инакомыслие, создавая благоприятные условия для единообразного огруппленного мышления, которое приводит к принятию трагических по своим последствиям решений. Поэтому нет ничего удивительного в том, что мы восхваляем тех одиночек — меньшинство, представленное одним человеком, — которые выступают против группы в защиту правды и справедливости.

Как и наши далекие  предки, мы зависим друг от друга  и нуждаемся во взаимной поддержке  и защите. Более того, группы способны усилить то лучшее, что есть в  нас. В группе бегуны бегут быстрее, зрители смеются громче, а меценаты становятся более щедрыми. В группах самопомощи люди проникаются еще большей решимостью бросить пить, похудеть и лучше учиться. Группы людей, близких по религиозным взглядам, способствуют большей духовности своих членов.

В зависимости от того, какие тенденции группа усиливает или подавляет, она может быть либо очень, очень плохой, либо очень, очень хорошей. Так что к выбору группы, которая будет оказывать на нас влияние, мы должны подходить мудро и осознанно.

В подростковом возрасте происходит перелом в сознании: подросток  осознает и чувствует себя взрослым и требует от окружающих отношения  к себе как ко взрослому. На этом этапе обостряется стремление к  автономии, самостоятельному оцениванию, неординарному решению проблем (что способствует самоутверждению личности), интенсифицируются процессы саморефлексии, самоанализа. Если другие ограничивают, подавляют это стремление, блокируют свободу в построении и изменении смыслов жизни, то возникают конфликты, а на глубинном уровне может развиться устойчивый когнитивный диссонанс.       Практический социальный психолог, планируя любое, как индивидуально-специфическое, так и функционально-ролевое свое влияние и взаимовлияние членов интересующей его группы должен учитывать феномен "фасилитация — ингибиция" и отдавать себе отчет в том, что порождаемый фасилитационный эффект может оказаться как существенным ресурсом для достижения поставленных целей, так и серьезным препятствием, которое этих целей достигнуть не позволит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.   Андреева Г.М. – "Социальная психология"- М.,1999.

2.    Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов — М: Аспект Пресс, 2003.— 475 с.

3.   Донцов А.И. «Психология коллектива» - М.,1984

4.   Кричевсктй Р.Л. « Динамика группового лидерства»- Вопросы психологии. №2.,-1980

 5.   Майерс Д. «Социальная психология» - СПб., 1998

6.   Петровский  А.В. «Личность. Деятельность. Коллектив».- М., 1982

7.   Робер М., Тильман А. «Психология индивида и группы» - М., 1988

8.  Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах – "Психологическая энциклопедия»

9.  Статья с сайта psylist - "Феномены группового сознания и группового давления. Конформность, конформизм, нонконформизм"

 10. Сидоров П. И., Парняков А. В. – "Введение в клиническую психологию"

11. "Социальная психология" под редакцией А.Л. Журавлева. – М., 1990

12.  ЧалдиниР. «Психология влияния» - СПб.,-1999

13. ФРОЛОВ  С.С. «Социология»Учебник Для высших учебных заведений-МОСКВА "НАУКА" 1994    Раздел IV СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ(стр. 146-168)




Информация о работе Феномены группового влияния: групповая фасилитация, социальная ингибиция.