Феномен тревожности в зарубежной и отечественной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 11:16, контрольная работа

Краткое описание

Основатель психоанализа Фрейд утверждал, что человек имеет несколько врождённых влечений - инстинктов, которые являются движущей силой поведения человека, определяют его настроение. Фрейд считал, что столкновение биологических влечений социальными запретами порождает неврозы и тревожность. Изначальные инстинкты по мере взросления человека получают новые формы проявления. Однако в новых формах они наталкивают на запреты цивилизации, и человек вынужден маскировать и подавлять свои влечения. В дальнейшем он заключил, что состояние нарастающего напряжения является результатом, не находящей выхода энергии либидо.

Файлы: 1 файл

Глава 1.2 оригинал.docx

— 28.20 Кб (Скачать)

1.2 Феномен тревожности в зарубежной и отечественной психологии.

 

Понимание тревожности было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врождённое свойство личности, как изначально присущее человеку состояние.

Основатель психоанализа Фрейд утверждал, что человек  имеет несколько врождённых влечений -  инстинктов, которые являются движущей силой поведения человека, определяют его настроение. Фрейд считал, что столкновение биологических влечений социальными запретами порождает неврозы и тревожность. Изначальные инстинкты по мере взросления человека получают новые формы проявления. Однако в новых формах они наталкивают на запреты цивилизации, и человек вынужден маскировать и подавлять свои влечения. В дальнейшем он заключил, что состояние нарастающего напряжения является результатом, не находящей выхода энергии либидо. Возбуждение, не завершившееся разрядкой, преобразуется и проявляется в нервозах страха. Однако по мере накопления опыта в лечении неврозов Фрейд пришёл к пониманию, что подобная интерпретация тревоги и страха является не верной. Он пересмотрел свою теорию и пришёл к следующему выводу: тревога является функцией Эго, и назначение её состоит в том, чтобы предупреждать человека о надвигающейся угрозе, которую надо встретить или сбежать. Тревога как таковая даёт возможность личности реагировать в угрожающих ситуациях адаптивным способом.

Фрейд выделял три основных вида тревоги:

1)объективную тревогу,  вызванную реальной внешней опасностью;

2)невротическую, вызванную  опасностью не известной и  не определённой;3)моральную, определяемую им как «тревожность совести» [11, с.74].

К. Роджерс рассматривал тревожность как переживаемое человеком  состояние скованности, напряженности Я - концепции индивида и актуального опыта: «реакция организма на подпороговое восприятие того, что такое противоречие может проникать в осознание, вызывая тем самым изменение в Я – концепции. Очевидно родственность подобного понимания тревожности и концепции тревоги Фрейда, особенно её первого, раннего варианта, согласно которому связанный с вытеснением аффект превращается в тревожность. Различия между этими концепциями в том, что, по мнению авторов, подлежит недопущению в сознание:

  • у Фрейда - это либидные инстинкты;
  • у Роджерса актуальный опыт индивида, который может представлять угрозу для его Я – концепции.

В соответствии с этим «хронизированную» тревожность, с точки зрения Роджерса, испытывают люди, для которых характерен конфликт между Я – концепцией или Я – реальным, с одной стороны, и Я – идеальным – с другой. [1, с.32 33].

Роджерс признаёт то, что человек думает о себе, - это ещё не есть для него реальность, а что человеку свойственно проверять свой опыт на практике окружающего мира, в результате чего, он оказывается в состоянии вести себя реалистически.

Другой источник Роджерс  видит в том, что есть явления, которые лежат ниже уровня сознания, и если эти явления носят угрожающий характер для личности, то они могут  быть восприняты подсознательно ещё  до того, как они осознаны. Это  может вызвать вегетативную реакцию, сердцебиение, которое сознательно  воспринимается как волнение, тревога, а человек не в состоянии оценить  причины беспокойства. Тревога ему кажется беспричинной.

Основную тревогу Роджерс выводит из соотношения двух систем личности – сознательной и бессознательной. Если между этими системами имеется полное согласие, то у человека хорошее настроение, он удовлетворён собой, спокоен. И наоборот, при нарушении согласованности между двумя системами возникают различного рода переживания, беспокойство и тревога. Главным условием, предупреждающим эти эмоциональные состояния, являются умения человека быстро пересматривать свою самооценку, изменять её, если этого требуют новые условия жизни.

Проблема тревожности  стала предметом специального исследования у неофрейдистов и, прежде всего  у К.Хорни.

В теории Хорни главные  источники тревоги и беспокойства личности коренятся не в конфликте между биологическими влечениями и социальными запретами, а являются результатом неправильных человеческих отношений.

В книге «Невротическая личность нашего времени» К.Хорни насчитывает 11 невротических потребностей:

  1. Невротическая потребность в привязанности и одобрении, желание нравиться другим, быть приятным.
  2. Невротическая потребность в «партнёре», партнёр, который исполняет все желания, ожидания, боязнь остаться в одиночестве.
  3. Невротическая потребность власти над другими посредством ума, предвидения.
  4. Невротическая потребность использовать других, получать лучшее от них.
  5. Потребность в социальном признании или престиже.
  6. Потребность личного обожания. Раздутый образ себя.
  7. Невротические притязания на личные достижения, потребность превзойти других.
  8. Невротическая потребность в самоудовлетворении и независимости, необходимости ни в ком не нуждаться.
  9. Невротическая потребность в любви.
  10. Невротическая потребность в превосходстве, совершенстве, недосягаемости.

К.Хорни считает, что при помощи удовлетворения этих потребностей человек стремится избавиться от тревоги, но невротические потребности не насыщаемы, удовлетворить их нельзя, а, следовательно, от тревоги нет путей избавления.[12, с.194].

Иначе подходит к пониманию  тревожности Э.Фромм. В отличии от Хорни Фромм подходит к проблеме психического дискомфорта с позиции исторического развития общества.

Э.Фромм считает, что в эпоху средневекового общества с его способом производства и классовой структурой человек не был свободен, но он не был изолирован и одинок, не чувствовал себя в такой опасности и не испытывал таких тревог, как при капитализме, потому что он не был «отчуждён» от вещей, от природы, от людей. Человек был соединён с миром первичными узами, которые Фромм называет «естественными социальными связями», существующими в первобытном обществе. С ростом капитализма разрываются первичные узы, и появляется свободный индивид, оторванный от природы, от людей, в результате чего он испытывает глубокое чувство неуверенности, бессилия, сомнения, одиночества и тревоги. Чтобы избавиться от тревоги порождённой «негативной свободой», человек стремится избавиться от самой этой свободы. Единственный выход он видит в бегстве от свободы, то есть бегство от самого себя, в стремлении забыться и этим подавить в себе состояние тревоги.

Фромм считает, что все  эти механизмы в том числе  «бегство в себя», лишь прикрывает чувство  тревоги, но полностью не избавляет  индивида от неё. Наоборот, чувство  изолированности усиливается, ибо  утрата своего «Я» составляет самое болезненное состояние. Психические механизмы бегства от свободы являются иррациональными, по мнению Фромма, они не являются реакцией на окружающие условия, поэтому не в состоянии устранить причины страдания и тревоги.[13, с.79]

В отечественной психологии первым выдвинул проблему внутреннего  или психологического конфликта  В. Н. Мясищев в работе «психология отношений». Он определял такой конфликт, как особое сочетание объективных и субъективных факторов, нарушающее значимые отношения личности и способствующее вследствие этого устойчивому переживанию эмоционального напряжения, интенсивность которого определяется субъективной значимостью для личности нарушенных отношений.

Г.Г. Аракелов, Н. Е. Лысенко, Е.Е. Шотт, в свою очередь отмечают, что тревожность – это многозначный психологический термин, который описывают как определённое состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека. Анализ литературы последних лет позволяет рассматривать тревожность с разных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами.

Тревожность – как черта  личности связана с генетически  детермированными свойствами функционирующего мозга человека, обуславливающими постоянно повышенным чувством эмоционального возбуждения, эмоций тревоги. [14,с.34-38]

В исследовании уровня притязаний у подростков Э.С. Неймарк обнаружила отрицательное эмоциональное состояние в виде беспокойства, страха, агрессии, которая была вызвана неудовлетворении их притязаний на успех. Также эмоциональное неблагополучие типа тревожности наблюдалось у детей с высокой самооценкой. Они претендовали на то, чтобы быть «самыми лучшими» учениками, или занимать самое высокое положение в коллективе, то есть были высокие притязания в определённых областях, хотя действительных возможностей для реализации своих притязаний не имели.

От неудовлетворения потребности  у ребёнка вырабатываются механизмы  защиты, не допускающие в сознание признание неуспеха, неуверенности  и потере самоуважения. Он старается  найти причины своих неудач в  других людях: родителях, учителях, товарищах. Пытается не признаться даже себе, что  причина неуспеха находится в  нём самом, вступает в конфликт со всеми, то указывает на его недостатки, проявляет раздражительность, обидчивость, агрессивность.

 М.С. Неймарк называет это «аффектом неадекватности» - «… острое эмоциональное стремление защитить себя от собственной слабости, любыми способами не допустить в сознание неуверенность в себя, подталкивание правды, гнев и раздражение против всего и всех». Такое состояние может стать хроническим и длиться месяцы и годы. Сильная потребность в самоутверждении приводить к тому, что интересы этих детей направляются только на себя.[15, с.19]

Такое состояние не может  не вызвать у ребёнка переживание  тревоги. Первоначально тревога обоснована, она вызвана реальными для ребёнка трудностями.  Но постоянно по мере закрепления неадекватности отношения ребёнка к себе, свои возможностям, людям, неадекватность станет устойчивой чертой его отношения к миру, и тогда недоверчивость, подозрительность и другие подобные черты, что реальная тревога станет тревожностью, когда ребёнок будет ждать неприятностей в любых случаях, объективно для него отрицательных.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что в основе отрицательных  форм поведения лежат: эмоциональное переживание, не спокойствие, не уютность и неуверенность за своё благополучие, которое может рассматриваться как проявление тревожности.[10, c.240]

Можно сделать вывод о  том, что тревожность основана на реакции страха, а страх является врождённой реакцией на определённые ситуации, связанные с сохранением  целостности организма.

Авторы не делаю различия между беспокойством и тревожностью. И то и другое появляется как ожидание неприятности, которая однажды может  вызвать у ребёнка страх. Тревога или беспокойство – это ожидание того, что может вызвать страх. При помощи тревоги ребёнок может избежать страха.

Анализируя и систематизируя рассмотренные теории можно выделить несколько источников тревоги, которые в своих работах выделяет авторы:

  1. Тревога из-за потенциального физического вреда. Этот вид беспокойства возникает в результате ассоциирования некоторых стимулов, угрожающих болью, опасностью, физическим неблагополучием.
  2. Тревога из-за потери любви (любви матери, расположения сверстников).
  3. Тревога может быть вызвана чувством вины, которая обычно проявляется не ранее 4-х лет. У более старших детей чувство вины характеризуется чувствами самоунижения, досады на себя, переживание себя как недостойного.
  4. Тревога неспособности овладеть средой. Она происходит, если человек чувствует, что не может справиться с проблемами, которые выдвигает среда. Тревога связана с чувством неполноценности, но не идентично ему.
  5. Тревога может возникнуть в состоянии фрустрации. Фрустрация определяется как переживание, возникающей при наличии препятствия к достижению желаемой цели или сильной потребности. Нет полной независимости между ситуациями, которые вызывают фрустрации и теми, которые приводят в состояние тревоги (потери любви родителей и т.д.) и авторы не дают чёткого различия между этими понятиями.
  6. Тревога свойственна каждому человеку в той или иной степени. Незначительная тревога действует мобилизующе к достижению цели. Сильное же чувство тревоги может быть «эмоционально калечащим» и привести к отчаянию. Тревога для человека представляет проблемы, с которыми необходимо справиться. С этой целью используются различные защитные механизмы (способы).

Однако, несмотря на, казалось бы, принципиальное различие между  пониманием тревожности как биологической или социальной, мы не можем разделить авторов по этому принципу. Эти две точки зрения постоянно сливаются, смешиваются у большинства авторов. Так, Хорни, которая считает тревогу изначальным свойством, «основной тревогой», тем не менее, подчёркивает и её социальное происхождение, её зависимость от условий формирования в раннем детстве.

Наоборот, Фромм, который стоит как будто на совсем других социальных позициях, в то же время считает, что тревога возникает в результате нарушения «естественных социальных связей», «первичных уз». А что такое естественные социальные узы?  - это природные, то есть не социальные. Тогда тревога является результатом вторжения социального в биологическое. Это же рассматривает Фрейд, но только вместо разрушения естественных влечений, по его мнению, происходит разрушение «естественных связей».

Информация о работе Феномен тревожности в зарубежной и отечественной психологии