Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 22:46, автореферат
Актуальность исследования. В настоящее время в России происходит трансформация традиционных стереотипов репродуктивного поведения, меняются паттерны семейных отношений. Создание семьи откладывается на более поздний возраст, уменьшается количество детей в семье, дилемма "ребенок или карьера" все чаще решается женщинами в пользу карьеры.
Введение.
Глава 1. Основные подходы к изучению материнства в современной психологии 1.1. Обзор психологических концепций материнства в зарубежной психологии.
1.1.1. Культурологические концепции.
1.1.2. Этологические концепции.
1.1.3. Психоаналитические концепции.
1.1.4. Концепции социального научения.
1.1.5. Теории материнской депривации.
1.2. Основные направления изучения материнства в отечественной психологии.
1.2.1. Изучение детско - родительских отношений.
1.2.2. Изучение материнства в ситуации девиации.
1.2.3. Изучение материнства как самостоятельного психологического феномена.
Глава 2. Концепции самосознания в современной психологии
2.1. Анализ концепций самосознания в зарубежной психологии.
2.2. Проблема самосознания в отечественной психологии.
Глава 3. Описание и обоснование методов исследования самосознания матерей и нерожавших женщин
3.1. Методы изучения материнства в современной психологии.
3.2. Методы исследования самосознания в современной психологии.
3.3. Описание и обоснование методов исследования.
3.3.1 Изучение самосознания методом завершения предложений.
3.3.2. Метод ретроспективной рефлексии B.C. Мухиной.
3.3.3. Метод изучения ценностных ориентаций М. Рокича.
3.3.4. Модификация метода изучения структурных звеньев самосознания B.C. Мухиной (опросник «Современная женщина»).
Глава 4. Экспериментальное изучение самосознания матерей и нерожавших женщин
4.1. Описание и обоснование выборки.
4.2. Описание и обсуждение данных пилотажного исследования.
4.3. Анализ результатов основного исследования.
4.3.1. Особенности притязаний на признание матерей и нерожавших женщин.
4.3.2. Особенности полоролевой идентификации матерей и нерожавших женщин.
4.3.3. Особенности психологического времени матерей и нерожавших женщин.
4.3.4. Особенности социального пространства матерей и нерожавших женщин.
Феномен материнства и его отражение в самосознании современной молодой женщины
Оглавление:
Введение.
Глава 1. Основные подходы
к изучению материнства в современной
психологии 1.1. Обзор психологических
концепций материнства в
1.1.1. Культурологические концепции.
1.1.2. Этологические концепции.
1.1.3. Психоаналитические концепции.
1.1.4. Концепции социального научения.
1.1.5. Теории материнской депривации.
1.2. Основные направления
изучения материнства в
1.2.1. Изучение детско - родительских отношений.
1.2.2. Изучение материнства в ситуации девиации.
1.2.3. Изучение материнства
как самостоятельного
Глава 2. Концепции самосознания в современной психологии
2.1. Анализ концепций самосознания в зарубежной психологии.
2.2. Проблема самосознания в отечественной психологии.
Глава 3. Описание и обоснование методов исследования самосознания матерей и нерожавших женщин
3.1. Методы изучения материнства в современной психологии.
3.2. Методы исследования
самосознания в современной
3.3. Описание и обоснование методов исследования.
3.3.1 Изучение самосознания
методом завершения
3.3.2. Метод ретроспективной рефлексии B.C. Мухиной.
3.3.3. Метод изучения ценностных ориентаций М. Рокича.
3.3.4. Модификация метода изучения структурных звеньев самосознания B.C. Мухиной (опросник «Современная женщина»).
Глава 4. Экспериментальное изучение самосознания матерей и нерожавших женщин
4.1. Описание и обоснование выборки.
4.2. Описание и обсуждение
данных пилотажного
4.3. Анализ результатов основного исследования.
4.3.1. Особенности притязаний
на признание матерей и
4.3.2. Особенности полоролевой идентификации матерей и нерожавших женщин.
4.3.3. Особенности психологического времени матерей и нерожавших женщин.
4.3.4. Особенности социального
пространства матерей и
Введение:
Актуальность исследования.
В настоящее время в России
происходит трансформация традиционных
стереотипов репродуктивного
В социологических и
Для самосознания современной женщины характерны две тенденции. Одна тенденция заключается в том, что женщина становится активным субъектом на поприще социальной деятельности. Другая состоит в том, что для женщины в нестабильном социуме возрастает значимость семьи, где реализуется потребность ее членов в любви и безопасности, а ребенок выступает как гарант возможной реализации полноценного бытия.
Обе эти тенденции носят внешний характер. Глубинно конец XX и начало XXI века создают условия, которые влияют на традиционно сложившуюся ментальность материнства.
Ментальность — уровень
индивидуального и
Методологическая основа исследования состоит в понимании значения условий, предпосылок и внутренней позиции человека как основополагающих факторов, определяющих развитие самосознания. Это видение факторов, ответственных за самосознание человека, принято за основу психологией развития XXI столетия. Разделяя общую методологическую позицию в отношении понимания развития личности, мы опираемся на концепцию B.C. Мухиной относительно влияния реалий развития и бытия личности на ее самосознание. Все выделяемые B.C. Мухиной реалии условий существования человека (предметный и природный миры, реалии образно-знаковых систем, социального пространства), влияют на особенности самосознания и его структурных звеньев. Сказанное позволяет нам презентировать логику нашего исследования, исходя из общей методологии психологии развития и теории феноменологии развития и бытия личности B.C. Мухиной.
Цель исследования — выявление особенностей содержания структурных звеньев самосознания молодой матери.
Задачи исследования:
• теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;
• отбор и обоснование методов исследования;
• эмпирическое изучение особенностей самосознания матерей, анализ и интерпретация полученных результатов.
Предмет исследования - особенности самосознания молодой матери.
Объект исследования - замужние женщин в возрасте 20 - 28 лет, имеющих одного ребенка раннего возраста.
Гипотеза исследования состоит
в предположении, что материнство
как психологическое состояние
и присваиваемая
Методы исследования:
• метод завершения предложений,
• метод ретроспективной рефлексии B.C. Мухиной,
• метод исследования ценностных ориентаций М. Рокича,
• опросник "Современная женщина" (модификация метода изучения структурных звеньев самосознания B.C. Мухиной и К.А. Хвостова),
• метод экспертных оценок,
• метод контент - анализа,
• описательные статистические методы обработки данных.
Научная новизна: В работе
предпринята попытка
Практическая значимость
работы: Результаты исследования используются
при разработке программ психологического
сопровождения молодых матерей,
в работе психологических консультаций
и психологических служб
Достоверность полученных данных обеспечена опорой на научную теорию развития самосознания личности, а также применением комплекса методов исследования, адекватного цели, объекту и предмету исследования, методического инструментария, качественным и количественным анализом материала.
Положения, выносимые на защиту:
I. Сточки зрения внутрисемейных отношений:
1. Материнство может развиваться в соответствии с социально ожидаемой нормой построения семьи в рамках ключевой триады "мать — отец — дитя" (B.C. Мухина) и может трансформировать самосознание молодой женщины в ином направлении. Трансформация самосознания матери выражается в переключении с диадных отношений "мужчина - женщина" на диадные отношения "дитя - мать". Здесь отец психологически исключается из взаимодействия в новых условиях увеличившейся и качественно изменившейся семьи, а мать с измененным самосознанием фиксируется только (или преимущественно) на ребенке.
2. Подтверждены выводы B.C.
Мухиной относительно
Адекватный тип: субъект-субъектный;
Неадекватный тип: субъект-объектный
3. В сфере структуры
самосознания женщины-матери
В сфере притязаний на признание женщина принимает позицию "Я - мама" и все связанные с этой позицией права и обязанности.
В сфере психологического времени мать центрируется прежде всего на настоящем времени, в котором безусловную и первостепенную ценность обретает дитя.
II. Сточки зрения ориентации на внесемейные отношения, на карьеру и социальную активность
1. Достаточно типичным
является сужение общения, при
этом смещается круг
2. У женщин, ориентированных
на карьеру, сохраняется
Организация исследования. Исследование проводилось на базе детских садов № 177 (Центр развития ребенка), 1514, 853 города Москвы, Школы для пап и мам Психологического центра при МГУ в течение 1999-2002 г. Всего в эксперименте приняли участие 180 женщин в возрасте от 20 до 28 лет.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены в публикациях автора, докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психологии развития Mill У, аспирантских объединениях и научных конференциях, при чтении лекций и проведении семинаров по курсам "Психология развития" и "Семьеведение" на факультете педагогики и психологии Mill У.
Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и приложения. Общий объем диссертации 264 страницы. Список использованной литературы состоит из 190 названий. Работа иллюстрирована 35 таблицами и 3 диаграммами.
Заключение:
Результаты исследования значимых ролей у замужних и незамужних нерожавших женщин представлены в таблице 4.3.23.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенные нами анализ литературы по проблеме и эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Материнство может развиваться в соответствии с социально ожидаемой нормой построения семьи в рамках ключевой триады "мать - отец - дитя" (B.C. Мухина) и может трансформировать самосознание молодой женщины в ином направлении. Трансформация самосознания матери выражается в переключении с диадных отношений "мужчина—женщина" на диадные отношения "дитя-мать". Здесь отец психологически исключается из взаимодействия в новых условиях увеличившейся и качественно изменившейся семьи, а мать с измененным самосознанием фиксируется только (или преимущественно) на ребенке.
2. Подтверждены выводы B.C.
Мухиной относительно
Исследование матерей из полной семьи, имеющих желанного ребенка, показало их стремление к субъект-субъектным отношениям с ребенком. Женщина осваивает новый тип прежде неизвестных ей отношений — отношения мать — ребенок, где значимым является каждый из них. Выстраивание отношений с ребенком и с другими значимыми людьми в жизни женщины является неотъемлемой частью материнства.
3. В сфере структуры
самосознания женщины-матери
В сфере притязаний на признание и социального пространства женщина принимает позицию "Я - мама" и все связанные с этой позицией права и обязанности. Молодые матери рассматривают материнство как новый статус, который можно представить в трех аспектах: социальный статус, статус в собственной семье, статус женщины.
На осознание этого статуса влияет реальность предметного мира. Вокруг матери и ее ребенка неизменно происходят метаморфозы предметного окружения. Предметный мир по-своему презентирует мать и дитя.
В восприятии и реализации женской роли происходит дифференциация гетеросексуальных отношений и материнства. Для матери идентификация себя как женщины в наибольшей степени связана с фактом материнства. У нерожавших женщин идентификация себя как женщины происходит, прежде всего, через наличие устойчивых гетеросексуальных отношений.
Информация о работе Феномен материнства и его отражение в самосознании современной молодой женщины