Феномен материнства и его отражение в самосознании современной молодой женщины

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 22:46, автореферат

Краткое описание

Актуальность исследования. В настоящее время в России происходит трансформация традиционных стереотипов репродуктивного поведения, меняются паттерны семейных отношений. Создание семьи откладывается на более поздний возраст, уменьшается количество детей в семье, дилемма "ребенок или карьера" все чаще решается женщинами в пользу карьеры.

Оглавление

Введение.

Глава 1. Основные подходы к изучению материнства в современной психологии 1.1. Обзор психологических концепций материнства в зарубежной психологии.

1.1.1. Культурологические концепции.

1.1.2. Этологические концепции.

1.1.3. Психоаналитические концепции.

1.1.4. Концепции социального научения.

1.1.5. Теории материнской депривации.

1.2. Основные направления изучения материнства в отечественной психологии.

1.2.1. Изучение детско - родительских отношений.

1.2.2. Изучение материнства в ситуации девиации.

1.2.3. Изучение материнства как самостоятельного психологического феномена.

Глава 2. Концепции самосознания в современной психологии

2.1. Анализ концепций самосознания в зарубежной психологии.

2.2. Проблема самосознания в отечественной психологии.

Глава 3. Описание и обоснование методов исследования самосознания матерей и нерожавших женщин

3.1. Методы изучения материнства в современной психологии.

3.2. Методы исследования самосознания в современной психологии.

3.3. Описание и обоснование методов исследования.

3.3.1 Изучение самосознания методом завершения предложений.

3.3.2. Метод ретроспективной рефлексии B.C. Мухиной.

3.3.3. Метод изучения ценностных ориентаций М. Рокича.

3.3.4. Модификация метода изучения структурных звеньев самосознания B.C. Мухиной (опросник «Современная женщина»).

Глава 4. Экспериментальное изучение самосознания матерей и нерожавших женщин

4.1. Описание и обоснование выборки.

4.2. Описание и обсуждение данных пилотажного исследования.

4.3. Анализ результатов основного исследования.

4.3.1. Особенности притязаний на признание матерей и нерожавших женщин.

4.3.2. Особенности полоролевой идентификации матерей и нерожавших женщин.

4.3.3. Особенности психологического времени матерей и нерожавших женщин.

4.3.4. Особенности социального пространства матерей и нерожавших женщин.

Файлы: 1 файл

феномен материнства.docx

— 37.89 Кб (Скачать)

Феномен материнства и  его отражение в самосознании современной молодой женщины

Оглавление:

 

Введение.

 

Глава 1. Основные подходы  к изучению материнства в современной  психологии 1.1. Обзор психологических  концепций материнства в зарубежной психологии.

 

1.1.1. Культурологические концепции. 

 

1.1.2. Этологические концепции. 

 

1.1.3. Психоаналитические концепции. 

 

1.1.4. Концепции социального научения.

 

1.1.5. Теории материнской  депривации.

 

1.2. Основные направления  изучения материнства в отечественной  психологии.

 

1.2.1. Изучение детско - родительских отношений.

 

1.2.2. Изучение материнства  в ситуации девиации.

 

1.2.3. Изучение материнства  как самостоятельного психологического  феномена.

 

Глава 2. Концепции самосознания в современной психологии

 

2.1. Анализ концепций самосознания  в зарубежной психологии.

 

2.2. Проблема самосознания  в отечественной психологии.

 

Глава 3. Описание и обоснование  методов исследования самосознания матерей и нерожавших женщин

 

3.1. Методы изучения материнства  в современной психологии.

 

3.2. Методы исследования  самосознания в современной психологии.

 

3.3. Описание и обоснование  методов исследования.

 

3.3.1 Изучение самосознания  методом завершения предложений. 

 

3.3.2. Метод ретроспективной  рефлексии B.C. Мухиной. 

 

3.3.3. Метод изучения ценностных  ориентаций М. Рокича.

 

3.3.4. Модификация метода  изучения структурных звеньев  самосознания B.C. Мухиной (опросник «Современная женщина»).

 

Глава 4. Экспериментальное  изучение самосознания матерей и  нерожавших женщин

 

4.1. Описание и обоснование  выборки. 

 

4.2. Описание и обсуждение  данных пилотажного исследования.

 

4.3. Анализ результатов  основного исследования.

 

4.3.1. Особенности притязаний  на признание матерей и нерожавших  женщин.

 

4.3.2. Особенности полоролевой идентификации матерей и нерожавших женщин.

 

4.3.3. Особенности психологического  времени матерей и нерожавших  женщин.

 

4.3.4. Особенности социального  пространства матерей и нерожавших  женщин.

Введение:

 

Актуальность исследования. В настоящее время в России происходит трансформация традиционных стереотипов репродуктивного поведения, меняются паттерны семейных отношений. Создание семьи откладывается на более поздний возраст, уменьшается  количество детей в семье, дилемма "ребенок или карьера" все  чаще решается женщинами в пользу карьеры.

 

В социологических и психологических  исследованиях отмечается, что демографические  тенденции приобретают тревожный  характер: смертность превышает рождаемость, происходит естественная убыль населения.

 

Для самосознания современной  женщины характерны две тенденции. Одна тенденция заключается в  том, что женщина становится активным субъектом на поприще социальной деятельности. Другая состоит в том, что для женщины в нестабильном социуме возрастает значимость семьи, где реализуется потребность  ее членов в любви и безопасности, а ребенок выступает как гарант возможной реализации полноценного бытия.

 

Обе эти тенденции носят  внешний характер. Глубинно конец XX и начало XXI века создают условия, которые влияют на традиционно сложившуюся  ментальность материнства.

 

Ментальность — уровень  индивидуального и общественного  сознания. Контекст ментальности материнства  зависит от общей социальной ситуации. Сегодня в числе прочих проблем, связанных с глобализацией, это  и социальные перемены, отражающие новые достижения в репродукции  с помощью медицины. Прежде всего, речь идет о социальном родительстве и биологических предтечах происхождения ребенка, о донорском материнстве, анонимном предоставлении спермы, заимствовании чужой яйцеклетки и о многом другом. Все эти достижения науки и техники, реально помогая отдельным людям - женщинам, мужчинам, семьям, в действительности отчуждают ценность материнства как уникальную, неповторимую возможность зачать, выносить и выпестовать ребенка. Отчуждение может происходить как в общественном самосознании, так и в самосознании самой матери. Мы согласны с В.С.Мухиной, которая пишет: "Каждая женщина как уникальная личность сама может определять свое отношение к материнству. Но если у женщины специфически осложненные особенности, если она живет во времени, когда, благодаря новым достижениям науки материнство вольно или невольно девальвируется, ей может быть чрезвычайно сложно обрести себя в материнстве. Материнство - культурный феномен, и его смысл и значение могут меняться вместе с культурой". Изучение феномена материнства и его отражения в самосознании женщины XXI века -актуальная социальная и психологическая проблема.

 

Методологическая основа исследования состоит в понимании  значения условий, предпосылок и  внутренней позиции человека как  основополагающих факторов, определяющих развитие самосознания. Это видение  факторов, ответственных за самосознание человека, принято за основу психологией  развития XXI столетия. Разделяя общую  методологическую позицию в отношении  понимания развития личности, мы опираемся  на концепцию B.C. Мухиной относительно влияния реалий развития и бытия  личности на ее самосознание. Все выделяемые B.C. Мухиной реалии условий существования  человека (предметный и природный  миры, реалии образно-знаковых систем, социального пространства), влияют на особенности самосознания и его  структурных звеньев. Сказанное  позволяет нам презентировать логику нашего исследования, исходя из общей методологии психологии развития и теории феноменологии развития и бытия личности B.C. Мухиной.

 

Цель исследования — выявление  особенностей содержания структурных звеньев самосознания молодой матери.

 

Задачи исследования:

 

• теоретический анализ научной  литературы по проблеме исследования;

 

• отбор и обоснование  методов исследования;

 

• эмпирическое изучение особенностей самосознания матерей, анализ и интерпретация  полученных результатов.

 

Предмет исследования - особенности  самосознания молодой матери.

 

Объект исследования - замужние женщин в возрасте 20 - 28 лет, имеющих  одного ребенка раннего возраста.

 

Гипотеза исследования состоит  в предположении, что материнство  как психологическое состояние  и присваиваемая феноменологическая культурная ценность, определяет особенности  самосознания женщины — биологической  матери. В сфере притязаний на признание  позиция "Я - мама" в условиях благоприятного окружения поднимает статус женщины  в ее собственных глазах на особое место, обусловленное традиционными  ценностями. В сфере психологического времени мать центрируется на настоящем  времени, в котором безусловную  ценность обретает дитя. В силу этих причин в социальном пространстве прав и обязанностей могут происходить  переверзии в отношении: референтных прежде групп и лиц; в отношении к отцу ребенка и к самому ребенку.

 

Методы исследования:

 

• метод завершения предложений,

 

• метод ретроспективной  рефлексии B.C. Мухиной,

 

• метод исследования ценностных ориентаций М. Рокича,

 

• опросник "Современная женщина" (модификация метода изучения структурных звеньев самосознания B.C. Мухиной и К.А. Хвостова),

 

• метод экспертных оценок,

 

• метод контент - анализа,

 

• описательные статистические методы обработки данных.

 

Научная новизна: В работе предпринята попытка исследовать  материнство как составную часть  самосознания молодой матери. Показана специфика содержания структурных  звеньев самосознания молодой матери, психологически включенной в триаду "женщина-дитя-мужчина". Проанализировано совокупное влияние факторов замужества и материнства на самосознание женщины.

 

Практическая значимость работы: Результаты исследования используются при разработке программ психологического сопровождения молодых матерей, в работе психологических консультаций и психологических служб родильных  домов и женских консультаций. Полученные в работе данные вошли  в лекционные и семинарские материалы  по курсам "Психология развития", "Семьеведение" на факультете педагогики и психологии МПГУ.

 

Достоверность полученных данных обеспечена опорой на научную теорию развития самосознания личности, а  также применением комплекса  методов исследования, адекватного  цели, объекту и предмету исследования, методического инструментария, качественным и количественным анализом материала.

 

Положения, выносимые на защиту:

 

I. Сточки зрения внутрисемейных  отношений: 

 

1. Материнство может развиваться в соответствии с социально ожидаемой нормой построения семьи в рамках ключевой триады "мать — отец — дитя" (B.C. Мухина) и может трансформировать самосознание молодой женщины в ином направлении. Трансформация самосознания матери выражается в переключении с диадных отношений "мужчина - женщина" на диадные отношения "дитя - мать". Здесь отец психологически исключается из взаимодействия в новых условиях увеличившейся и качественно изменившейся семьи, а мать с измененным самосознанием фиксируется только (или преимущественно) на ребенке.

 

2. Подтверждены выводы B.C. Мухиной относительно возможного  расщепления внутренней позиции  матери на адекватный и неадекватный  типы. Действительно выявляются  у здоровых психически женщин, находящихся официально в условиях  полной семьи, разные внутренние  позиции материнства: 

 

Адекватный тип: субъект-субъектный;

 

Неадекватный тип: субъект-объектный

 

3. В сфере структуры  самосознания женщины-матери происходят  изменения, связанные с биологической,  психологической и социальной  перестройкой.

 

В сфере притязаний на признание  женщина принимает позицию "Я - мама" и все связанные с  этой позицией права и обязанности.

 

В сфере психологического времени мать центрируется прежде всего на настоящем времени, в котором безусловную и первостепенную ценность обретает дитя.

 

II. Сточки зрения ориентации  на внесемейные отношения, на карьеру и социальную активность

 

1. Достаточно типичным  является сужение общения, при  этом смещается круг референтных лиц по типу конъюкции (пересечения большого и малого кругов Эйлера).

 

2. У женщин, ориентированных  на карьеру, сохраняется ценностное  отношение к социальной активности, при этом может происходить  отчуждение от переживания материнской  ментальности.

 

Организация исследования. Исследование проводилось на базе детских садов  № 177 (Центр развития ребенка), 1514, 853 города Москвы, Школы для пап и  мам Психологического центра при  МГУ в течение 1999-2002 г. Всего в  эксперименте приняли участие 180 женщин в возрасте от 20 до 28 лет.

 

Апробация и внедрение  результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены в публикациях автора, докладывались  и обсуждались на заседаниях кафедры  психологии развития Mill У, аспирантских объединениях и научных конференциях, при чтении лекций и проведении семинаров по курсам "Психология развития" и "Семьеведение" на факультете педагогики и психологии Mill У.

 

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех  глав, заключения, библиографии и приложения. Общий объем диссертации 264 страницы. Список использованной литературы состоит  из 190 названий. Работа иллюстрирована 35 таблицами и 3 диаграммами.

Заключение:

 

Результаты исследования значимых ролей у замужних и незамужних нерожавших женщин представлены в таблице 4.3.23.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

Проведенные нами анализ литературы по проблеме и эмпирическое исследование позволяет сделать следующие  выводы:

 

1. Материнство может развиваться в соответствии с социально ожидаемой нормой построения семьи в рамках ключевой триады "мать - отец - дитя" (B.C. Мухина) и может трансформировать самосознание молодой женщины в ином направлении. Трансформация самосознания матери выражается в переключении с диадных отношений "мужчина—женщина" на диадные отношения "дитя-мать". Здесь отец психологически исключается из взаимодействия в новых условиях увеличившейся и качественно изменившейся семьи, а мать с измененным самосознанием фиксируется только (или преимущественно) на ребенке.

 

2. Подтверждены выводы B.C. Мухиной относительно возможного  расщепления внутренней позиции  матери на адекватный и неадекватный  типы.

 

Исследование матерей  из полной семьи, имеющих желанного  ребенка, показало их стремление к субъект-субъектным отношениям с ребенком. Женщина осваивает новый тип прежде неизвестных ей отношений — отношения мать — ребенок, где значимым является каждый из них. Выстраивание отношений с ребенком и с другими значимыми людьми в жизни женщины является неотъемлемой частью материнства.

 

3. В сфере структуры  самосознания женщины-матери происходят  изменения, связанные с биологической,  психологической и социальной  перестройкой.

 

В сфере притязаний на признание  и социального пространства женщина  принимает позицию "Я - мама" и  все связанные с этой позицией права и обязанности. Молодые  матери рассматривают материнство  как новый статус, который можно  представить в трех аспектах: социальный статус, статус в собственной семье, статус женщины.

 

На осознание этого  статуса влияет реальность предметного  мира. Вокруг матери и ее ребенка  неизменно происходят метаморфозы  предметного окружения. Предметный мир по-своему презентирует мать и дитя.

 

В восприятии и реализации женской роли происходит дифференциация гетеросексуальных отношений и  материнства. Для матери идентификация  себя как женщины в наибольшей степени связана с фактом материнства. У нерожавших женщин идентификация себя как женщины происходит, прежде всего, через наличие устойчивых гетеросексуальных отношений.

Информация о работе Феномен материнства и его отражение в самосознании современной молодой женщины