Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 21:48, реферат
3 стадии развития поведения – 3 качественно новые формы психики (отражения):Инстинкт – элементарная сенсорная психика, отражаются отдельные свойства окружающей среды, сенсорные ощущения;Навык – перцептивная психика, отражаются предметы или ситуаций в целом, в виде образов восприятия;Интеллект – стадия интеллекта, происходит обобщение отражений, отражение отношений в виде предметных ситуаций в целом. Специфическая форма человеческого поведения – трудовая деятельность. Строя гипотезу о необходимости возникновении сознания, Леонтьев сравнивает поведение животных в общем с трудовой деятельностью человека. Труд (трудовая деятельность) – это преобразование природы (в том числе, собственной). У животных нет преобразования природы, у них – приспособительная деятельность. Оно приспосабливается к условиям среды, но не преобразует ее. Труд - это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. В человеческом поведении появляются биологически нецелесообразные формы, когда мотивы и цели не совпадают. Например, деятельность человека в условиях коллективного труда. Действие - процесс, конечный желаемый результат (мотив) и реальная цель которого не совпадают. Смысл действия - отношение мотива к цели. Возникает необходимость в сознании - сознавании, понимании смысла, ради чего выполняется биологически нецелесообразное действие. Человек должен сознавать смысл своих действий: Сознание возникает благодаря происходящему в труде выделению действий, познавательные результаты которых абстрагируются и идеализируются в форме языковых значений. При этом они несут в себе способы, предметные условия и результаты действий. Каждый человек в ходе онтогенеза приобщается к нему через овладение языком, и благодаря этому формируется его индивидуальное сознание.
3 стадии развития поведения – 3 качественно новые формы психики (отражения):Инстинкт – элементарная сенсорная психика, отражаются отдельные свойства окружающей среды, сенсорные ощущения;Навык – перцептивная психика, отражаются предметы или ситуаций в целом, в виде образов восприятия;Интеллект – стадия интеллекта, происходит обобщение отражений, отражение отношений в виде предметных ситуаций в целом.
Проекция как психологический феномен Понятие проекции (от лат. projectio - выбрасывание) как психологическое понятие появляется впервые в психоанализе и принадлежит З. Фрейду (1894). Он полагал, что анксиозные неврозы возникают в том случае, когда психика не может овладеть эндогенно развившимся сексуальным возбуждением, и в этом случае происходит проекция этого возбуждения во внешний мир.
Интерпретация этого понятия в психоанализе прочно связала его с защитными механизмами "Я". Проекция (наряду с вытеснением, рационализацией, сублимацией и др. ) рассматривалась в качестве одного из защитных механизмов. Процесс конфликта, в соответствии с З. Фрейдом, изживается благодаря особому психическому механизму - проекции. Основоположник психоанализа в своей работе "Тотем и табу" пишет о том, что "враждебность, о которой ничего не знаешь и также впредь не хочешь знать (выделено мною - Л. Б. ), переносится из внутреннего восприятия во внешний мир и при этом отнимается от самого себя и приписывается другим.
Точности ради отметим, что в работах З. Фрейда есть упоминание и о том, что проекция возникает не только в случае конфликта между "Я" и бессознательным, но также "принимает самое большое участие в образовании внешнего мира". Однако это расширительное толкование проекции не было воспринято психоанализом. Понимание проекции в качестве защитного механизма было названо "классической проекцией". Существование проекции в ее классическом понимании по день нынешний вызывает дискуссии и не может считаться окончательно доказанным. Посмотрим на одно из достаточно типичных исследований, посвященных классической проекции. В этой работе Дж. Халперн оценивал испытуемых по специально созданной шкале, определяющей "защищенность" от полового возбуждения. Затем была предложена серия фотографий лиц, из которых нужно было отобрать "самого неприятного". На следующем этапе обследуемым были предложены откровенные изображения сексуальных сцен. После этого все испытуемые описывали себя и избранного "неприятного субъекта" по стандартному перечню черт личности. Результаты показали, что обследуемые, которым была присуща сильно развитая защищаемость от полового возбуждения, отрицали его возникновение при просмотре изображений и проецировали это возбуждение на неприятного им человека. Эффект значительно усиливался, когда в качестве такого человека выступал мужчина. Казалось бы, имеются основания говорить о защитной функции проекции, но пока воздержимся от окончательного вывода. Мы еще вернемся к этому исследованию, рассматривая проекцию не только в качестве защитного механизма, а значительно шире, понимая ее как неотъемлемое свойство психической активности человека. "Проекция не создана для отражения душевных переживаний, она имеет место и там, где нет конфликтов", - пишет З. Фрейд. Проекция, не привязанная намертво к сфере бессознательного, вечно конфликтующего с сознанием, а понятая как человеческая особенность, без которой нет собственного видения предметов и явлений окружающей действительности, была названа "атрибутивной проекцией". Прав Т. Шибутани, писавший о том, что люди воспринимаются как живые лишь тогда, когда на них проецируются вполне определенные, хорошо осознанные переживания и способности. Классическую и атрибутивную проекцию, по мнению разных авторов, можно различать по "мишеням", избираемым для проекции. Предполагается, что классическая проекция направлена на отрицательно оцениваемых лиц, а когда индивид осознает у себя наличие негативных черт, он наделяет ими лиц, к которым у него положительное отношение. Такое понимание проекции - наделение собственными мотивами, потребностями, чувствами других людей, а соответственно и понимание их поступков - основывается как на многовековых донаучных наблюдениях, так и на экспериментальных исследованиях, а поэтому не случайно некоторыми психологами полагается в качестве единственно обоснованного.
Соотнесение понятий сознание и психика показывает, что психика более широкое понятие, чем сознание, поскольку психические явления могут носить как актуальный, так и потенциальный характер. Например, хранящиеся в памяти знания, не участвующие в процессах настоящего, не являются актуально сознательными. Даже у вполне развитого человека основной запас опыта хранится за пределами непосредственного контроля сознания. Человек испытывает все физиологически доступные воздействия, но не все они становятся фактом сознания. Психика является достоянием всех видов животных, сознание же присуще только человеку, да и то не во всяком состоянии. Сознание отсутствует у новорожденных, у некоторых категорий душевно больных, у человека в состоянии сна. Таким образом, в психической сфере человека помимо сознания существует огромная сфера неосознаваемого психического.
— Субсенсорные (то есть подпороговые) ощущения и восприятия.
— Интероцептивные ощущения, которые не осознаются в норме, когда человек здоров и начинают осознаваться только при нарушениях состояния здоровья.
— Автоматизмы и навыки, которые вырабатываются в течение жизни (например, автоматизм речи, ходьбы, навык письма, рабочие навыки). Сознательная деятельность может выполняться лишь тогда, когда большинство ее элементов автоматизировано. Мы можем следить за смыслом речи и письма, только если их механизм автоматизирован.
— Импульсивные действия — действия, совершаемые безотчетно, без контроля сознания. Часто такие действия человек совершает в состоянии аффекта.
— Информация, которая накапливается в течение всей жизни и хранится в памяти. Из всей суммы имеющихся знаний в каждый момент в фокусе сознания находится только небольшая ее доля. Формы бессознательной переработки информации, в частности, интуиция.
— Установка как целостное состояние человека, выражающее динамическую направленность личности на активность в каком-либо виде деятельности, устойчивую ориентацию по отношению к определенным объектам.
— Психические явления, возникающие во сне. Сон — это не состояние отдыха мозга, а его деятельностное состояние. «Необходимость отвлечения от сигналов внешнего мира (именно это и составляет сущность сна) связана с особенностями организации переработки информации, с заполнением информационной емкости кратковременной памяти, с необходимостью рассортировки информации в долговременную память, в текущую программу деятельности, для уничтожения ненужного» (Вейн). То есть сон, как активное состояние мозга, характеризуется психической деятельностью, которая не осознается человеком.
Таким образом, сфера бессознательного психического велика и ее нельзя считать низшим уровнем психики, так как это специфически человеческое явление, детерминированное общественными условиями, неразрывно связанное с сознанием.
Можно попытаться ответить на данный вопрос чисто формально: бессознательное — это то в психике человека, что участвует в управлении активностью организма и поведением человека, но не осознается, то есть не входит в содержание сознания. Такой ответ на заданный вопрос будет с формальной точки зрения правильным, но с психологической точки зрения бессодержательным. Он никак не приблизит нас к пониманию природы бессознательного именно в психике человека. Попробуем подойти к ответу на вопрос по-иному. Определим бессознательное как то, что, как и само сознание, может быть описано в психологических терминах, что, как и соответствующие сознательные явления, участвует в регуляции поведения человека. При этом добавим, что факт участия бессознательного в регуляции поведения человек обычно не осознает, часто активно не признает, отрицает и ничего определенного об этом сказать не может. Приведем для иллюстрации существования бессознательного пример, на который для доказательства его существования часто ссылался З.Фрейд. В своих публичных выступлениях и книгах он часто описывал следующий случай:
«Некоторого внушаемого, то есть поддающегося действию гипноза, человека вводят в комнату, имеющую выход на балкон. На улице в это время прекрасная погода, тепло, ярко светит солнце, дышится легко, на небе ни облачка. Человека вводят в состояние гипноза и внушают ему мысль о том, что комната наполнена дымом, а на улице идет дождь. После этого ему дают в руки зонтик, предлагают выйти на балкон и с раскрытым зонтиком постоять там несколько минут, пока дым в комнате не рассеется. Получив такую инструкцию, человек в точности ее выполняет. Спустя некоторое время после того, как он, находясь под гипнозом, постоял с открытым зонтиком на балконе (при безоблачном небе под лучами яркого солнца), человека вновь возвращают в комнату, берут у него зонтик и выводят из состояния гипноза. Далее человека начинают расспрашивать о том, что он делал, находясь в состоянии гипноза.
Выясняется, что человек более или менее правильно припоминает почти все свои действия. Затем ему задают вопросы о том, почему он взял зонтик, почему вышел на балкон и стоял там с раскрытым зонтиком. Теперь, когда человек находится в сознании и видит, что в комнате ничего не происходит (нет дыма), а на улице ярко светит солнце и нет дождя, ответить на эти вопросы ему нелегко. Однако человек не теряется и находит на них ответы. Он говорит, например, что ему захотелось посмотреть, как выглядит зонтик на солнце, какова его расцветка, так как он якобы собирался купить своей жене такой же зонтик. Если это его объяснение не принимается, то человек тут же, спустя несколько минут, придумывает другое, столь же разумное и правдоподобное, на первый взгляд, но не соответствующее действительности объяснение. Так может продолжаться до тех пор, пока экспериментатор, последовательно отклонив все объяснения самого испытуемого как неверные, не раскроет ему тайну и не скажет, что в состоянии гипноза ему просто внушили мысль о том, что комната наполнена дымом, что на улице идет дождь, и в связи с этим предложили выйти на балкон, постоять там некоторое время с открытым зонтиком. Испытуемый, однако, довольно странно реагирует на правильное, соответствующее действительности, объяснение его поведения. Он вдруг заявляет: «Не может этого быть!», и категорически отвергает как правдоподобное такое объяснение его поведения, которое исходит из бессознательного».
Фрейд объяснял происходящее в этом опыте следующим образом. Во-первых, утверждал он, человек, находясь в состоянии гипноза, точно так же, достаточно разумно воспринимал словесные инструкции и действовал в соответствии с ними, как обычно понимают слова, обращенные к ним, и действуют люди, находящиеся в сознании. Следовательно, психическая регуляция поведения этого человека в бессознательном состоянии налицо. Во-вторых, человек сам придумывает правдоподобные объяснения своему поведению, верит в них, отстаивает их, убеждает в этом других людей, хотя оказывается, что эти объяснения не соответствуют действительности. Значит, поведением и психикой человека управляет не только сознание, но также бессознательное; значит, сознание, в свою очередь, не открывает полных и истинных источников поведения человека. В-третьих, в данном опыте человек отрицает, не признает правильное объяснение его поведения, и из этого следует, что и в реальной жизни он может поступать именно так. Иными словами, сознание человека не полностью контролирует его поведение даже тогда, когда человек находится в сознании. Поведением человека в это время управляет наряду с сознанием и бессознательное.
Информация о работе Дореволюционный период развития возрастной психологии в России