Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 00:47, курсовая работа
Насилие над женщинами и детьми совершается во всех странах мира, независимо от их общественного и государственного строя остается одной из наиболее серьезных нерешенных проблем современности. В среднем каждая третья женщина хоть раз в жизни становится жертвой изнасилования или грубого обращения с ней. Тревожной является социальная статистика, констатирующая эмоциональную депривацию детей и жестокое обращение с ними
Введение……………………………………………………….3-5
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с жертвами домашнего насилия………………………………………………….6-15
Домашнее насилие как социально-психологическая проблема………………………………………………………………6-11
Влияние домашнего насилия на психическое и социальное развитие ребенка………………………………………………………………11-15
Вывод по главе 1……………………………………………..16
Глава 2. Содержание работы социальных учреждений с жертвами домашнего насилия…………………………17-31
2.1. Подходы к организации работы с жертвами домашнего насилия……………………………………………………………….17-25
2.2. Опыт работы специализированных учреждений………25-31
Вывод по главе 2……………………………………………….31
Заключение…………………………………………………….32
Список использованных источников………………………..33-35
Эмоционально-психологическое насилие заключается в умышленном периодическом или постоянном психическим воздействием одного члена семьи на другого, с целью получения власти и контроля [4, с. 116].
Оно может проявляться в форме игнорирования психологических потребностей женщины: потребностей в безопасности, принятии, саморазвитии и самореализации; в форме постоянных угроз и унижения; желание поставить партнершу в неловкое положение и продемонстрировать другим людям ее недостатки. Личность женщины намеренно обесценивается, и она становится аутсайдером в семье; в форме принуждения женщины быть свидетелем насилия над ее детьми. В данном случае женщина не только вынуждена наблюдать насилие, но не имеет права и реальной возможности защитить своих детей [23, с. 110]
Между тем разнообразные формы психологического насилия оказывают огромное разрушительное воздействие на личность, формируя представления человека о себе как о неполноценном, ущербном. А также заниженную самооценку. Все исследования семейной жизни в нашей стране показывают широкую распространенность психологического насилия, причем мало кем осознается как насильственное воздействие. Например, исследование 2001 года показало, что брань, ругательства как форма психологического насилия осознавались только 47, 7 % взрослых жителей Беларуси, а непристойные шутки и замечания – 21,8 % [4, с.115].
Еще одним видом внутрисемейного насилия над женщиной является экономическое насилие, которое выражается через ограничение в финансовых средствах, упреки в растратах денег, материальная зависимость от супруга, манипулирование с помощью денег, отбирание заработанных денег [4, с. 115]. Таким образом, экономическая зависимость делает женщину особенно уязвимой и повышает вероятность домашнего насилия.
Проблема домашнего насилия на сегодняшний день очень многогранна и заслуживает огромного внимания. Насилие в семье разрушает всю гармонию семейного благополучия, что приводит к ряду нарушений в духовной и социальной сфере личности индивида [9, с. 160].
Домашнее насилие является сегодня одной из важнейших причин, которые способствуют социальному и психологическому нездоровью семьи, лишают ее стабильности и безопасности.
Долгое время эта тема замалчивалась и отвергалась обществом, что порождало множество заблуждений и неверных представлений. Сегодня статистика фиксирует положительную динамику этого страшного явления и все более очевидным становится тот факт, что проблема семейного неблагополучия в целом и насилия в частности требует решения комплекса задач. Для разрешения этой сложной ситуации необходимы совместные усилия государственных и общественных организаций, работников органов внутренних дел, социальных педагогов, социальных работников.
Рассматривая семью как один из основных источников сохранения культурных и духовных ценностей, необходимо осознавать, что традиции насилия могут передаваться следующим поколениям как часть негативного опыта. Рост насилия в обществе и его криминализация напрямую связаны с взаимоотношениями в семье.
1.2 Влияние
домашнего насилия на
Насилие над детьми –
сложная проблема, которая часто
укореняется в предыдущих поколениях.
Отрицательные последствия
По статистике наиболее частыми проявлениями плохого обращения является лишение еды, питья (20 – 24%), запирание в темноте (10 – 15%), изгнание из дома (12,6%) [22, с. 63]. При наиболее типичных случаях жестокого обращения с ребёнком родители злоупотребляют силой или властью над уязвимыми в этом отношении детьми. Насилие в семье может иметь различные формы – от эмоционального и морального шантажа до применения физической силы, и именно последнее практикуется наиболее часто [11, с. 32]. Согласно утверждениям специалистов, психологически жестокое обращение с ребёнком принимает шесть основных форм:
Бесспорно, дети самая незащищенная, уязвимая социальная группа. По данным ООН от произвола родителей ежегодно страдают около 2 млн. детей до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а 2 000 кончают жизнь самоубийством [22, с. 63].
Проникновение насилия
в жизнь семьи ведет к
Психологическая жестокость является настолько распространённой, что можно с полной уверенностью утверждать, что каждый примеряет на себя те или иные проявления. Но в большинстве случаев проявления психологической жестокости бывает не настолько сильными или совершаются не так часто, чтобы нанести непоправимый вред [12, с.525].
Английские психологи,
занятые в сфере
Причины, провоцирующие насилие над детьми в семье, пытаются объяснить многие существующие в настоящее время теории. Социологический подход ссылается на влияние социокультурных факторов (стереотип семейных отношений, усвоенный в детстве), на жилищные и материальные условия, порождающие хронический психологический стресс и посттравматическое расстройство. С психиатрической, медицинской точки зрения жестокое обращение и пренебрежение ребенком – следствие патологических изменений в психике родителей, деградации, алкоголизации. Социально-психологический подход объясняет проявление насилия личным жизненным опытом родителей, их «травмированным» детством. Психологическая теория основывается на том, что ребенок сам «участвует» в создании предпосылок для жестокого обращения, что автоматически выливается в концепцию плохого обращения как конечного результата деструктивных детско-родительских отношений.
Следовательно, насилие
можно трактовать как многомерный
фактор, порождаемый взаимодействием
сразу нескольких элементов: личностными
особенностями родителя и ребенка,
внутрисемейными процессами, стрессами,
вызываемыми социально-
Следует учитывать, что
жестокое обращение с детьми несет
за собой специфические
Нельзя не отметить, что негативные последствия жестокого обращения с детьми влияют и на окружающих, что является социальными последствиями. Можно выделить два проявляющихся одновременно аспекта этих последствий: вред для жертвы и для общества.
Дети и подростки являются наиболее уязвимой, незащищенной частью нашего общества. Жестокое обращение с ними, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их здоровью, и физическому, и психологическому, но также имеют тяжёлые социальные последствия. Результаты криминологических и психологических исследований показывают, что в силу особенностей возраста, личностной несформированности и незащищённости несовершеннолетние обладают повышенной виктимностью – субъективной «предрасположенностью» стать при определённых обстоятельствах жертвой преступлений.
Американские исследователи после проведения пятилетнего лонгитюдного исследования, когда осуществляли отбор подвергшихся жестокому физическому обращению пятилетних детей, обнаружили, что такие дети испытывали больше трудностей со сверстниками, чем дети, воспитывающиеся в семьях с благоприятной психологической обстановкой [14, с. 139].
Следовательно, ребёнок,
явившийся жертвой жестокого
обращения, не усваивает норм социально-положительных отноше
Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушена связь со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе. Решение своих проблем дети-жертвы насилия зачастую находят в криминальной, асоциальной среде, а это сопряжено с формированием у них пристрастиям алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия [6, с.49].
Таким образом, насилие, пережитое в детстве, формирует у человека определённые личностные, эмоциональные и поведенческие особенности, отрицательно влияющие на его дальнейшую жизнь.
Вывод по главе 1:
Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы:
Домашнее насилие – это повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, словесного, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушение чувства страха со стороны одного лица по отношению к другому, с которым лицо имеет или имело значимые отношения.
Для предотвращения негативного влияния дисгармонии в семье используются ряд реабилитационных мероприятий, которые положительно влияют на психику матери и ребенка, подвергшихся домашнему насилию. Данную функцию выполняют ряд специализированных учреждений общественного и государственного назначения.
Глава 2
Содержание работы социальных учреждений с жертвами домашнего насилия
2.1 Подходы
к организации работы с
Жертвы насилия нуждаются в специализированной помощи, и сегодня создается сеть учреждений, в которых она оказывается. В настоящее время в некоторых городах Беларуси уже функционирует ряд кризисных центров и отделений социально-реабилитационных центров, куда женщина может обратиться в трудной жизненной ситуации.
Главной целью деятельности данных учреждений является оказание специализированной, комплексной помощи (психологической, социально-медицинской, юридической, педагогической и др.) женщинам и детям, находящимся в кризисном и опасном, для физического и душевного здоровья, состоянии или подвергшихся насилию.
Непосредственно помощь женщинам, подвергшимся насилию оказывают центры социальной помощи семье и детям. Кроме того, могут функционировать учреждения социальной помощи, созданные на вневедомственной основе.
Создание и функционирование этих организаций является необходимым условием существования любого цивилизованного общества. Задачами центров для женщин, испытывающих насилие, являются: оказание социальной, психологической, юридической и иной помощи; социальная реабилитация членов семьи; оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций в семье, осуществление социального контроля над поведением членов семьи, совершивших насилие в семье; предоставление убежища пострадавшим от насилия членам семьи.
Меры реагирования на
насилие главным образом