Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 19:16, контрольная работа
С древнейших времен социальная практика заставляла человеческий ум выделять в психологическом облике окружающих людей, прежде всего те признаки, которые отличают одного индивида от другого. Переход от эмпирического решения этого жизненно важного вопроса к его разработке с помощью экспериментальных и математических методов привел к образованию специальной отрасли знания – дифференциальной психологии.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Понятие дифференциальной психологии и ее основные представители…..4
2. Процесс превращения дифференциальной психологии в самостоятельную
науку………………………………………………………………………………..6
3. Методы и направления дифференциальной психологии…………………..10
Заключение………………………………………………………………………..11
Список используемой литературы……………………………………………..11
В настоящее время объектом внимания дифференциальной психологии иногда оказывается отдельный признак – например, тревожность, острота восприятия, профессиональная ориентация, а иногда – индивидуальность в целом. В. Штерн выделил четыре направления функционирования психологии индивидуальных различий, которые продолжают развиваться и обогащаться. Так, если изучать, насколько вариативным оказывается рассматриваемое качество, насколько велик размах его значений в данной выборке, мы проводим исследование первого направления. Если интересно выявить, с какими еще качествами одновременно проявляется интересующий нас признак, мы проводим другое исследование. При этом мы ни в первом, ни во втором случаях не задаемся вопросами генезиса и прогноза данного качества, мы ограничиваемся одномоментным срезом. Если же мы подходим к индивидуальности как к целостному явлению, нам необходимо соблюдать исторический подход, открывать причины и основные моменты развития интересующего нас качества. Историчными мы должны быть и в том случае, если пытаемся раскрыть многоуровневость и многофакторность индивидуальности – мы не знаем, что и с чем может проявляться одновременно, и должны обеспечить себе возможность применения типологического подхода. Поэтому в исследованиях второго и третьего типа мы проводим не поперечные, а продольные (лонгитюдные) срезы.
3. Основные направления дифференциальной психологии
Объект исследования |
Качество исследования | ||
1. Признак |
Один у нескольких индивидов |
вариационное |
«горизонтальное» |
2. Признак |
Два и более у нескольких индивидов |
корреляционное |
|
3. Индивидуальность |
Один индивид в отношении |
психогеографическое |
«вертикальное» |
4. Индивидуальность |
Два и более индивида в отношении многих признаков |
сравнительное |
Заключение
Итак, к настоящему времени психология индивидуальных различий сохранила свою неоднородность, что, среди прочего, проявляется в преобладании частнопсихологических теорий. Так, например, теория интеллектуальных способностей практически ничем не связана с эволюционной теорией пола, а теории темперамента никак не соотносятся с теориями черт личности. Поэтому основная тенденция современной дифференциальной психологии – это интеграция частных, разнородных знаний в единую теорию индивидуальности.
К сожалению, и сегодня остаются верными слова В.Штерна о том, что дифференциальная психология отдельных функций, а также «психология женщины, художника, преступника и т.д. должны оставаться пока предметом обсуждения в монографиях».
Список литературы
1. Ананьев Б.Г.: Некоторые проблемы психологии взрослых. М., 1973; О проблемах современного человекознания. М., 1977.
2. Блонский П.П. Избранные
3. Лейтес Н.С. Умственные
4. Общая психология. Учебное пособие / Под ред. А.В. Петровского. М., Просвещение, 1970.
5. Психология. Учебник / Под редакцией А.А. Крылова. - М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001.
6. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л.: ЛГУ, 1990.
7. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 1994.
Информация о работе Дифференциальная психология как наука, ее основные направления и методы