Дифференциальная психология как наука, ее основные направления и методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 19:16, контрольная работа

Краткое описание

С древнейших времен социальная практика заставляла человеческий ум выделять в психологическом облике окружающих людей, прежде всего те признаки, которые отличают одного индивида от другого. Переход от эмпирического решения этого жизненно важного вопроса к его разработке с помощью экспериментальных и математических методов привел к образованию специальной отрасли знания – дифференциальной психологии.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Понятие дифференциальной психологии и ее основные представители…..4
2. Процесс превращения дифференциальной психологии в самостоятельную
науку………………………………………………………………………………..6
3. Методы и направления дифференциальной психологии…………………..10
Заключение………………………………………………………………………..11
Список используемой литературы……………………………………………..11

Файлы: 1 файл

Дифференциальная психология готова.docx

— 29.92 Кб (Скачать)

В настоящее время объектом внимания дифференциальной психологии иногда оказывается  отдельный признак – например, тревожность, острота восприятия, профессиональная ориентация, а иногда – индивидуальность в целом. В. Штерн выделил четыре направления функционирования психологии индивидуальных различий, которые продолжают развиваться и обогащаться. Так, если изучать, насколько вариативным оказывается рассматриваемое качество, насколько велик размах его значений в данной выборке, мы проводим исследование первого направления. Если интересно выявить, с какими еще качествами одновременно проявляется интересующий нас признак, мы проводим другое исследование. При этом мы ни в первом, ни во втором случаях не задаемся вопросами генезиса и прогноза данного качества, мы ограничиваемся одномоментным срезом. Если же мы подходим к индивидуальности как к целостному явлению, нам необходимо соблюдать исторический подход, открывать причины и основные моменты развития интересующего нас качества. Историчными мы должны быть и в том случае, если пытаемся раскрыть многоуровневость и многофакторность индивидуальности – мы не знаем, что и с чем может проявляться одновременно, и должны обеспечить себе возможность применения типологического подхода. Поэтому в исследованиях второго и третьего типа мы проводим не поперечные, а продольные (лонгитюдные) срезы.

 

3. Основные направления дифференциальной психологии

Объект исследования

Качество исследования

1. Признак

Один у нескольких индивидов

вариационное

«горизонтальное»

2. Признак

Два и более у нескольких индивидов

корреляционное

 

3. Индивидуальность

Один индивид в отношении многих признаков

психогеографическое

«вертикальное»

4. Индивидуальность

Два и более индивида в отношении  многих признаков

сравнительное

 

 

Заключение

Итак, к настоящему времени психология индивидуальных различий сохранила  свою неоднородность, что, среди прочего, проявляется в преобладании частнопсихологических  теорий. Так, например, теория интеллектуальных способностей практически ничем  не связана с эволюционной теорией  пола, а теории темперамента никак  не соотносятся с теориями черт личности. Поэтому основная тенденция современной  дифференциальной психологии – это  интеграция частных, разнородных знаний в единую теорию индивидуальности.

К сожалению, и сегодня остаются верными слова В.Штерна о том, что дифференциальная психология отдельных  функций, а также «психология  женщины, художника, преступника и  т.д. должны оставаться пока предметом  обсуждения в монографиях».

 

          Список литературы

1. Ананьев Б.Г.: Некоторые проблемы  психологии взрослых. М., 1973; О проблемах  современного человекознания. М., 1977.

2. Блонский П.П. Избранные произведения. М., 1964.

3. Лейтес Н.С. Умственные способности  и возраст. М., 1971.

4. Общая психология. Учебное пособие  / Под ред. А.В. Петровского.  М., Просвещение, 1970.

5. Психология. Учебник / Под редакцией  А.А. Крылова. - М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001.

6. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и  дифференциальная психология. Л.: ЛГУ, 1990.

7. Фельдштейн Д.И. Психология  становления личности. М., 1994.

 

 

 


Информация о работе Дифференциальная психология как наука, ее основные направления и методы