Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 21:24, курсовая работа
Целью работы является теоретический анализ понятия, видов и выявление особенностей ее формирования на примере дошкольников.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
провести теоретический анализ понятия памяти и ее видов;
дать характеристику основных процессов памяти;
выявить особенности развития памяти у дошкольников;
сделать выводы по результатам проведенного исследования.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития памяти 5
1.1. Общее понятие памяти и ее виды 5
1.2. Процессы памяти 13
1.3. Особенности развития памяти у дошкольников 22
Глава 2. Диагностика памяти старших дошкольников 27
2.1 Методика проведения исследования 27
2.2 Анализ результатов исследования 28
2.3 Упражнения, направленные на развитие памяти 30
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Приложение 1 39
Приложение 2 41
К.К. Платонов давал полезные советы для запоминания. Нельзя сначала что-то как-то вообще учить, а потом развивать готовность памяти. Готовность памяти сама формируется в процессе запоминания, которое должно быть обязательно смысловым и во время которого сразу устанавливаются связи между запоминанием и теми случаями, когда эти сведения могут понадобиться. Запоминая что-либо, надо понимать, зачем мы это делаем и в каких случаях те или иные сведения могут понадобиться. 6
Сохранение и забывание - это
две стороны единого процесса
долговременного удержания
В разном возрасте, в разных жизненных обстоятельствах, в различных видах деятельности различный материал забывается, как и помнится, по-разному. Забывать не всегда так уж плохо. Как была бы перегружена наша память, если бы мы помнили решительно все! Забывание, как и запоминание, - процесс избирательный, имеющий свои закономерности. Вспоминая, люди охотно воскрешают хорошее и забывают плохое в своей жизни (например, воспоминание о походе - трудности забываются, а все веселое, хорошее помнится). Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не занимает существенного места в его деятельности. То, что нас взволновало, помнится значительно лучше того, что оставило нас равнодушными, безразличными.
Благодаря забыванию человек расчищает место для новых впечатлений и, освобождая память от груды ненужных деталей, дает ей новую возможность служить нашему мышлению. Это хорошо отражено в народных пословицах, например: «Кто кому надобен, тот тому и памятен».
В конце 20-х годов нашего столетия забывание изучали немецкий и русский психологи Курт Левин и Б.В. Зейгарник.7 Они доказали, что прерванные действия сохраняются в памяти прочнее, чем законченные. Незавершенное действие оставляет у человека подсознательное напряжение и ему трудно сосредоточиться на другом. При этом простая монотонная работа вроде вязания не может быть прервана, она может быть только оставлена. Но когда, например, человек пишет письмо и его прерывают на середине, происходит нарушение системы напряжения, которое не дает забыть это незаконченное действие.
Это ощущение незавершенного действия называют эффектом Зейгарник.
Но забывание, конечно, не всегда хорошо, поэтому с ним нередко борются. Одно из средств такой борьбы - повторение. Всякое знание, не закрепляемое повторением, постепенно забывается. Но для лучшего сохранения в самый процесс повторения необходимо вносить разнообразие.
Забывание начинается вскоре после заучивания и в первое время идет особенно быстрыми темпами. За первые 5 дней забывается после заучивания больше, чем за последующие 5 дней. Поэтому повторять выученное следует не тогда, когда оно уж забыто, а пока забывание еще не началось. Чтобы предотвратить забывание, достаточно беглого повторения, а чтобы восстановить забытое, нужна большая работа.
Но так бывает не всегда. Опыты показывают, что нередко воспроизведение бывает наиболее полным не тотчас после заучивания, а спустя день, два или даже три дня. За это время выученный материал не только не забывается, а, наоборот, закрепляется в памяти. Подобное наблюдается главным образом при заучивании обширного материала. Отсюда проистекает практический вывод: не следует думать, что лучше всего можно ответить на экзамене то, что выучено непосредственно перед экзаменом, например в то же утро. Более благоприятные условия для воспроизведения создаются в том случае, когда выученный материал некоторое время «отлежится». Нужно учитывать тот факт, что последующая деятельность, весьма похожая на предыдущую, может иногда «стирать» результаты предшествующего заучивания. Такое иногда происходит, если после истории учить литературу.
Забывание может быть следствием различных расстройств памяти:
1) старческого, когда пожилой
человек помнит раннее детство,
2) при сотрясении мозга нередко наблюдаются те же явления, что и в старческом возрасте,
3) раздвоения личности - после сна
человек представляет себя
Часто человеку бывает сложно запомнить что-либо специально. Для облегчения запоминания люди придумали разные способы, они называются приемами запоминания или мнемотехникой.
2. Ряд мнемических приемов
3. Чтобы запомнить, что является органом дневного, а что ночного зрения - палочки или колбочки, можно запомнить следующее: ночью легче идти с палочкой, а с колбочками в лаборатории работают днем.
В дошкольном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями мышления. Суть этих изменений состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. «Память в этом возрасте становится мыслящей».8
Преобразование мнемической
У дошкольников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Однако далеко не все из того, что приходится запоминать дошкольнику, является для него интересным и привлекательным. Поэтому непосредственная, эмоциональная память оказывается уже недостаточной.
Нет сомнения в том, что заинтересованность ребенка в занятиях, его активная позиция, высокая познавательная мотивация являются необходимыми условиями развития памяти. Это факт неопровержимый. Однако спорным представляется утверждение, что для развития памяти ребенка полезны не только и не столько специальные упражнения на запоминание, сколько формирование интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним. Практика показывает, что одного интереса к учению недостаточно для развития произвольной памяти как высшей психической функции.
Совершенствование памяти в дошкольном возрасте обусловлено в первую очередь освоением различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и смысловой обработкой запоминаемого материала. Опора на мышление, использование различных способов и средств запоминания (группировка материала, осмысление связей различных его частей, составление плана и др.) превращают память дошкольника в истинную высшую психическую функцию осознанную, опосредствованную, произвольную. Память ребенка из непосредственной и эмоциональной становится логической, смысловой.
К сожалению, в практике обучения не обращается достаточного внимания на формирование у дошкольников адекватных, рациональных приемов и способов запоминания. Без специальной целенаправленной работы приемы запоминания складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными.
Способность детей дошкольного возраста к произвольному запоминанию неодинакова. Так, для детей 5-6 лет «характерны ситуации, когда запомнить без применения каких-либо средств гораздо проще, чем запомнить, осмысливая и организуя материал... Испытуемые этого возраста на вопросы «Как запоминал? О чем думал в процессе запоминания?» и т.д. чаще всего отвечают: «Просто запоминал и все». Это отражается и на результативной стороне памяти... Для дошкольников проще выполнить установку «запомнить», чем установку «запомнить с помощью чего-либо».9
По мере усложнения заданий установка «просто запомнить» перестает себя оправдывать, и это вынуждает ребенка искать приемы организации памяти. Чаще всего таким приемом оказывается многократное повторение - универсальный способ, обеспечивающий механическое запоминание.
Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании.
В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы смысловое соотнесение, классификация, выделение смысловых опор и составление плана и др.10
Специальные исследования, направленные на изучение возможностей формирования этих приемов у дошкольников, показывают, что обучение мнемическому приему, в основе которого лежит умственное действие, должно включать два этапа:
а) формирование самого умственного действия;
б) использование его как
Процесс развития логической памяти у дошкольников должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно (без специального обучения) не используют приемы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к испытанному средству - повторению. Но даже успешно освоив в ходе обучения способы смыслового анализа и запоминания, дети не сразу приходят к их применению в познавательной деятельности.
На разных этапах дошкольного возраста отмечается динамика отношения детей к приобретенным ими способам смыслового запоминания: если у детей старшей группы потребность в их использовании самостоятельно еще не возникает, то становясь старше дети сами начинают обращаться к новым способам запоминания при работе с учебным материалом.
В развитии произвольной памяти дошкольников необходимо выделить еще один аспект, связанный с овладением в этом возрасте знаковыми и символическими средствами запоминания, прежде всего письменной речью, рисунком. По мере освоения письменной речи дети овладевают и опосредствованным запоминанием, используя такую речь как знаковое средство. Однако и этот процесс у дошкольников «происходит стихийно, неуправляемо, как раз на том ответственном этапе, когда складываются механизмы произвольных форм запоминания и припоминания».11
Формирование письменной речи идет эффективнее, если требуется не простое воспроизведение текста, а построение контекста. Поэтому для освоения письменной речи нужно не пересказывать тексты, а сочинять. При этом наиболее адекватный для детей вид словотворчества - сочинение сказок.12
Дошкольный возраст сензитивен
для становления высших форм произвольного
запоминания, поэтому целенаправленная
развивающая работа по овладению
мнемической деятельностью
Целесообразно сообщить детям информацию о различных приемах и способах запоминания и помочь в овладении теми из них, которые окажутся наиболее эффективными для каждого ребенка.
Для изучения уровня развития памяти старших дошкольников мною было проведено исследование. Исследование проводилось на базе МДОУ № 63 г. Челябинска.
Цель исследования: провести анализ уровня развития памяти у старших дошкольников.
Задачи:
1. Выявить особенности развития памяти старших дошкольников.
2. Проанализировать особенности динамики развития памяти в старшем дошкольном возрасте.
Исследование проводилось
возраст 5 лет (18 чел.)
возраст 5,5 лет (24 чел.)
возраст 6 лет (25 чел.)
Исследование проводилось
Были составлены вопросы на выявление уровня развития памяти. Вопросы составлены таким образом, чтобы выявить наличие трех видов памяти:
Получены следующие данные.
Таблица 1
Уровень развития памяти у дошкольников
Распределение ответов | ||||||
5 лет |
5,5 лет |
6 лет | ||||
число ответов |
% к итогу |
число ответов |
% к итогу |
число ответов |
% к итогу | |
Двигательная память |
21 |
38,9 |
24 |
33,3 |
19 |
25,3 |
Оперативная память |
21 |
38,9 |
32 |
44,44 |
8 |
10,7 |
Произвольная память |
12 |
22,2 |
16 |
22,3 |
48 |
64,0 |
Итого |
54 |
100,0 |
72 |
100,0 |
75 |
100,0 |