Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:36, реферат
Дифференциальная психология стала еще одним источником психодиагностики. Вне представлений об индивидуально-психологических особенностях, которые изучает дифференциальная психология, невозможно было бы возникновение психодиагностики как науки о методах их измерения. Одной из основных причин, обусловившей зарождение психодиагностики, нужно считать выдвинутую врачебной практикой потребность в диагностики и лечении умственно отсталых и душевно больных людей (Ж.Е.Д. Эскироль и Э. Сеген).
Введение…………………………………………………………………….….1
Наука - Психодиагностика………………………………………………...3
Индивидуальные свойства личности и характера………………….……6
Диагностика личностных черт…………………………………………....9
Диагностика личности в педагогической сфере………………………..11
Заключение…………………………………………………………………...13
Список используемой литературы………………………………………….14
Исследование характера и его формирования, до сих пор мало продвинутое, должно было бы сосредоточиться в первую очередь на этой проблеме — проблеме перехода ситуационно, стечением обстоятельств порожденных мотивов (побуждений) в устойчивые личностные побуждения. Этим в педагогическом плане определяется и основная линия воспитательной работы по формированию характера.
3. Диагностика личностных черт
Диагностика – это деятельность по установлению диагноза или учение о способах его получения (т.е. о способах осуществления такой деятельности).
Диагностические процедуры условно разделяются на: дистантные, контактные и психодиагностические.
В соответствии с ними выделяют следующие
исследуемые параметры
Изучение личности как целостного феномена на основании известных теорий личности предлагает исследование типа нервной системы, поведения, стиля жизни, способностей и личностных черт.
Мы поподробнее остановимся на дистантном изучении, которое направлено в первую очередь на выявление характера. Первыми распознаются такие черты личности, как застенчивость и смелость, пассивность и активность. Они отражаются в мимике, жестах, позе, походке. Решительность и нерешительность проявляются в речи и действиях.
Наблюдения за деятельностью испытуемого и его отношением к окружающим позволят выявить общие характерные черты: нравственные, эстетические, этнические, религиозные, семейно-бытовые и другие, обусловленные социальной принадлежностью и социальным опытом. А так же выявляются и специфические черты личности: интеллектуальные, эмоциональные, волевые и коммуникативные.
По отношению к миру человек может быть идейным и безыдейным. По отношению к своему делу – деятельным (целеустремленный и нецелеустремленный) или бездеятельным.
По отношению к людям характер бывает общительным или замкнутым.
По отношению к себе люди делятся на: альтруистов, чувствительных и эгоистов.
Существует множество методик по выявлению отдельных личностных черт. Ученые, которые внесли колоссальный вклад в эти методики это:
4. Диагностика личности в педагогической сфере
Как и во всякой деятельности, специфика диагностической деятельности проявляется на уровне объекта и предмета, цели и задач.
В качестве объекта диагностической деятельности педагога выступают педагогические явления, к которым относятся взаимодействие участников образовательного процесса, совместная деятельность, поведение и отношение субъектов, возникающие в процессе педагогического взаимодействия, а также индивидуально-личностные свойства этих субъектов и закономерности их становления.
В качестве предмета диагностической деятельности педагога выделяют проявляющиеся на уровне причинно-следственные связи между условиями и следующими за ними изменениями в индивидуально-личностном становлении субъектов образования.
Целью диагностической деятельности педагога является получение объективной информации для управления качеством педагогического процесса, повышения эффективности педагогической деятельности.
Без диагностики трудно представить осознанную и целенаправленную деятельность педагога.
Задачами являются:
Таким образом, педагогическую диагностику можно определить как деятельность по выявлению актуального состояния и тенденций индивидуально-личностного развития субъектов педагогического взаимодействия, направленную на управление качеством образовательного процесса.
Диагностическая деятельность педагога – это неотъемлемая составляющая его профессиональной деятельности, направленной на выявление фактического состояния, специфических особенностей, происходящих изменений в участниках и в самом процессе педагогического взаимодействия, а также на прогнозирование перспектив этих изменений.
Существует в педагогической практике диагностики личностных черт такие как:
Заключение
Педагогическая деятельность не может быть исключительно эмпирической, исполнительной, она всегда является и теоретической деятельностью, направленной на выявление причинно-следственных связей, анализ, моделирование, прогнозирование, проектирование.
Диагностика является базой для оценки эффективности работы отдельного педагога и образовательного учреждения в целом; для контроля со стороны органов управления, администрации и самоконтроля; для мониторинга педагогического процесса со стороны каждого из субъектов образования.
Полноценную диагностику невозможно провести без учета выводов возрастной и педагогической психологии, физиологии, социальных и философских знаний. Разработка диагностических программ, обработка, анализ и интерпретация диагностических данных требует от педагога концептуальности, методологической грамотности, которые являются следствием его профессионального саморазвития.
Список используемой литературы