Диагностика личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:36, реферат

Краткое описание

Дифференциальная психология стала еще одним источником психодиагностики. Вне представлений об индивидуально-психологических особенностях, которые изучает дифференциальная психология, невозможно было бы возникновение психодиагностики как науки о методах их измерения. Одной из основных причин, обусловившей зарождение психодиагностики, нужно считать выдвинутую врачебной практикой потребность в диагностики и лечении умственно отсталых и душевно больных людей (Ж.Е.Д. Эскироль и Э. Сеген).

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….….1
Наука - Психодиагностика………………………………………………...3
Индивидуальные свойства личности и характера………………….……6
Диагностика личностных черт…………………………………………....9
Диагностика личности в педагогической сфере………………………..11
Заключение…………………………………………………………………...13
Список используемой литературы………………………………………….14

Файлы: 1 файл

ВВ.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

Исследование характера и его формирования, до сих пор мало продвинутое, должно было бы сосредоточиться в первую очередь на этой проблеме — проблеме перехода ситуационно, стечением обстоятельств порожденных мотивов (побуждений) в устойчивые личностные побуждения. Этим в педагогическом плане определяется и основная линия воспитательной работы по формированию характера.

 

 

 

3. Диагностика личностных черт

 

Диагностика – это деятельность по установлению диагноза или учение о способах его получения (т.е. о способах осуществления такой деятельности).

Диагностические процедуры условно  разделяются на: дистантные, контактные и психодиагностические.

В соответствии с ними выделяют следующие  исследуемые параметры личности:

  • Качества, имеющие внешние проявления, диагностируемые на расстоянии, путем наблюдения (дистантные проявления);
  • Качества, выявляющиеся при общении, при помощи контактных процедур (контактные проявления);
  • Качества, выявляемые при помощи специальных психологических методик (психодиагностические параметры).

 

Изучение личности как целостного феномена на основании известных  теорий личности предлагает исследование типа нервной системы, поведения, стиля жизни, способностей и личностных черт.

Мы поподробнее остановимся  на дистантном изучении, которое направлено в первую очередь  на выявление  характера. Первыми распознаются такие  черты личности, как застенчивость  и смелость, пассивность и активность. Они отражаются в мимике, жестах, позе, походке. Решительность и нерешительность проявляются в речи и действиях.

Наблюдения за деятельностью испытуемого  и его отношением к окружающим позволят выявить общие характерные  черты: нравственные, эстетические, этнические, религиозные, семейно-бытовые и другие, обусловленные социальной принадлежностью и социальным опытом. А так же выявляются и специфические черты личности: интеллектуальные, эмоциональные, волевые и коммуникативные.

По отношению к миру человек может быть идейным и безыдейным. По отношению к своему делу – деятельным (целеустремленный и нецелеустремленный) или бездеятельным.

По отношению к людям характер бывает общительным или замкнутым.

По отношению к себе люди делятся на: альтруистов, чувствительных и эгоистов.

Существует множество методик  по выявлению отдельных личностных черт. Ученые, которые внесли колоссальный вклад в эти методики это:

    • Г. Шуберт – методика диагностики уровня рискованности;
    • Р. Кэттелл – «Оценка уровня развития типичных черт личности»;
    • В.Ф. Ряховский – «оценка уровня общительности»;
    • Т.Б. Гаврилова или Е.И. Рогов – методика оценки уровня эмпатии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Диагностика личности в педагогической сфере

 

Как и во всякой деятельности, специфика  диагностической деятельности проявляется на уровне объекта и предмета, цели и задач.

В качестве объекта диагностической  деятельности педагога выступают педагогические явления, к которым относятся  взаимодействие участников образовательного процесса, совместная деятельность, поведение и отношение субъектов, возникающие в процессе педагогического взаимодействия, а также индивидуально-личностные свойства этих субъектов и закономерности их становления.

В качестве предмета диагностической  деятельности педагога выделяют проявляющиеся на уровне причинно-следственные связи между условиями и следующими за ними изменениями в индивидуально-личностном становлении субъектов образования.

Целью диагностической деятельности педагога является получение объективной  информации для управления качеством педагогического процесса, повышения эффективности педагогической деятельности.

Без диагностики трудно представить осознанную и целенаправленную деятельность педагога.

Задачами являются:

  • выявление динамики развития детей для коррекции возможных отклонений;
  • определение исходного состояния воспитанности группы для разработки программы или плана работы с ними;
  • выявление условий продуктивности учебной деятельности учащегося или группы;
  • оценка эффективности определенных действий педагога;
  • изучение проблемной ситуации в семье ученика и т.д.

Таким образом, педагогическую диагностику можно определить как деятельность по выявлению актуального состояния и тенденций индивидуально-личностного развития субъектов педагогического взаимодействия, направленную на управление качеством образовательного процесса.

Диагностическая деятельность педагога – это неотъемлемая составляющая его профессиональной деятельности, направленной на выявление фактического состояния, специфических особенностей, происходящих изменений в участниках и в самом процессе педагогического взаимодействия, а также на прогнозирование перспектив этих изменений.

Существует в педагогической практике диагностики личностных черт такие  как:

  • Дистантные проявления – которые обнаруживаются при наблюдении за классом или группой во время занятий, где можно заметить, кто из учащихся смело высказывает свое мнение, кто менее решителен, а кто вообще остается в стороне. При этом решающее значение имеет не уровень подготовки учащегося, а его решительность, открытость, уверенность в себе.
  • Контактная диагностика – проводится с целью выяснения мотивов общения и выбора партнера. В беседах с учащимися можно говорить об их ценностных ориентациях, нравственных идеалах.
  • Психодиагностика – проводится с использованием социометрической анкетой. Где выявляется структура симпатий – антипатий, выявление лидера и отвергаемых учащихся. Для глубокой диагностики применяют совместно с этой анкетой опросник А.А. Руковишникова для диагностики межличностных отношений в классе или группе и многие другие методики по выявлению межличностных отношений, как между учащимися, так и к конкретным людям.

 

 

 

 

Заключение 

 

Педагогическая деятельность не может  быть исключительно эмпирической, исполнительной, она всегда является и теоретической  деятельностью, направленной на выявление причинно-следственных связей, анализ, моделирование, прогнозирование, проектирование.

Диагностика является базой для  оценки эффективности работы отдельного педагога и образовательного учреждения в целом; для контроля со стороны органов управления, администрации и самоконтроля; для мониторинга педагогического процесса со стороны каждого из субъектов образования.

Полноценную диагностику невозможно провести без учета выводов возрастной и педагогической психологии, физиологии, социальных и философских знаний. Разработка диагностических программ, обработка, анализ и интерпретация диагностических данных требует от педагога концептуальности, методологической грамотности, которые являются следствием его профессионального саморазвития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

    1. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «академия», 2006
    2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учеб. для вузов. – СПб., - 2006
    3. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание личность. М., 1975.
    4. Немов Р.С. Психология. -  кн.3.- М.: «Владос», 1995
    5. психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича. – М.,1981



Информация о работе Диагностика личности