Диагностическая программа эмоциональной сферы дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 16:29, практическая работа

Краткое описание

Технический прогресс принес с собой стремительный темп жизни, необходимость адаптироваться к часто меняющимся условиям. В результате в средствах массовой информации и научных статьях все чаще стали появляться публикации о том, что человечество подвержено постоянным стрессам, негативно влияющим на функционирование организма, психику человека, его эмоциональную сферу. Среди прочего, прослеживается увеличение числа тревожных людей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. К сожалению, в категорию тревожных людей входят и дети дошкольного возраста

Файлы: 1 файл

диагностическая программа эмоц. сферы дошкол..docx

— 196.77 Кб (Скачать)

2. Для уточнения источника  тревожности ситуации, моделируемые  на рисунках, можно разделить  по типу межличностных отношений. Так, ситуации на рисунках 1, 3, 5, 10 и 12 моделируют взаимоотношения  между детьми (ребёнок - ребёнок). Ситуации  на рисунках 2, 6, 8, 9, 11 и 13 моделируют  взаимоотношения между ребёнком  и взрослыми (ребёнок - взрослый). Ситуации  на рисунках 4, 7 и 14 моделируют повседневную  деятельность ребёнка, которую он  совершает один. Ситуация на рисунке 6 (Укладывание спать в одиночестве) с большим основанием может  быть отнесена к ситуациям  типа «ребёнок - взрослый». Таким  образом, помимо общего вывода  об уровне тревожности испытуемого  экспериментатор формулирует предположение  о том, какие именно отношения  являются для ребёнка источником  тревожности – детско-родительские (негативный выбор в ситуациях  №№ 2, 8, 13) или отношения с другими  детьми (ситуации №№ 1, 3, 5, 10,12).

3. Следующий уровень анализа  предполагает интерпретацию выборов  ребёнка в зависимости от того, какая ситуация связана с негативным  опытом. Так, тревогу могут вызывать  ситуации, связанные со страхом  агрессии, с ревностью к сиблингам, со страхом наказания или нарушенными отношениями с родителями и сверстниками. Необходимо учитывать также, что при выборе лица на дополнительном изображении ребёнок может идентифицировать себя с прорисованным героем (например, с агрессором). Для исключения ошибочной интерпретации экспериментатору следует уточнить у испытуемого, кем бы тот был на рисунке, если бы оказался там.

Анализ выборов ребёнка в различных ситуациях позволяет сформулировать предположение о конкретных источниках его тревоги.

Таким образом, качественный анализ результатов должен содержать информацию об общем уровне тревожности, предполагаемых источниках тревоги в межличностных отношениях ребёнка и указания на возможные причины травматизации.

Также при формулировке выводов необходимо учитывать эмоциональное состояние ребёнка на момент обследования, его комментарии и объяснения своего выбора. Эта информация необходима для прояснения причин тревожности и избежания необъективных выводов.

 

6. Тест руки (Hand test) Вагнера

Тест руки - проективная методика, направленная на изучение агрессивного отношения. Разработан Б. Брайклином, З. Пиотровским, Э. Вагнером. Стимульный материал состоит из 9 изображений кистей рук и одной пустой карточки, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения показываются последовательно. Обследуемому дается инструкция ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек с такой рукой). Допускается указывать для каждой карточки несколько вариантов действия.

Ответы разносятся по 11 категориям:

1. Агр. Агрессия - рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет.

2. Дир. Директивность - рука ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над другими людьми.

3. Тр. Тревожность- рука выступает  в ответах как жертва агрессивных  проявлений другого лица или  стремится оградить кого-либо  от физических воздействий, а  также воспринимается в качестве  наносящей повреждения самой  себе.

4. Ком. Коммуникация - ответы, в которых рука общается, контактирует  или стремится установить контакты.

5. Зав. Зависимость - рука  выражает подчинение другим лицам.

6. Дем. Демонстративность - рука разными способами выставляет себя напоказ.

7. Деф. Физическая дефицитарность. - рука деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям.

8. А. Активная безличность - ответы, в которых рука проявляет  тенденцию к действию, завершение  которого не требует присутствия  другого человека или людей, однако  рука должна изменить свое  физическое местоположение, приложить  усилия.

9. Пас.  Пассивная безличность - также проявление тенденции  к действию, завершение которого  не требует присутствия другого  человека, но при этом рука  не изменяет своего физического  положения.

10. Описание - ответы, в которых  рука только описывается, тенденция  к действию отсутствует.

Обработка результатов:

1. Подсчитывается общее количество  ответов, данных ребенком, которое  принимается за 100%.

2. Осуществляется определение каждого  ответа по отношению к одной  из девяти оценочных категорий.

3. Регистрируется количество ответов  по каждой из категорий. Подсчитывается  процент каждой категории по  отношению к общему количеству  ответов.

4. Определяется коэффициент по  формулам Коэффициент ожидаемой  агрессии (тревожности)

 

             Акт + Агр + Дир + Дем Ктр   

(Ктр)= ________________________

              Тр + Пас + Зав + Дир

при Ктр больше 1 — превалирование истинно агрессивного по ведения ребенка;

при Ктр меньше 1 — преобладает тенденция ожидаемой агрессии извне, тревожности ребенка по поводу агрессивного поведения окружающих.

Коэффициент общей психологической активности ребенка (Какт)

                Акт + Агр + Дир  

Какт = _______________

                 Пас + Зав + Деф

 

меньше 1 — сниженный уровень общей психической активности; больше 1 — достаточный уровень общей психической активности.

Коэффициент личностной дезадаптации (Кдез)

                        Акт + Ком + 0,5Дир + 0,5Дем     

Кдез = __________________________

                        Пас + Тр + Зав

 

меньше 1 — тенденция к неблагополучию личностной адаптации; больше 1 — относительная личностная адаптация ребенка к социуму.

 

Интерпретация результатов:

В связи с тем, что развитие эмоциональной сферы ребенка, становление личностных характеристик нельзя считать законченным в анализируемый возрастной период, отнесение ответов к той или иной категории желательно производить после уточняющих вопросов, выяснения ситуации, в которой происходит действие, связанное с изображением руки. Также при интерпретации ответов имеет значение не абстрактное их количество, а их количество по отношению к ответам других типов.

Ситуация, когда ребенок затрудняется ответить или ему необходимо повернуть карточку, для того чтобы дать хотя бы один ответ, может отражать обедненность зрительного образа или, вероятно, слабость зрительной памяти. Это также должно учитываться при интерпретации результатов. Большое количество одинаковых ответов по разным изображениям можно интерпретировать как повышенную инертность мыслительной деятельности ребенка. Однако подобная характеристика должна подтверждаться результатами других диагностических исследований.

Интерпретация результатов по отдельным оценочным категориям: большое количество ответов по категории «Активность» свидетельствует о достаточном уровне психической активности. Отмечается зависимость между ответами по категории «Активность» и «Директивность».

Повышенное количество ответов категории «Пассивность» свойственно детям с невысоким общим уровнем психической активности. Дети, дающие большое количество пассивных ответов, как правило, показывают достаточно постоянную величину латентного времени реакции (малый разброс показателей по всем изображениям).

Сочетание ответов категории «Тревожность» с «агрессивны ми» ответами и обязательным наличием ответов категории «Пассивность» говорят не столько об уровне истинной агрессивности, сколько о состоянии повышенной тревожности и ожидании агрессии извне. Как правило, об истинной агрессивности можно говорить в том случае, если большое количество агрессивных ответов сочетается с большим количеством ответов по категории «Директивность».

«Директивные» ответы всегда являются активными и в принципе характерны для детей, имеющих достаточный уровень активности, самооценки высокий уровень притязаний на успех. Нередко такие ответы сочетаются с ответами демонстративного характера.

Сочетание ответов по категориям «Директивность», «Тревожность» и «Зависимость» в первую очередь говорит о преобладании тревожности и зависимости от директивного поведения (воздействия) извне. О субъекте или объекте директивного поведения можно узнать с помощью дополнительных, уточняющих вопросов к ребенку.

Важно четко различать категории «Директивность» и «Коммуникативность». Четкое представление об этих отличиях может дать сравнение психологического различия между «нотацией», «социальной правильностью» (примеры «Директивности») с «по пыткой договориться» (относится к «Коммуникативности»).

Ответы по категории «Коммуникация» могут сочетаться как с активными, так и с пассивными ответами. При увеличении количества ответов «Активность» + «Коммуникация» можно говорить об отражении имеющегося опыта коммуникации. Увеличение количества ответов «Тревожность» + «Коммуникация» + + «Пассивность» говорит скорее о наличии потребности в общении при недостаточно сформированных коммуникативных навыках.

В принципе ответы по категории «Зависимость» являются нормативными для детей дошкольного и младшего школьно го возраста. Но в сочетании с категорией «Пассивность» и «Тревожность» категория «Зависимость» отражает неблагополучие личной позиции, трудности личностной адаптации ребенка в социуме.

Как правило, ответы по категории «Дефицитарность» достаточно редки, однако они встречаются в ответах детей, чьи родители зациклены либо на состоянии здоровья самих детей, либо на собственном соматическом состоянии. Дети с наличием каких-либо заболеваний дают ответы категории «Дефицитарности» не чаще, чем здоровые сверстники. Однако это не относится к детям, недавно перенесшим травмы (особенно травмы конечностей). Таким образом, большое количество ответов по данной категории в зависимости от объективного состояния здоровья ребенка может говорить о переживании ребенком своей (пусть даже неявной) физической несостоятельности либо о фиксации ребенка на теме здоровья.

  1.     2.   

3.       4.   

5.       6.  

7.        8.   

9. 


Информация о работе Диагностическая программа эмоциональной сферы дошкольников