Девиантное поведение в трудовой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 09:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение девиантного поведения в трудовой деятельности и системы комплексных мер по их профилактике.
Задачи работы состоят в следующем:
- дать определение отклоняющегося поведения и познакомиться с теориями происхождения девиации различных ученых;
- разобраться с различными формами девиантного поведения в трудовой деятельности;
- ознакомление с комплексными мерами по профилактике девиантного поведения.

Оглавление

Введение 2
1. Содержание понятия «девиантное поведение» 3
2. Определение причин девиации различными учеными 5
3. Особенности проявления отдельных форм девиантного поведения в трудовой деятельности 8
3.1 Алкоголь на рабочем месте 9
3.2 Преступность 12
3.3 Суицид 15
4. Профилактика девиантного поведения 18
Заключение 20
Список использованной литературы: 21

Файлы: 1 файл

курсовая психология.docx

— 100.22 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине:

«Отрасли психологии»

на тему: «Девиантное поведение в трудовой деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          

Москва 2012г.

Оглавление

Введение 2

1. Содержание понятия «девиантное поведение» 3

2. Определение причин девиации различными учеными 5

3. Особенности проявления отдельных форм девиантного поведения в трудовой деятельности 8

3.1 Алкоголь  на рабочем месте 9

3.2 Преступность 12

3.3 Суицид 15

4. Профилактика девиантного поведения 18

Заключение 20

Список использованной литературы: 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     В настоящее время ни в каком обществе не бывает такого состояния, чтобы все без исключения люди вели себя в соответствии с принятыми нормами. И многие из нас, несомненно, задавались вопросом, почему это так. Недаром, еще в детстве человек узнает «что такое хорошо» и «что такое плохо», вырабатывая регулятор поведения. Многое зависит от таких факторов, как воспитание, образование, обстановка в семье, влияние друзей, социальное положение в обществе и т.д. Но практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений, которых не всегда удается избежать, и нет той стабильности, которая во все времена ценилась превыше всего. Распущенность, «пофигизм», желание «оторваться», позабавиться «от нечего делать», продемонстрировать «крутизну» и свою мощь, неблагоприятный морально-психологический климат, трудности адаптации – все это и многое другое являются основными причинами роста правонарушений. У девиантов сформировалось неправильное осознание своего места и назначения в обществе. А ссылаться на то, что подростки являются одним из наименее защищенных слоев населения, и подобное поведение является вполне адекватным, некорректно.

     Когда человек нарушает нормы, законы, правила поведения, то его поведение в зависимости от характера нарушения называется отклоняющимся (девиантным), криминальным и т.д. Такое поведение всегда было, есть и будет в человеческом обществе. Окружающие смотрят на определенные девиации сквозь пальцы, не замечают, прощают или еще хуже игнорируют. Несмотря на то, что проблема девиантного поведения изучается давно, она не стала менее актуальной по сей день. Умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственным каждому современному человеку.

     Целью данной курсовой работы является изучение девиантного поведения в трудовой деятельности и системы комплексных мер по их профилактике.

     Задачи работы состоят в следующем:

- дать определение отклоняющегося поведения и познакомиться с теориями происхождения девиации различных ученых;

-    разобраться с различными формами девиантного поведения в трудовой деятельности;

-    ознакомление с комплексными мерами по профилактике девиантного поведения.

  1. Содержание понятия «девиантное поведение»

 

     Поведение, не соответствующее норме, рассматриваемое большинством членов общества как предосудительное и недопустимое, называется отклоняющимся от нормы, или девиантным.  Общество само расставляет акценты, один вид поведения расценивая как норму, а другой – как девиацию. И все же существуют такие виды поведения, которые воспринимаются как девиация в подавляющем большинстве человеческих обществ и даже во всех без исключения. Убийство, садизм, воровство, кровосмешение и сексуальное насилие повсюду считаются девиациями. Варьируется только степень социального отчуждения таких деяний и жесткость санкций, направленных на подавление этих форм девиации1. Нельзя считать всякое отклонение девиантным поведением. Иначе все люди и все социальные группы будут попадать под данное определение. Существует ли в обществе личность или социальная группа, которая бы во всех случаях жизни абсолютно соответствовала нормам и правилам? Врядли. Несомненно, девиантное поведение относится к отрицательному проявлению общества. Для того чтобы человечество не отходило от норм и не игнорировало правила поведения, необходимо вовремя доносить до детей отрицательные стороны жизни. Ведь именно в детстве закладывается основа поведения.

     Наиболее опасные для общества формы поведения обычно определяются уже не просто девиантные, но как делинквентные и криминальные (преступные). Как утверждают В.И.Добреньков и А.И.Кравченко, отклоняющееся (девиантное) поведение – это собирательный термин, включающий в себя три более конкретные формы нарушения социальных норм: собственно девиантное, или девиантное в узком смысле, делинквентное и криминальное. Под девиантным поведением в таком узком понимании подразумеваются такие поведенческие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, т.е. не нарушают Уголовного Кодекса. Делинквентное поведение – это противоправные поступки, не являющиеся в собственном смысле преступлениями, наказуемые в административном порядке. Наконец, криминальное, или преступное поведение – это поступки, которые можно классифицировать как преступления2. Обратим внимание на понятие «делинквентное поведение». А.Е. Личко под делинквентным поведением подразумевает мелкие общественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности: школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми и т.д3. Однако В.В. Ковалев возражает против такой трактовки понятия «делинквентное поведение», приравнивая его к «криминальному»4.

Эти три формы поведения  представляют собой, по нарастающей, 3 степени нарушения социальных норм. В итоге образуется некоторый  континуум, или шкала отклоняющегося поведения (рис.1)5.

 

А: Шкала нарастания строгости  применяемых санкций

 

                               

 

 Б: Соотношение объемов трех понятий                

  -- девиантное поведение

  -- делинквентное поведение

  -- криминальное поведение

 Рис. 1. Шкала отклоняющегося  поведения: девиантное, делинквентное и криминальное поведение.

 

     Как мы видим, на рисунке 1 показаны две проекции континуума. Первая (А) изображает нарастание строгости санкций от самых мягких, следуемых за нарушение девиантного поведения, до самых жестких, применяемых к преступникам. Вторая (Б) обозначает объемы понятий. Из нее вытекает, что самым широким понятием выступает девиантность, она охватывает самый широкий круг явлений, поскольку всевозможные мелкие нарушения в быту и на работе совершает большинство граждан. Самым узким сектором необходимо считать криминальную сферу.

 

  1. Определение причин девиации различными учеными

 

     В исследовании девиантного поведения выделяются несколько направлений, объясняющих причины возникновения такого поведения. В конце XIX – начале XX века были распространены биологические и психологические трактовки причин девиации. Итальянский тюремный врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Проводя антропометрические замеры среди преступников, содержащихся в тюрьме, он пришел к выводу, что существует четыре типа преступников: врожденные преступники, преступники по страсти, случайные и душевнобольные преступники. Он утверждал, что «криминальный тип» - это результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции и его можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли6. Известный американский психолог и врач Уильям Х. Шелдон считал, что у собак некоторых пород имеется склонность следовать определенным образцам поведения. Также и у людей определенное строение тела означает присутствие характерных личностных черт. Так, эндоморфу (человеку умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом) свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям; мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к беспокойству, активен и не слишком чувствителен; эктоморф (характеризующийся тонкостью и хрупкостью тела) склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью. Опираясь на исследование (1940) поведения 200 юношей в центре реабилитации, Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиации мезоморфы, хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками7. Таким образом, авторы биологических концепций практически не обращают внимания на изменчивость поведения, не уделяют должного внимания волевым, личностным проявлениям индивида.      

     Сторонники психологической трактовки связывали девиацию с психологическими чертами (неустойчивостью психики, нарушением психологического равновесия и т. д.). Были получены данные о том, что некоторые умственные расстройства, особенно шизофрения, могут быть обусловлены генетической предрасположенностью. Кроме того, некоторые биологические особенности могут оказывать влияние на психику личности. Допустим, что мальчика дразнят за маленький рост. Его ответная реакция может быть направлена против общества и выразится в девиантном поведении.

     Развернутое социологическое объяснение девиации впервые дал Эмиль Дюркгейм, предложивший теорию аномии,  которая раскрывает значение социальных и культурных факторов. По Дюркгейму, основной причиной девиации является аномия (от фр. anomie  - отсутствие закона). По сути, аномия – это отсутствие регуляции, безнормность, состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми. Все, что нарушает стабильность, приводит к неоднородности, неустойчивости социальных связей, разрушению коллективного сознания (кризис, смешение социальных групп, миграция и т. д.), порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей, в результате чего появляются различные виды девиаций8. Стоит отметить, что социальные правила играют важную роль в регуляции жизни людей. Во время кризисов и различных радикальных перемен люди часто испытывают состояние запутанности, что не исключает подъем уровня самоубийств. На данный момент аномия свойственна нашему российскому обществу, так как большая часть населения не привыкла к конкуренции и воспринимает происходящие в обществе события как нарастающий хаос. Причиной девиации может являться разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. Многие стремятся к финансовому успеху и порой прибегают к незаконным способам (спекуляция, торговля наркотиками и др.), так как убеждаются в том, что достичь успеха и славы нельзя с помощью социально одобряемых средств.

     Миллер утверждал (1958), что существует ярко выраженная субкультура низшего слоя общества, одним из проявлений которой является групповая преступность. Эта субкультура придает огромное значение таким качествам, как готовность к риску, выносливость, стремление к острым ощущениям и «везение»9. Некоторые люди усваивают ценности «девиантной» субкультуры, а другие ее опровергают. Девиантное поведение усваивается в процессе общения с преступниками. Если большинство друзей или родственников того или иного человека занимаются преступной деятельностью, существует вероятность, что он тоже станет преступником.

     Представьте рокеров на мотоциклах, которые носятся на большой скорости по ночным улицам и оглушают жителей; панков, которые бреют головы и ходят в рваной одежде с собачьими ошейниками; движения хиппи, эмо и т.д. Членство в этих неформальных молодежных группах также может способствовать отклоняющемуся поведению.

     Лемерт в своей теории (1951) выделяет первичную девиацию и вторичную девиацию10. Характеристика первичной девиации следующая: люди нарушают некоторые принятые в обществе нормы и правила поведения, но окружающие еще не оценивают их поведение как девиантное, например, подросток покуривает сигареты с марихуаной. А суть вторичной девиации состоит в том, что окружающие человека начинают обращаться с ним, как с девиантом; постепенно и он сам привыкает считать себя таковым и вести себя в соответствии с этой ролью.

     Концепция Х.Беккера и подобные ей названы теорией стигматизации («наклеивания ярлыков»), так как они объясняют девиантное поведение способностью влиятельных групп ставить клеймо девиантов членам менее влиятельных групп11.

     Навешанный обществом на индивида «ярлык», отношение общества и негласное поражение в правах чаще всего толкает такого человека на вторичную девиацию – поведение, вырабатывающееся у индивида в ответ на санкции со стороны окружающих. Итак, теория ярлыков настаивает на том, что девиация определяется не самим поведением, а реакцией общества на такое поведение.

     В современной отечественной социологии (Я.И.Глинский) существует точка зрения, считающая источником девиации наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп12.    

     Подводя итоги исследований социологами причин отклоняющегося поведения взрослых и молодежи, следует отметить, что они недостаточно учитывают психологические особенности личности. Не каждый человек в период аномии становится преступником. Все упомянутые типы теорий девиантного поведения, безусловно, внесли вклад в его изучение. Однако, как мы видим, ни одна из них не способна дать исчерпывающего объяснения девиации как социального явления. Так, слабым местом теории ярлыков остается неспособность объяснить причины первичной девиации, возникающей до «наклеивания ярлыка». Если вернуться к теории аномии, то она тоже страдает недостатками, ведь не всякую девиацию можно объяснить разрывом между целями и средствами.

  1. Особенности проявления отдельных форм девиантного поведения в трудовой деятельности

Информация о работе Девиантное поведение в трудовой деятельности