Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 09:34, реферат
Любая организация, в том числе и школьное объединение, может нормально функционировать и развиваться благодаря складывающейся в ней системе межличностных отношений. Неформальный коллектив, стоящий за организацией и наполняющий ее жизнью, общее «Мы», характерное для группы, делающей общее дело, имеет свою систему устоявшихся связей между детьми. Именно отношения детей в группе видны «со стороны». И именно они являются показателем зрелости группы, способности ее брать на себя ответственность за достижение общей цели.
Введение 3
Детский коллектив 4
Становление личности. 8
Ребенок в коллективе. 10
Заключение. 15
Список литературы. 16
Вступление ребенка в школьный коллектив имеет огромное значение для формирования его личности. Под влиянием коллектива у ребенка младшего школьного возраста постепенно формируется тот более высокий тип социальной направленности личности, который характерен для каждого, кто живет осознанными коллективными интересами. В младшем школьном возрасте ребенок начинает особенно активно стремиться к обществу других детей, начинает интересоваться общественными делами своего класса, стремится сам определить свое место в коллективе сверстников. Но вхождение в коллектив и формирование социальной направленности личности школьника происходит далеко не сразу. Это — длительный процесс, протекающий под руководством учителя, процесс, который можно проследить, наблюдая и анализируя поведение школьников разных классов. В самом начале общественная направленность первоклассников выражается лишь в активном стремлении детей к обществу сверстников, в желании делать все сообща, делать все то, что делают другие. [1]
Теперь мы подошли, пожалуй,
к самым сложным и ответственны
Вне общения со взрослыми людьми и другими детьми ребенок вряд ли приобретет нужные ему человеческие качества. Следовательно, коллектив ему необходим. Но коллектив, как мы выяснили ранее, при наделении его, слишком большими полномочиями и властью над личностью, а также при недостаточно высоком уровне собственного развития ребенка может препятствовать его дальнейшему росту. Педагог на практике сталкивается, таким образом, со сложной задачей: как, управляя развитием самого коллектива, усилить его положительное и уменьшить возможное отрицательное воздействие на личность ребенка.
Для того, чтобы положительно и разносторонне влиять на личность ребенка, детский коллектив должен жить достаточно разнообразной жизнью, включающей виды деятельности, способствующие развитию личности. На практике большинство детских коллективов чаще всего заняты одним, реже двумя и очень редко тремя видами деятельности. В них ребенок не в состоянии получить возможность для разностороннего личностного развития. Тогда остается один выход: сделать ребенка активным участником сразу нескольких детских коллективов, занятых различными видами деятельности и в совокупности, обеспечивающих ребенку нужное разнообразие личностного развития.
Это не единственное возможное и оптимальное решение проблемы, так как в пределах доступного для ребенка социального окружения не всегда находится нужное количество разнообразных по содержанию деятельности детских объединений. Тогда можно сделать так, чтобы ребенок непосредственно участвовал в работе двух, максимум трех детских коллективов, каждых из которых, в свою очередь, занимался бы двумя или тремя различными видами деятельности, взаимодополняющими друг друга в их влиянии на личностное развитие ребенка. Участвуя в деятельности каждого из них, ребенок будет иметь возможность приобретать достаточное количество различных полезных личностных свойств, причем в зависимости от его собственных способностей и склонностей. Разумно, чтобы каждым детским коллективом в этом случае, руководили два или три педагога-специалиста в различных областях человеческой деятельности. [5]
Наряду с развитием коллективистских отношений учителю следует заниматься индивидуальным воспитанием и формировать у детей психологические знания и умения взаимодействовать, эмпатию, культуру общения, взаимоуважение, культуру межличностных отношений. Для этого нужно использовать не только педагогические методы, но и психологические, психотерапевтические методики: ролевые игры, анализ ситуаций, групповые дискуссии.
Управление межличностными отношениями в детских группах и коллективах составляет педагогическую задачу повышенной значимости. Большая роль межличностным отношениям в детском возрасте отводится потому, что в эти годы в системе межличностных связей происходит активный процесс становления личности, а межличностные отношения представляют собой наиболее эффективное средство управления развитием личности.
1. Божович Л.И., Проблемы формирования
личности. - [Электронный ресурс] http://www.gennadij.pavlenko.
2. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е.
Н., Педагогика. - [Электронный ресурс] http://krotov.info/lib_sec/
3. Детский коллектив //А. Я. Психология:
описания психологических тестов, тестирование
он-лайн, тренинги, упражнения, статьи,
советы психологов. - [Электронный ресурс] http://azps.ru/articles/soc/
4. Личность и группа. Проблема взаимоотношений
//А. Я. Психология: описания психологических
тестов, тестирование он-лайн, тренинги,
упражнения, статьи, советы психологов.
- [Электронный ресурс] http://azps.ru/articles/soc/
5. Климова С.В., Развитие, воспитание и
формирование личности в учреждениях
дополнительного образования //Фестиваль
педагогических идей «Открытый урок»
. - [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/
6. Немов Р.С., Психология //Библиотека Гумер.
- [Электронный ресурс] http://www.gumer.info/
Информация о работе Детский коллектив и проблемы развития личности