Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:34, контрольная работа
Цель работы. Выявить клинические проявления, динамику развития и исходные состояния при шизофрении у детей.
Задачи:
-Изучить клинические проявления шизофрении у детей.
-Выявить динамику развития заболевания в детском возрасте.
-Рассмотреть исходные состояния у детей и подростков.
Введение 3
Клинические проявления шизофрении у детей 5
Динамика развития заболевания в детском возрасте 9
Исходные состояния шизофрении у детей и подростков 11
Заключение 15
Литература 17
Очень
высок уровень реактивного
Ведущая
деятельность в этом возрасте –
игра. Игры у детей настолько
В период младшего школьного возраста у детей отмечается: высокий уровень развития обобщения по формальным признакам (плащ и ночь могут обобщаться на том основании, что они могут быть длинными); формальная сохранность интеллекта, склонность к схематизму, формально-отвлеченному мышлению; отставание в приобретении, усвоении и обобщении опыта, который несет общение.
В этот период ведущей деятельностью является учебная – в связи с ранним развитием формально-логического мышления, высокой способности к абстракции они проявляют, по сравнению со своими сверстниками, большую склонность к классификациям разного рода, к построениям схем, таблиц и графиков, формальному анализу слов, готовность к неожиданным ассоциациям и сопоставлениям, умственным изобретениям.
В сфере развлечений отмечается однообразный и односторонний их характер. Это либо оторванные от действительности бессодержательные увлечения, либо это деятельность, в которой отражаются определенные стороны действительности, но прежде всего формальные, одномерные. При общении у таких детей отсутствует мотивация быть понятыми другими.
Вследствие недостаточной направленности на общение и усвоение социальных нормативов у ребенка значительно затруднено формирование соответствующих мотивов учебной деятельности.
Существует несколько форм шизофрении у детей и подростков. А. И. Селецкий выделяет следующие:
Кататоническая форма
В
отдельных случаях
Эта форма шизофрении часто проявляется в остром виде, обычно на фоне нормального до этого развития психики. Больной находится в состоянии то полной обездвиженности, то резкого двигательного возбуждения с импульсивными и агрессивными поступками. Сначала у ребенка появляются стереотипные движения, отмечаются однообразные манипуляции с игрушками и другими предметами, размахивание руками. Потом наступает застывание в однообразных позах, ребенок может забиваться в угол, не реагировать на окружающих и не отвечать на их вопросы. Для этого состояния характерны неоднократные чередования ступора с застывшими позами и возбуждения, прерываемые продолжительными ремиссиями, причем этот переходы совершаются внезапно для окружающих. В случаях острого течения болезнь ограничивается несколькими приступами ступора и возбуждения и наступает выздоровление. При хроническом течении шизофрении у больного нарастают явления вялости и заторможенности с редкими продолжительными ремиссиями, наступают выраженные изменения психики в виде аффективного опустошения и нарастающего слабоумия. Таким образом, при данной форме шизофрении характерны как длительные ремиссии, так и полное выздоровление.
Гебефреническая или юношеская форма шизофрении
Характеризуется медленным течением шизофрении, наблюдается в старшем школьном и юношеском возрасте. Заболевание начинается исподволь, с появления жалоб на рассеянность, острую головную боль и бессонницу. После начала таких жалоб могут пройти месяцы и даже годы, поэтому окружающие больного люди часто не могут установить время начала болезни. Ведущим признаком заболевания является дурашливость с немотивированным весельем и двигательным возбуждением. Постоянными симптомами этой формы болезни являются нелепая веселость с манерностью, черты дурашливости, одни и те же нелепые выходки, склонность с чудачеству, гримасничанью и кривлянью. При этой форме также нередко наблюдаются галлюцинации и бредовые идеи, которые обычно носят отрывочный и изменчивый характер, и придуманы как бы с целью повеселить собеседника. В одних случаях изменения психики неглубокие, трудоспособность больного сохраняется, но является чрезвычайно пониженной. В большинстве случаев исходом болезни является слабоумие с характерной дурашливостью. По мнению И. В. Случевского, неблагоприятный прогноз этой формы шизофрении объясняется ее возникновением в юношеском возрасте, вследствие чего клетки коры больших полушарий головного мозга легко погибают.
Простая форма шизофрении.
Начинается в любом возрасте, но чаще встречается в детские годы и реже – в юношеские. Ведущими признаками болезни являются прогрессирующая утрата интересов, нарастающая вялость, эмоциональное безразличие, замкнутость и снижение показателей, связанных с интеллектом. Эпизодически возникают галлюцинации и параноидное состояние, сопровождающиеся злобной агрессивностью по отношению к родным и близким людям, которые обычно настойчиво требуют, чтобы ребенок посещал школу. Больные уходят из дому, проводят время в бесцельных скитаниях по улицам, вовлекаются в антиобщественные поступки. Близкие начинают отмечать болезненное состояние только тогда, когда оно достигает значительного развития, проявляясь аффективной тупостью, немотивированным упрямством и нелепыми рассуждениями. Течение заболевания может быть различным, но чем моложе возраст, в котором начался шизофренический процесс, тем более значительный интеллектуальный ущерб будет нанесен. В лучшем случае больной приспосабливается к несложным трудовым процессам, пользуясь репутацией неполноценного. В большинстве случаев болезнь прогрессирует, приводя к оскудению психики, апатическому слабоумию.
Привитая форма шизофрении.
Наблюдается
у детей и подростков, которые
в прошлом перенесли какое-либо
органическое поражение головного
мозга, вызвавшее задержку в психическом
развитии, преимущественно олигофрению.
До начала заболевания для личности ребенка
характерны были следующие особенности:
капризное упрямство, замкнутость, взрывы
раздражительности, перенесенные заболевания
необъяснимой этиологии, диатез, интоксикации,
черепно-мозговые травмы и т.д. Таким образом,
шизофрения прививается уже на биологически
измененную почву, что значительно усложняет
течение патологического процесса и приводит,
особенно при возникновении заболевания
в раннем детском возрасте, к остановке
в умственном развитии.
Несмотря
на спорность вопроса о
Данные исследований показали, что симптомы последующего развития шизофренического процесса можно выявлять на ранних этапах развития ребенка. Процесс, начавшийся в первом критическом периоде, ведет к глубоким изменениям в онтогенезе ребенка.
Проблема
клинико-психологической оценки тяжести
состояния и квалификация дизонтогенеза
при расстройствах шизофренического спектра
у детей является одной из важнейших в
современной психиатрии и требует для
ее разрешения комплексных системных
исследований. Такой принцип исследования
необходим для организации индивидуально-ориентированных
медико-психолого-
На основе анализа развития познавательной сферы у детей и подростков с шизофреническими расстройствами когнитивный дизонтогенез характеризуется диссоциацией в развитии познавательных процессов или их структурных звеньев, сложным сочетанием ретардации и акселерации.
Детская шизофрения наступает в более позднем возрасте и характеризуется, в отличие от аутизма, менее серьезными поражениями интеллекта, менее тяжелой степенью нарушений в социальной и речевой сфере, появлением бреда и галлюцинаций по мере взросления, а также наличием периодов ремиссий и рецидивов.
Шизофрения, наступающая в детстве, представляет собой более тяжелую форму шизофрении, а не самостоятельное заболевание.
Детская
шизофрения является психотическим
расстройством, характеризующимся
такими тяжелыми симптомами, как разнообразные
формы бреда, галлюцинации, нарушения
мышления, в высшей степени дезорганизованным
поведением, а также значительным ухудшением
или нарушением функционирования.
Информация о работе Детская шизофрения. Клиника, динамика развития и исходные состояния