Детская шизофрения. Клиника, динамика развития и исходные состояния

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:34, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы. Выявить клинические проявления, динамику развития и исходные состояния при шизофрении у детей.
Задачи:
-Изучить клинические проявления шизофрении у детей.
-Выявить динамику развития заболевания в детском возрасте.
-Рассмотреть исходные состояния у детей и подростков.

Оглавление

Введение 3
Клинические проявления шизофрении у детей 5
Динамика развития заболевания в детском возрасте 9
Исходные состояния шизофрении у детей и подростков 11
Заключение 15
Литература 17

Файлы: 1 файл

Контрольная рбота по детской шизофрении.doc

— 83.50 Кб (Скачать)
y">     В дошкольный период развития ребенка  наблюдается: дефицит активности в  отношении бытовых правил, а также  правил взаимоотношений; дефицит общения, при котором страдают в развитии формы активной речи (спонтанность, выразительность, артикуляция), а отсюда страдает и коммуникативная функция речи, обращенная речь; усвоение языка (пассивная речь) развивается нормально, в некоторых случаях даже с опережением; дети реже жалуются; на конфликтные ситуации отвечают либо криком и агрессивными действиями, либо занимают пассивно-оборонительную позицию. На фоне соответствующего возрасту или опережающего интеллектуального и речевого развития отмечается недостаточное развитие практических навыков, плохая адаптация к новым условиям, черты необычности и чудаковатости в поведении, речи и мышлении.

     Очень высок уровень реактивного общения  при дефиците инициативного. У некоторых  детей можно констатировать наличие  черт аутизма.

     Ведущая деятельность в этом возрасте –  игра. Игры у детей настолько индивидуальны  и своеобразны, что другие дети не могут принимать в них участие. Совершенно отсутствует ролевая  игра. Однако детей можно привлечь к участию в «играх с правилами», которые характеризуются наличием четко установленных правил и жесткой последовательностью действий и событий.

     В период младшего школьного возраста у детей отмечается: высокий уровень  развития обобщения по формальным признакам (плащ и ночь могут обобщаться на том основании, что они могут быть длинными); формальная сохранность интеллекта, склонность к схематизму, формально-отвлеченному мышлению; отставание в приобретении, усвоении и обобщении опыта, который несет общение.

     В этот период ведущей деятельностью  является учебная – в связи с ранним развитием формально-логического мышления, высокой способности к абстракции они проявляют, по сравнению со своими сверстниками, большую склонность к классификациям разного рода, к построениям схем, таблиц и графиков, формальному анализу слов, готовность к неожиданным ассоциациям и сопоставлениям, умственным изобретениям.

     В сфере развлечений отмечается однообразный и односторонний их характер. Это  либо оторванные от действительности бессодержательные увлечения, либо это деятельность, в которой отражаются определенные стороны действительности, но прежде всего формальные, одномерные. При общении у таких детей отсутствует мотивация быть понятыми другими.

     Вследствие  недостаточной направленности на общение  и усвоение социальных нормативов у ребенка значительно затруднено формирование соответствующих мотивов учебной деятельности.

Исходные  состояния шизофрении у детей и подростков

 

     Существует  несколько форм шизофрении у детей  и подростков. А. И. Селецкий выделяет следующие:

     Кататоническая  форма

     В отдельных случаях характеризуется  нарастающей замкнутостью, отрешенностью  от окружающей действительности и депрессией, но чаще при ней отмечаются кататоническое возбуждение, переходящее в ступор, сильное напряжение мышц, застывание в причудливых позах, неподвижность, негативизм и отказ от пищи и речевого контакта.

     Эта форма шизофрении часто проявляется  в остром виде, обычно на фоне нормального  до этого развития психики. Больной  находится в состоянии то полной обездвиженности, то резкого двигательного  возбуждения с импульсивными и агрессивными поступками. Сначала у ребенка появляются стереотипные движения, отмечаются однообразные манипуляции с игрушками и другими предметами, размахивание руками. Потом наступает застывание в однообразных позах, ребенок может забиваться в угол, не реагировать на окружающих и не отвечать на их вопросы. Для этого состояния характерны неоднократные чередования ступора с застывшими позами и возбуждения, прерываемые продолжительными ремиссиями, причем этот переходы совершаются внезапно для окружающих. В случаях острого течения болезнь ограничивается несколькими приступами ступора и возбуждения и наступает выздоровление. При хроническом течении шизофрении у больного нарастают явления вялости и заторможенности с редкими продолжительными ремиссиями, наступают выраженные изменения психики в виде аффективного опустошения и нарастающего слабоумия. Таким образом, при данной форме шизофрении характерны как длительные ремиссии, так и полное выздоровление.

     Гебефреническая или юношеская форма шизофрении

     Характеризуется медленным течением шизофрении, наблюдается  в старшем школьном и юношеском  возрасте. Заболевание начинается исподволь, с появления жалоб на рассеянность, острую головную боль и бессонницу. После начала таких жалоб могут  пройти месяцы и даже годы, поэтому окружающие больного люди часто не могут установить время начала болезни. Ведущим признаком заболевания является дурашливость с немотивированным весельем и двигательным возбуждением. Постоянными симптомами этой формы болезни являются нелепая веселость с манерностью, черты дурашливости, одни и те же нелепые выходки, склонность с чудачеству, гримасничанью и кривлянью. При этой форме также нередко наблюдаются галлюцинации и бредовые идеи, которые обычно носят отрывочный и изменчивый характер, и придуманы как бы с целью повеселить собеседника. В одних случаях изменения психики неглубокие, трудоспособность больного сохраняется, но является чрезвычайно пониженной. В большинстве случаев исходом болезни является слабоумие с характерной дурашливостью. По мнению И. В. Случевского, неблагоприятный прогноз этой формы шизофрении объясняется ее возникновением в юношеском возрасте, вследствие чего клетки коры больших полушарий головного мозга легко погибают.

     Простая форма шизофрении.

     Начинается  в любом возрасте, но чаще встречается в детские годы и реже – в юношеские. Ведущими признаками болезни являются прогрессирующая утрата интересов, нарастающая вялость, эмоциональное безразличие, замкнутость и снижение показателей, связанных с интеллектом. Эпизодически возникают галлюцинации и параноидное состояние, сопровождающиеся злобной агрессивностью по отношению к родным и близким людям, которые обычно настойчиво требуют, чтобы ребенок посещал школу. Больные уходят из дому, проводят время в бесцельных скитаниях по улицам, вовлекаются в антиобщественные поступки. Близкие начинают отмечать болезненное состояние только тогда, когда оно достигает значительного развития, проявляясь аффективной тупостью, немотивированным упрямством и нелепыми рассуждениями. Течение заболевания может быть различным, но чем моложе возраст, в котором начался шизофренический процесс, тем более значительный интеллектуальный ущерб будет нанесен. В лучшем случае больной приспосабливается к несложным трудовым процессам, пользуясь репутацией неполноценного. В большинстве случаев болезнь прогрессирует, приводя к оскудению психики, апатическому слабоумию.

     Привитая  форма шизофрении.

     Наблюдается у детей и подростков, которые  в прошлом перенесли какое-либо органическое поражение головного  мозга, вызвавшее задержку в психическом развитии, преимущественно олигофрению. До начала заболевания для личности ребенка характерны были следующие особенности: капризное упрямство, замкнутость, взрывы раздражительности, перенесенные заболевания необъяснимой этиологии, диатез, интоксикации, черепно-мозговые травмы и т.д. Таким образом, шизофрения прививается уже на биологически измененную почву, что значительно усложняет течение патологического процесса и приводит, особенно при возникновении заболевания в раннем детском возрасте, к остановке в умственном развитии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

     Несмотря  на спорность вопроса о диагностике  ранней детской шизофрении, можно  с уверенностью говорить о ней  как об определенной области научных  знаний, сформировавшейся в середине 20-го столетия.

     Данные  исследований показали, что симптомы последующего развития шизофренического процесса можно выявлять на ранних этапах развития ребенка. Процесс, начавшийся в первом критическом периоде, ведет  к глубоким изменениям в онтогенезе ребенка.

     Проблема  клинико-психологической оценки тяжести  состояния и квалификация дизонтогенеза при расстройствах шизофренического спектра у детей является одной из важнейших в современной психиатрии и требует для ее разрешения комплексных системных исследований. Такой принцип исследования необходим для организации индивидуально-ориентированных медико-психолого-педагогических коррекционных мероприятий при работе с детьми, имеющими дефицитарные проявления в интеллектуальной и коммуникативной сферах.

     На основе анализа развития познавательной сферы у детей и подростков с шизофреническими расстройствами когнитивный дизонтогенез характеризуется диссоциацией в развитии познавательных процессов или их структурных звеньев, сложным сочетанием ретардации и акселерации.

     Детская шизофрения наступает в более позднем возрасте и характеризуется, в отличие от аутизма, менее серьезными поражениями интеллекта, менее тяжелой степенью нарушений в социальной и речевой сфере, появлением бреда и галлюцинаций по мере взросления, а также наличием периодов ремиссий и рецидивов.

     Шизофрения, наступающая в детстве, представляет собой более тяжелую форму  шизофрении, а не самостоятельное  заболевание.

     Детская шизофрения является психотическим  расстройством, характеризующимся  такими тяжелыми симптомами, как разнообразные формы бреда, галлюцинации, нарушения мышления, в высшей степени дезорганизованным поведением, а также значительным ухудшением или нарушением функционирования. 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

 
  1. Детская патопсихология. Хрестоматия. [Текст] / Сост. Н. Л. Белопольская. - М., 2001. – 155 с.
  2. Зейгарник, Б. В. Патопсихология [Текст] / Б. В. Зейгарник. - М., 1976. – 324 с.
  3. Кононова, М. П. Руководство по психологическому исследованию психически больных детей школьного возраста [Текст] / М. П. Кононова. - М. : Гос. изд-во медицинской литературы, 1963. - С.81-127.

Информация о работе Детская шизофрения. Клиника, динамика развития и исходные состояния