Деловая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 17:50, реферат

Краткое описание

Общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 65.43 Кб (Скачать)

В лексиконе руководителей  слова, приятные для подчиненных, которые  отмечают их достоинства (возможно, в  несколько преувеличенном виде), встречаются  редко. Чем это объясняется? 

Комплименты — это  слова, содержащие небольшое преувеличение  достоинств, которые желает видеть в себе собеседник. В этом смысле мы и рассмотрим комплимент как один из приемов формирования аттракции  в деловых отношениях. 

Разумеется, каждому  из нас приятно слышать комплименты  в свой адрес. При этом мы осознаем, что сказанное — пусть и  небольшое, но все же преувеличение. Так почему нам все же приятно  слышать такие слова ? 

В эффекте внушения происходит как бы заочное удовлетворение мечты, желания, потребности человека в совершенствовании какой-то своей  черты. Фактически потребность при  этом не будет полностью удовлетворяться, но реальным будет ощущение ее удовлетворения, появление на этой почве положительных  эмоций. 

Существуют правила  применения "золотых слов". Не зная или нарушая их, можно против своего желания превратить "золотые  слова" в банальности (в лучшем случае). 

Комплимент отличается от лести именно тем, что содержит небольшое преувеличение. Льстец сильно преувеличивает достоинства собеседника. 

Например: "Тебе очень  идет этот цвет " (комплимент) и "Ты самая красивая" (лесть). Лесть  грубее комплимента и чаще может  быть отвергнута из-за неправдоподобности. Но есть люди, которым лесть нравится. 

В деловом общении  преимущество принадлежит комплименту. Нельзя отождествлять комплимент и  похвалу. Похвала — это положительная  оценка. Положительному восприятию комплимента способствует использование в нем фактов, известных обоим партнерам. Отсутствие фактической основы делает комплимент неубедительным и может свести высказывание до уровня банальной лести. 

Если существуют сомнения, поймет ли собеседник, о каком  факте идет речь, то лучше не рисковать  и прежде напомнить о нем, а  затем уж обыграть его. 

Недопустимо, если комплимент противоречит фактам. Например, сотрудница не спала ночь, мучаясь от зубной боли, а ей скажут, что она прекрасно  выглядит. Эти слова будут восприняты как насмешка. 

Комплимент должен быть кратким, содержать одну-две  мысли, не должен содержать поучений. Необходимо избегать двусмысленных  оборотов. Комплименты нужно говорить как можно чаще. Именно практикой  достигается легкость и непринужденность в комплименте, что делает его  естественным и неотразимым. Комплимент начинается с желания его сказать. Найдите, что вам лично нравится в собеседнике, что бы вы хотели позаимствовать у него. 

Люди принимают  комплименты благосклонно, так как  каждому приятно уже одно то, что  ему хотят сказать что-то хорошее. Именно поэтому они легко прощают  возможные промахи. Поскольку ; 

мужчины не избалованы комплиментами, они и менее требовательны  к их качеству. Именно поэтому лучше  учиться делать комплименты на мужчинах. 

Когда комплимент понравился, лицо человека озаряется улыбкой. Хорошее  настроение вместе с улыбкой передается собеседнику. 

Именно поэтому  комплименты приносят пользу всем участникам общения'. 

Как же сделать комплимент комплиментом? Существуют несколько  правил. 

1. "Один смысл". Комплимент должен отражать только  позитивные качества человека. В  комплименте следует избегать  двойного смысла, когда, например, данное качество у человека  можно считать и позитивным, и  негативным. 

Например: "Слушая ваши беседы с людьми, я каждый раз  удивляюсь вашей способности  так тонко и остроумно уходить  от ответа!" Здесь явно нарушено это  правило, условно названное нами "один смысл". 

2. "Без гипербол". Отражаемое в комплименте позитивное  качество должно иметь небольшое  преувеличение. 

Например: "Я всегда поражаюсь вашей аккуратности и  пунктуальности", — сказал руководитель, принимая отчет от подчиненного. Того эти слова не просто удивили, а  изумили. Во-первых, за ним ходит  слава прямо противоположного 

свойства, а во-вторых, сейчас даже повода не было для этих слов, не то что причины. 

3. "Высокое мнение". Важным фактором в результативности  этого приема является собственное  мнение человека об уровне  отраженных в комплименте качеств.  Предположим, человек твердо знает, 

что уровень этого  качества у него значительно выше, чем сказано в комплименте. 

Например, человек, у  которого действительно феноменальная  память (и это мнение прочно укрепилось у него у сознании), вдруг слышит в свой адрес такие слова: "Я  поражаюсь тому, как вы сразу запомнили  номер телефона! У вас блестящая  память!" Или врач слышит: "Можно  только поразиться вашему мастерству! Как вы быстро поставили ему диагноз  аппендицита!" И в первом и во втором случае— это не комплименты, а банальности. Последствия могут  быть негативными, так как нарушено правило, условно названное нами "высокое мнение ". 

4. "Без дидактики". Это правило заключается в  том, что комплимент должен  констатировать наличие данной  характеристики, а не содержать  рекомендации по ее улучшению. 

Вот некоторые образцы  таких "комплиментов": "Тебе следует  быть активнее!"; "Твердость убеждений  украшает мужчину! Умей отстаивать свои позиции!". Здесь явно нарушено правило, условно названное нами "без  дидактики". 

5. "Без претензий". Сотрудник вовсе не стремится  к совершенствованию данного  своего качества. Более того, считает,  что было бы плохо, если бы  оно — это позитивное качество  — было выражено у него сильнее,  чем сейчас. 

Например, один из ваших  подчиненных, который тоже является руководителем, считает, что способность  к комплиментам — вовсе не достоинство  настоящего организатора производства. И если вы, будучи убежденным в обратном, попытаетесь сделать ему комплимент типа: "Я слышал, что вы блестяще умеете делать комплименты!", то он, пожалуй, обидится. 

6. "Без приправ". Последнее правило касается не  самого содержания комплимента,  а тех дополнений, которые нередко  следуют за ним. 

Например: "Руки у  тебя действительно золотые. А вот  язык твой — враг твой ". Или: "Мне  очень импонирует ваша способность  располагать людей к себе. Только бы эту способность — да в интересах  дела..." Следовательно, делая комплимент, удержитесь от ложки дегтя, т.е. подобных дополнений. Следуйте правилу, условно  названному нами "без приправ". 

Конечно, сразу запомнить  все эти правила трудно, но если вы используете ассоциативные связи, то сделать это будет значительно  легче. 

Прием "терпеливый слушатель". Все мы с детства  помним привычные правила, что нельзя перебивать собеседника, необходимо дослушивать  его до конца, быть внимательным к  нему. Никто и не утверждает, что  эти. правила нужно игнорировать. 

"Но" начинается  тогда, когда за соблюдение  этих правил приходится "платить", причем единицей расчета является  время. Вот тогда и проявляется  истинное отношение к данным  ценностям. 

Для того чтобы терпеливо  и внимательно выслушивать собеседника, нужно немалое время, ибо не каждый умеет сжато и четко излагать свои мысли. Кроме того, нам приходится выслушивать высказывания, которые  не относятся к делу. Если вы все-таки выслушаете подчиненного, то он удовлетворит свои потребности, получит положительные  эмоции, связав это помимо своей  воли с вами. Поскольку источником этих положительных эмоций явились  именно вы, то они и будут вам "возвращены" в виде небольшого усиления симпатии к вам, т.е. в виде возникшей или  усиливающейся аттракции. 

Прием "личная жизнь". У каждого человека наряду со служебными интересами имеются и личные интересы, увлечения и личная жизнь. В эмпирических наблюдениях было замечено, что если с человеком повести разговор в русле его выраженного личного  интере­са, то это вызовет у него повышенную вербальную активность, сопровождаемую положительными эмоциями. 

Время от времени  беседуйте со своими подчиненными по вопросам, значимым для них в их личной жизни, проявляйте интерес к  их чувствам и переживаниям. К примеру, одна из сотрудниц увлечена выращиванием кактусов и часто говорит о  них. Всем это уже порядком наскучило. Наберитесь терпения, поговорите с  ней о них хотя бы в течение  нескольких минут. 

Кто в этой ситуации проиграл? Несколько минут потерянного  времени на выслушивание ненужной информации — это на одной чаше весов, а  на другой — ваш единомышленник-подчиненный. 

Заканчивая описание приемов, с помощью которых можно  расположить к себе человека, следует  сделать несколько общих рекомендаций. 

1. Использование  этих приемов на практике можно  сравнить с лотереей в том  плане, что чем чаще вы их  будете применять, тем больше  шансов выиграть (достичь цели). Применяя  их в процессе общения с  партнерами, вы имеете шанс выиграть (вы можете и не 

выиграть). Однако проиграть, применяя эти приемы, вы не можете, ибо  используя их, вы ничего не теряете. 

2. Знакомясь с  этими приемами, вы не раз ловили  себя на мысли, что раньше  вы их иногда применяли. Но  заметим следующее: 

вы применяли эти  правила в отношениях личного  плана; 

вы делали это  интуитивно, не всегда осознавая, что  используете психологический прием  формирования аттракции; 

Применяя эти приемы интуитивно, вы не подозревали, что  воздействуете на сферу бессознательного, а не на сознание человека, на его  рациональную мыслительную деятельность; 

многие делали это  от случая к случаю, без определенной системы. Надеемся, что сейчас вы будете использовать эти приемы преднамеренно, осознанно и целенаправленно. 

3.     Последняя  рекомендация связана с таким  психологическим приемом, как  "иллюзия запоминания". Можно  ли пользоваться таблицей умножения,  не выучив ее наизусть? Приведенными  приемами тоже нельзя пользоваться, не запомнив их. Вам кажется,  что вы их запомнили? Тогда  проведем эксперимент. Возьмите  в руки часы с секундной  стрелкой и засеките, сколько  времени вам понадобится, чтобы  вспомнить названия этих приемов. 
 

Психологические особенности  публичного выступления. 
 

Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи сегодня являются обязательным условием любого делового общения. Деловые люди должны владеть техникой непосредственного  контакта как на индивидуальном, так  и на массовом уровне, и уметь  обращаться со словом. Сегодня, к сожалению, таких знаний и умений не хватает  многим из них. Практически достичь  этого можно только при хотя бы приблизительном знакомстве с деловой  риторикой (понятие «риторика» (от греческого rhetorike techne – ораторское искусство)) 

. Деловая риторика  ориентированна на то, что бы  ознакомить деловых людей с  правилами верного обращения  со словом, техникой его использования 

Подготовка к выступлению 
 

Опыт показывает, что на каждую минуту выступления  приходится в среднем 20-25 минут, которые  мы тратим на определение темы, сбор, анализ и обобщение информации, составление  плана и кратких тезисов. Если материала достаточно и он хорошо продуман, то следует перейти к  плану Задача плана — сделать  речь стройной, логически связанной  и последовательной. При подготовке плана необходимо учитывать состав аудитории. Кроме того, обязательно  нужно готовить тезисы или конспект выступления. Конспект приучает к стройности и краткости изложения, четкости формулировок. 

Итак, все готово. Но ваша речь не будет иметь успеха, если вы не затратите определенных усилий. В большинстве своем неудачи  ожидают тех, кто не утруждал себя подготовкой к выступлению и  рискнул, тем не менее, предстать  перед публикой. Продумайте все заранее. Начните с того, как вы должны появиться. Ваша походка должна быть ровной. Помните, что любое ваше движение будет моментально замечено. Глядя  на вас, слушатели должны почувствовать  значимость вашего выступления. 

Как выступающий  — вы для них личность, а личности всегда находятся в центре внимания. Научитесь использовать оказываемое  вам внимание, которое не всегда означает, что люди только и ждут вашей неудачи. 

Малейшая оплошность—  и вас перестанут слушать. Если вы начнете запинаться и извиняться, то ваши слушатели начнут сомневаться  в вашей компетентности, а также  в том, стоит ли вообще вас слушать. Вам необходимо вступить в контакт  со слушателями. Все должно происходить  так же, как в диалоге, только границы  диалога чрезвычайно расширяются. Тем не менее измениться должна лишь сила вашего голоса, а стиль речи меняться не должен. Так же, как и  в диалоге, следует смотреть на слушателей (слушатели должны видеть ваши глаза!). 

Информация о работе Деловая психология