Циклическая и линейная модели периодизации жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:53, реферат

Краткое описание

Понятие "жизненный цикл" более определенно и содержательно. Оно предполагает, что ход жизни подчинен известной закономерности, а его этапы ("возрасты жизни" или "времена жизни", подобные временам года) представляют собой постоянный круговорот. Идея циклического круговорота жизни, подобного цикличности природных процессов (чередование дня и ночи, смена времен года и т.п.), - один из древнейших образов нашего сознания.

Файлы: 1 файл

геронтология.docx

— 25.15 Кб (Скачать)

2. Циклическая и  линейная модели  периодизации жизни  человека

Понятие "жизненный цикл" более определенно и содержательно. Оно предполагает, что ход жизни подчинен известной закономерности, а его этапы ("возрасты жизни" или "времена жизни", подобные временам года) представляют собой постоянный круговорот. Идея циклического круговорота жизни, подобного цикличности природных процессов (чередование дня и ночи, смена времен года и т.п.), - один из древнейших образов нашего сознания. Многие биологические и социальные возрастные процессы действительно являются циклическими. Организм нормально проходит фазы рождения, роста, созревания, старения и смерти. Личность усваивает, затем выполняет и, наконец, постепенно оставляет определенный набор социальных ролей (трудовых, семейных, родительских), после чего тот же цикл повторяют ее потомки. Цикличность характеризует и смену поколений в обществе, где младшие (дети) сначала учатся у старших, затем активно действуют рядом с ними, а потом, в свою очередь, социализируют младших. Не лишены эвристической ценности и аналогии между восходящей и нисходящей фазами развития. Метафора "впадающей в детство" старости отражает ряд вполне реальных психофизиологических процессов ослабления сознательного самоконтроля, изменения временн€ой перспективы, ослабления половой дифференциации и т.д.

Однако  понятие "жизненного цикла" предполагает некоторую замкнутость, завершенность процесса, центр которого находится  в нем самом. Между  тем важнейшие  процессы развития индивида как личности невозможно понять без учета  его взаимодействия с другими людьми и социальными  институтами. И это  взаимодействие не всегда укладывается в циклическую  схему. Хотя трудовую жизнь личности можно  представить в  виде цикла, включающего  фазы подготовки к  труду, начала трудовой деятельности, пика профессиональных достижений, спада активности и выхода на пенсию, данная модель представляется чересчур общей, индивидуальные вариации, которыми так богата трудовая жизнь, в нее не вписываются. То же можно  сказать и о  социологическом  понятии "семейный цикл".

Чем шире круг подвергающихся анализу деятельностей  и отношений, тем  меньше индивидуальная биография походит  на циклический процесс. Даже если каждый отдельный  ее аспект или компонент  может быть концептуализирован как некоторый цикл ("биологический жизненный цикл", "семейный цикл", "цикл профессиональной карьеры"), биография в целом представляется многомерной, подчиненной нескольким разным, не сводимым друг к другу ритмам. Это побуждает ученых рассматривать человеческую жизнь не как сумму вариаций на заданную тему, а как открытую систему, как историю, в которой наряду с определенными инвариантами есть пробы, гипотезы, проблемы, перемены и т.п.

Наиболее  емкий и употребительный  термин для описания этого - "жизненный путь". Понятие жизненного пути отличается от "жизненного цикла" прежде всего многомерностью, тем, что оно предполагает множество разных тенденций и линий развития в пределах одной и той же биографии, причем эти линии одновременно автономны и взаимосвязаны. В основе его периодизации - не линейные, раз и навсегда определенные фазы, а конкретные жизненные события. Время, последовательность и способ осуществления любого жизненного события, будь то вступление в брак или выход на пенсию, не менее важны, чем сам факт, что данное событие имело место.

3. Возрастной статус человека в различные исторические эпохи

До 13 века Никто, очевидно, не считал, что ребенок  заключает в себе  
человеческую личность. Если же в произведениях искусства и появлялись дети,  
то они изображались как уменьшенные взрослые. Тогда не было знания об  
особенностях и природе детства. Слово "ребенок" долго не имело того точного  
значения, которое придается ему сейчас. Так, характерно, например, что в  
средневековой Германии слово "ребенок" было синонимом для понятия "дурак".  
Детство считалось периодом быстро проходящим и малоценным Безразличие  
по отношению к детству, по мнению Ф. Ариеса, было прямым следствием  
демографической ситуации того времени, отличавшейся высокой рождаемостью и  
большой детской смертностью. Признаком преодоления безразличия к детству,  
как считает французский демограф, служит появление в XVI веке портретов  
умерших детей. Их смерть, пишет он, теперь переживалась как действительно  
невосполнимая утрата, а не как вполне обычное событие. Преодоление  
равнодушия к детям происходит, если судить по живописи, не раньше XV11 века,  
когда впервые на полотнах художников начинают появляться первые портретные  
изображения реальных детей. Как правило, это были портреты детей влиятельных  
лиц и царственных особ в детском возрасте. Таким образом, по мнению Ф.  
Ариеса, открытие детства началось в XIII веке, его развитие можно проследить  
в истории живописи XIV-XV1 веков, но очевидность этого открытия наиболее  
полно проявляется в конце XVI и в течение всего XVII столетия.

Для  
характеристики  возрастных  периодов жизни в научных сочинениях XV1-XVII веков  
использовалась терминология, которая до сих пор употребляется в научной и  
разговорной речи: детство, отрочество, юность, молодость, зрелость,  
старость, сенильность (глубокая старость). Но современное значение этих слов  
не соответствует их первоначальному смыслу. В старину периоды жизни  
соотносились с четырьмя временами года, с семью планетами, с двенадцатью  
знаками зодиака. Совпадение чисел воспринималось как один из показателей  
фундаментального единства Природы.  
В области искусства представления о периодах человеческой жизни нашли  
отражение в росписи колонн Дворца Дожей в Венеции, на многих гравюрах  
XVI-XIX веков, в живописи, скульптуре В большинстве этих произведений,  
подчеркивает Ф. Ариес, возраст  человека  соответствует не столько  
биологическим стадиям, сколько социальным функциям людей Так, например, в  
росписи Дворца Дожей возраст игрушек символизируют дети, играющие с  
деревянным коньком, куклой, ветряной мельницей и птичкой; школьный возраст  
-- мальчики учатся читать, носят книги, а девочки учатся вязать; возраст  
любви и спорта -- юноши и девушки вместе гуляют на празднике; возраст войны  
и рыцарства -- человек, стреляющий из ружья; зрелость -- изображены судья и  
ученый.  
Дифференциация возрастов человеческой жизни и в том числе -- детства,  
по мнению Ф. Ариеса, формируется под влиянием социальных институтов, то есть  
новых форм общественной жизни, порождаемых развитием общества. Так, раннее  
детство впервые появляется внутри семьи, где оно связано со специфическим  
общением -- "нежением" и "балованием" маленького ребенка. Ребенок для  
родителей -- просто хорошенький, забавный малыш, с которым можно  
развлекаться, с удовольствием играть и при этом учить его и воспитывать.

Для педагогов XVII века любовь к детям  
выражалась уже не в баловании и увеселении их, а в психологическом интересе  
к воспитанию и обучению. Для того, чтобы исправить поведение ребенка, прежде  
всего необходимо понять его, и научные тексты конца XVI и XV11 веков полны  
комментариев относительно детской психологии.

Следующий  возрастной  уровень также связывается Ф. Ариесом с новой  
формой социальной жизни -- институтом военной службы и обязательной воинской  
повинности. Это подростковый, или юношеский возраст. Понятие "подросток"  
привело к дальнейшей перестройке обучения. Так, на  
смену  эпохе , не знавшей юности,-- пишет Ф. Ариес,-- пришла эпоха, в которой  
юность стала наиболее ценным возрастом"... "Все хотят вступить в него  
пораньше и задержаться в нем подольше." Каждый период, истории соответствует  
определенному привилегированному возрасту и определенному подразделению  
человеческой жизни: "молодость -- это привилегированный возраст XVII века,  
детство -- XIX, юность -- XX".

влияние социокультурных стереотипов на отношение к старости у отдельного человека 

Отношение  общества к старикам - показатель его цивилизованности. На обществе

лежит ответственность  за социальное, физическое и материальное состояние его

пожилых членов. Общество столкнулось с проблемой  старого возраста, и странным

парадоксом –  возникли проблемы, вызванные увеличением  продолжительности

жизни.

Семья является первым и наиболее индивидуальным уровнем   отношений  между

различными поколениями. В настоящее время семья претерпевает демографические,

культурные, социально  экономические изменения, которые  отражаются на

внутрисемейных  связях. Поскольку семейные связи имеют все меньшее значение,

старики часто  оказываются никому ненужными.

Дестабилизация  в нашей стране, направленность сознания  людей  на выживание

влияет на то, как молодое поколение воспринимает пожилых. Молодежь не имеет

ясного представления  о жизни старшего поколения и  часто драматизирует их

социальное положение, порождая предрассудки и создавая  стереотипы , что, в

свою очередь, проецируется на межпоколенные взаимоотношения. В массовом

сознании как в скрытой, так и в явной форме фиксируется  отношение  к пожилым 

людям  как к бесполезной категории населения, в общественном сознании

распространена  модель, которая характеризуется  утверждением стратегии

вытеснения  старости  из сферы доступа к престижным ценностям, власти, и другим

ресурсам, периферийным положением их проблем. Внимание общества в большей

степени акцентируется  на проблемах молодежи, чем лиц  пенсионного возраста.

Интересными представляются исследования И.И. Лихницкой, А.И. Рубакина, Н.Н.

Сачук, Е.И. Стеженской, В.Д. Шапиро, которые выделяют такие факторы, влияющие

на социальный статус пожилых  людей , как разрушение патриархального

многопоколенного клана, распространение нуклеарной семьи, изменение характера

труда в индустриальном обществе, обесценивание накопленного опыта старших

поколений в  результате ускорения темпов научно – технического прогресса,

распространение негласной политики отстранения  от работы пожилых  людей ,

достигших пенсионного возраста. Эти тенденции способствуют обесцениванию 

старости  в глазах молодого поколения и усилению геронтофобной установки в

массовом сознании. 

Классификация поздних периодов жизни

Сопоставление различных возрастных  классификаций  дает чрезвычайно пеструю картину в определения границ старости, которые колеблются в широких пределах от 45 до 70 лет. Характерно, что почти во всех возрастных  классификациях  старости можно увидеть тенденцию к ее дифференцированности на подпериоды. При этом нужно учитывать, что с ее наступления процесс старения не заканчивается, он продолжается, и существуют большие различия между стареющими людьми.

В разные  периоды  истории общества и в разных культурах начало старости определялось следующим образом: Пифагор - 60 лет, китайские ученые - 70 лет, английские физиологи XX века - с выше 50 лет, немецкий физиолог М.Рубнер - 50 лет старость, 70 лет - почтенная старость. В последние десятилетия предлагались различные варианты возрастной  классификации  для  позднего   периода   жизни  человека.

В  классификации  Д.Бромлея выделяются пять циклов развития. При этом каждый цикл в свою очередь подразделяется на несколько стадий. Цикл «взрослость» состоит из трех стадий: ранняя взрослость (от 21 года до 25 лет), средняя взрослость (от 25 до 40 лет),  поздняя  взрослость (от 40 до 5 лет). В качестве особой переходной стадии выделяется предпенсионный возраст (от 55 до 65 лет). Цикл «старость» начинается от 65 лет и включает в себя также три стадии: отставка (от 65 лет), старый возраст (от 70 лет), третья стадия, обозначаемая как финиш, по существу включает в себя  период  старческих болезней и умирания.

Ю.Б.Гарнавский предлагает весь  период   позднего  возраста делить на отдельные группы: пожилой возраст (его еще называют инволюционным или предстарческим) - от 50 до 65 лет; старческий возраст - от 65 и выше.

Е.С.Авербух, отечественный  психиатр условно выделяет возраст 45-60 лет как пост репродуктивный (климактерический)  период , предшествующий пожилому (предстарческому - 60-75 лет) и старческому (75-90 лет) возрастом. По мнению автора людей свыше 90 лет следует считать долгожителями.

По документам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) возраст от 60 до 74 лет рассматривается  как пожилой; 75 лет и старше - старые люди; возраст 90 лет и старше - долгожители.

В зарубежной литературе встречается различие «молодых пожилых» - 65-74 лет, «старых» - 75-84 лет и «очень старых» - 85 лет и старше. ВОЗ, ссылаясь на решение ООН от 1980 года, возраст 60 лет рекомендуют рассматривать  как границу перехода в группу пожилых. Согласно международным критериям  население страны считается старым, если доля людей в возрасте 65 лет  и старше превышает 7%. По этому показателю население России давно можно  считать таковым, ибо около 20% ее граждан (т. е. каждый пятый россиянин) относятся к вышеуказанной возрастной категории. А в нескольких десятках областей страны удельный вес пожилого населения в сельской местности уже превышает 30%.

Конечно, все  эти деления условны, точных границ разных периодов человеческой жизни  установить нельзя, так как она  представляет собой непрерывное  развитие, а совершающиеся в организме  возрастные изменения многочисленны  и разнообразны. Итак, условно человек считается старым с 75 лет, то есть через 15-20 лет после того, как выходит на пенсию. В отечественной науке следующая схема возрастной периодизации:

- Пожилой возраст  60-74 года мужчины, 55-74 года женщины.

- Старческий  возраст 75-90 лет мужчины и женщины.

Информация о работе Циклическая и линейная модели периодизации жизни человека