Что изучает психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 21:14, реферат

Краткое описание

Официальное оформление научная психология получила сравнительно недавно – в 1879 году, когда немецкий психолог Вильгельм Вундт (Wundt) открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии и стал выпускать специальный психологический журнал. До этого, а это почти 2,5 тысячи лет, психологические знания развивались в рамках философских учении о душе.

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 22.29 Кб (Скачать)

 Введение 

       Каждый  из нас, ежедневно встречаясь с людьми, разговаривает с ними, реагирует  на слова взволнованно или спокойно, одни люди нам приятны, другие —  не очень.

       Узнав о том или ином факте, событии, явлении, мы размышляем, обдумываем, переживаем или же остаемся равнодушными; т. е. одно нас интересует, другое нам безразлично.

       Мы  возмущаемся и негодуем, видя недостойное  поведение человека, критикуем его; самоотверженный поступок, проявленная  чуткость радуют нас.

       Трудясь, мы настойчиво, с большим воодушевлением добиваемся осуществления намеченных планов, но иногда мы работаем вяло, без подъема.

       Видя  разнообразные предметы, мы рассматриваем  их, они нам или нравятся или  нет; одно мы запоминаем, другое — забываем, бываем внимательны к одному и не замечаем другого.

       Каждому из нас доставляет удовольствие хорошая  книга, красивая мелодия, прекрасное произведение живописи.

       Все это и многое, многое другое —  различные проявления нашей психической  жизни, т. е. нашего духовного мира. Психология - и есть наука о нас самих, о  нашем внутреннем, духовном мире. 
 
 
 
 
 
 
 

       Понятие психология 

       Каждая  конкретная наука имеет свои особенности, которые отличают ее  от других дисциплин.  Издавна  явления,  изучаемые  психологией,  выделялись  и отграничивались от других проявлений жизни как  особые  явления.  Их  особый характер усматривался в  принадлежности  их  к  внутреннему  миру  человека, который существенно отличается от внешней  действительности,  от  того,  что человека окружает. Постепенно все эти явления группировались под  названиями “восприятие”,  “память”,  “мышление”,  “воля”,   “эмоции”   и   другими,   в совокупности образуя то, что и именуется  психикой,  т.е.  внутренним  миром человека, его душевной жизнью. Изучение  и  описание  закономерностей  этого внутреннего мира человека и  относится  к  ведению  психологии  как  научной дисциплины.

       Понятие “психология” имеет как научный, так и житейский смысл.

       Официальное  оформление  научная  психология   получила   сравнительно недавно – в 1879 году,  когда  немецкий  психолог  Вильгельм  Вундт  (Wundt) открыл в Лейпциге первую лабораторию  экспериментальной  психологии  и  стал выпускать специальный психологический журнал. До  этого,  а  это  почти  2,5 тысячи лет, психологические знания развивались в рамках  философских  учении о душе.

       Своим названием психология обязана греческой  мифологии, а  именно  мифу о любви смертной земной  женщины  Психеи  и  Эрота,  сына  богини  Афродиты. Психея  обрела  бессмертие  и  стала  равной  богам,  стойко  выдержав   все испытания, которым подвергла ее разгневанная Афродита. Для греков  этот  миф был образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой  души.  Поэтому Психей – смертный человек,  обретший  бессмертие,  -  стала  символом  души, ищущий свой идеал.

       Однако  житейские   психологические   знания   очень   приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных  знаний.  В  чем  состоит  это отличие?

       Во-первых, житейские  психологические  знания  конкретны,  привязаны  к конкретным ситуациям, людям, задачам.     

       Во-вторых,  житейские   психологические   знания   носят   интуитивный характер.

       Это обусловлено способом их получения  – случайным опытом и его  субъективным анализом на бессознательном уровне.

       В-третьих,  существуют  различия  в  способах  передачи  знаний.   Как правило, знания житейской психологии передаются с большим  трудом,  а  часто эта  передача  просто  невозможна.  Как  пишет   Ю.Б.Гиппенрейтер,   “вечная проблема “отцов и детей” состоит как раз в том, что дети не могут и даже  не хотят перенимать опыт отцов”.

       В-четвертых, научная психология располагает  обширным,  разнообразным  и подчас уникальным фактическим материалом,  недоступным  во  всем  объеме  ни одному носителю житейской психологии.

       Психология  возникла на стыке естественных наук и философии, поэтому  до сих пор точно не определено, считать ли психологию естественной  наукой  или гуманитарной. В целом  психология  относится  к  естественным  наукам,  хотя многие исследователи полагают, что психология должна занимать  особое  место в системе наук.

       Ей  отводится особое место также  и потому,  что  психика,  как  свойство самой высокоорганизованной материи мозга, самое сложное, что  пока  известно человечеству. Кроме того, в психологии, в отличии от  других  наук,  как  бы сливаются  объект  и  субъект  познания.  Те  же   психические   функции   и способности, которые служат нам  для  познания  и  освоения  внешнего  мира, образуются на познании самого  себя,  своего  “Я”,  и  сами  они  становятся предметом осознания и осмысления.  Следует  также  отметить,  что,  исследуя самого себя, человек не только познает себя, но и изменяет себя. Можно  даже сказать,  что  психология  –  это  наука   не   только   познающая,   но   и конструирующая, созидающая человека.

       Слово “психология” в переводе  с  древнегреческого  буквально  означает “наука о душе” (psyche-“душа”, “logos – “понятие”,  “изучение”).  В научном употреблении термин  “психология”  появился  в  16  веке.  Первоначально  он относился к  особой  науке,  которая  занималась  изучением  так  называемых душевных, или психических,  явлений,  т.е.  таких,  которые  каждый  человек легко обнаруживает  в  собственном  сознании  в  результате  самонаблюдения.

       Позднее, в 17-19 вв. область, изучаемая психологией, расширяется и  включает в  себя  не  только  осознаваемые,  но  и  неосознаваемые  явления.   Однако выяснение специфики явлений, которые изучает психология, весьма  затруднено, а их понимание во многом зависит от мировоззрения исследователя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Что изучает психология

       Психология  изучает психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, волю, воображение, чувства и такие  свойства личности, как темперамент, характер, способности, потребности, интересы; изучает психологическая наука  также особенности деятельности человека (навыки, привычки, трудовую и  творческую деятельность и т. д.). 
Слово «психология» происходит от двух греческих слов; «психе» - душа, или психика, и «логос» — наука, учение. Другими словами, психология изучает личность во всем многообразии проявлений ее индивидуальных особенностей, а также общих, присущих всем людям, психических качеств. 
Психическая жизнь человека сложна и многогранна: она зависит не только от влияний внешней среды, но и подчиняется сложным нервно-физиологическим закономерностям высшей нервной деятельности, работы мозга. 

       Психические процессы и свойства личности тесно  связаны между собой, всегда проявляются  в различных взаимосвязях и взаимозависимостях. Никогда не бывает так, чтобы в  данный момент протекал только один психический  процесс или проявлялось только одно свойство личности. Так, процесс  восприятия очень тесно связан и  с процессом ощущения, и с процессом  воображения, и мышлением, и памятью. Если мы, например, воспринимаем (рассматриваем) неразборчивый почерк, разобраться  в нем окончательно помогает нам  и воображение, и мышление, и память.

       Одной из важнейших задач психологии является изучение и объяснение всех психических  явлений, т. е. раскрытие объективных  закономерностей, которые лежат  в основе их возникновения, развития и формирования.

       На  протяжении всей истории развития психологии происходила и происходит острая и непримиримая борьба между материалистическим и идеалистическим пониманием и  объяснением психических явлений.

       Основной  вопрос, решение которого определяют материалистические или идеалистические  позиции в психологии, — это  вопрос о природе психики: является ли психика продуктом развития материи  или она представляет собой нечто  особое, бесплотное, не зависящее от материи.

       Идеалистическая психология отрицает зависимость психической  жизни от организма, нервной системы  человека, от условий его жизни  и воспитания. Мысли, чувства, желания  и стремления, поступки, поведение  человека, по мнению идеалистов, определяются сознанием (душой).

       Исходя  из первичности духовного, нематериального  и вторичности материального, идеалистическая  психология сближается с положениями  религии о сотворенности мира богом. Идеалистическая психология всех видов на протяжении своей истории являлась верной служанкой религии и стремилась обосновать необходимость веры в существование бога, веры в бессмертие души, в загробный мир. Еще и сейчас на Западе (в Европе и Америке) в некоторых университетах специально разрабатывается идеалистическая психология, которая служит нуждам религии. В капиталистических странах идеалистическая психология взята на вооружение в борьбе с неверующими, в борьбе с коммунистическими идеями. 

       В настоящее время наиболее реакционные  психологи-идеалисты активно служат империалистическому капиталу. Например, такие психологи работают на фабриках, заводах и в армии США. Задачей  этих психологов является отвлечение рабочих и солдат от классовой  борьбы, борьбы за лучшее будущее. Капиталистам всех мастей выгодно поддерживать веру трудящихся в лучшее будущее не на земле, в настоящем, а в будущем  «загробном мире», после смерти. Религии  всех видов ревностно служат капиталу, внушают верующим беспрекословное  подчинение эксплуататорам, а за это  обещают рай трудящимся на небе.

       Близость  идеалистической психологии и религии  показывает классовую сущность идеалистической  психологии, которая отражает мировоззрение  и политические взгляды капиталистов-эксплуататоров. 
Идеалистическая психология политически нам враждебна, с научной точки зрения необоснована. Нельзя доказать научно существование этой особой, нематериальной души, нельзя доказать независимость психических процессов от деятельности мозга, нервной системы, организма человека в целом.

       Идеалистическая психология нами полностью отвергается. Многие зарубежные исследователи-психологи  в настоящее время все больше и больше отходят от идеалистических  позиций и приближаются к материалистическому  пониманию психической жизни  человека. 
В признании первичности материи и вторичности психики, сознания заключается коренное отличие материализма от идеализма. Материализм, в противоположность идеализму, утверждает, что психика является продуктом длительного развития материи. Лишь на определенной стадии развития материи появилась психическая жизнь как особое свойство этой материи. 
В истории развития мира было время, когда психики, сознания не было. Неорганическая природа и растительный мир никакой психической жизнью не обладают, у них отсутствуют способность ощущения, мышления и чувствования.

       Психика возникла на самой высокой стадии развития материального мира — на стадии появления живых существ: животных и человека. В ходе эволюции животных формировался специальный  орган психики — нервная система, а позднее — ее высший отдел  — мозг. У высших животных и человека развитие психики органически, неразрывно связано с развитием коры больших полушарий головного мозга.

       Итак, психика, сознание — это свойство материи, возникающее на высокой  ступени ее развития. Это — высший продукт особым образом организованной материи — мозга.

       Подлинно  научное понимание сущности психики, сознания стало возможным на основе диалектического материализма. Диалектический материализм отвергает отождествление психики и материи. Признание  зависимости психики от мозга  не означает сведения психики и сознания к материальным, физиологическим  процессам. «Что и мысль и материя,—  указывает В. И. Ленин, — «действительны», т. е. существуют, это верно. Но назвать  мысль материальной — значит сделать  ошибочный шаг к смешению материализма с идеализмом».

       Замечательный народный демократ А. И. Герцен правильно  писал, что взаимоотношение мозга  и мышления можно сравнить с взаимоотношением машины и ее работы. Работа машины есть свойство машины, но, с другой стороны, работа не является самой машиной. Так  и мысль есть свойство высокоорганизованной материи — коры головного мозга, но не является самой этой материей. Психика как свойство мозга обладает способностью отражения внешнего мира. Согласно ленинской теории отражения  окружающий нас мир, объективная  действительность, существует вне человека, независимо от него, независимо от сознания человека. «Существование независимого от отражающих отражаемого (независимость  от сознания внешнего мира) есть основная посылка материализма».

Информация о работе Что изучает психология