Чем может заниматься юридический психолог

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 01:58, доклад

Краткое описание

Один из видов работы специалиста-психолога клинического профиля и судебного эксперта-психолога.
Экспертиза - изучение специалистом (или группой специалистов) вопроса, требующего для своего решения знаний в специальной области науки <...>, с вынесением определенного суждения (заключения).
Э. судебно-психологическ

Файлы: 1 файл

Чем занимается и может заниматься юридический психолог в сфере судебно.docx

— 18.37 Кб (Скачать)

Чем занимается и может  заниматься юридический  психолог в сфере  судебно-психологической  экспертизе.

Один из видов  работы специалиста-психолога клинического профиля и судебного эксперта-психолога.

Экспертиза - изучение специалистом (или группой специалистов) вопроса, требующего для своего решения  знаний в специальной области  науки <...>, с вынесением определенного  суждения (заключения).

 Э. судебно-психологическая - это "система психологических исследований личности и деятельности подследственного и осужденного для уточнения сведений, помогающих следствию, суду, и перевоспитанию свидетельствуемых. Э. с.-п. осуществляется специалистами-психологами.

Границы компетенции  судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе 

1) установление способности  несовершеннолетних обвиняемых, имеющих  признаки не связанного с психическими  заболеваниями отставания в психическом  развитии, полностью осознавать  значение своих действий, и определение,  в какой мере эти несовершеннолетние  способны руководить своими действиями; 

2) установление способности  психически здоровых свидетелей  и потерпевших (с учетом их  индивидуально-психологических и  возрастных особенностей, уровня  психического развития) правильно  воспринимать имеющие значение  для дела обстоятельства и  давать о них правильные показания; 

3) диагностика наличия  или отсутствия у субъекта  в момент совершения преступления  физиологического аффекта и иных  непатологических эмоциональных  состояний, способных существенно  влиять на сознание и деятельность  человека; 

4) установление способности  психически здоровых потерпевших  по делам об изнасилованиях (в  первую очередь несовершеннолетних) понимать характер и значение  совершаемых с ними действий  и оказывать сопротивление; 

5) установление возможности  возникновения у человека в  конкретных условиях психических  состояний (растерянности, потери  ориентировки и т.д.) и экспертную  оценку их влияния на качество  выполнения профессиональных функций  в авиации, на железнодорожном  и автомобильном транспорте, в  работе операторов автоматизированных  систем и т.п.; 

6) диагностика индивидуально-психологических  особенностей (например, повышенной  внушаемости, склонности к фантазированию, импульсивности, подражательности, ригидности  и т.п.), способных существенно  влиять на поведение субъекта; 

7) установление ведущих,  упрочившихся мотивов (в психологическом  значении этого понятия) поведения  человека и мотивации конкретных  поступков как важных психологических  обстоятельств, характеризующих  личность; 

8) установление наличия  или отсутствия у умершего  в период, предшествовавший смерти, психического состояния, предрасполагающего  к самоубийству, и причин возникновения  этого состояния.

«6.1. Компетенция судебно-психологической экспертизы. 

Компетенция судебно-психологической  экспертизы определяет рамки задаваемых эксперту вопросов, границы разрешаемых  им ситуаций и строго ограничена законом (УПК, ГПК и т. д.). В  частности, эксперт-психолог решает вопросы, заданные ему следователем в постановлении, и не вправе выходить за рамки этих вопросов. В некоторых случаях  необходима постановка дополнительных вопросов для разрешения какой-либо возникшей ситуации, тогда эксперт  имеет право запросить  следователя (лицо, ведущее  дознание) дополнить  постановление, а  в отдельных случаях  — назначить дополнительную либо повторную экспертизу. Закон, ограничивая  компетенцию эксперта, тем самым устанавливает  рамки решаемых им вопросов.»  

«С точки зрения развития науки психологии и других смежных наук (психиатрии, педагогики и т.п.) компетенция эксперта-психолога ограничивается степенью развития научной мысли, последними научными разработками. Для наиболее полного и объективного заключения эксперт должен ознакомиться с материалами дела (уголовного или гражданского), но в этом он может быть ограничен. Если лицо, ведущее дознание, предоставляет не весь необходимый материал, то эксперт вправе потребовать доступа ко всей необходимой ему информации.» 

«С позиции иных отечественных психологов компетенция психологической экспертизы включает разрешение вопросов о достоверности показаний свидетеля, подозреваемого и т.д. Некоторые ученые полагают, что компетенция психологической экспертизы ограничивается лишь разрешением вопросов аффекта (психологического) и выяснением факта, могло ли лицо осознавать характер действий, совершаемых им или над ним в случаях экспертизы жертв изнасилования.» 

На  наш взгляд, под  компетенцией психологической  экспертизы следует  понимать совокупность поставленных перед  экспертами задач, их возможностей и полномочий. 

Пределы компетенции психологической  экспертизы ограничены, с одной стороны, возможностями психологии в целом и ее конкретной отрасли, с другой — нормативным  урегулированием  статуса экспертизы и эксперта в конкретной сфере. Возможно также  ограничение компетенции  экспертизы полномочным  должностным лицом  или органом. 

Нормативные акты, регулирующие назначение и производство экспертизы, рассчитаны на широкое число  случаев и являются универсальными. Так, в уголовном, гражданском, административном процессах  действующие нормы  регулируют назначение и проведение любой  экспертизы, не выделяя  психологическую. 

Препятствием  в деятельности экспертизы может явиться  и воля субъекта, ее назначившего, поскольку  он может оказаться  недостаточно подготовленным в области психологии, слабо представляющим себе ее возможности  и методы. С этим также бывает связана  нечеткая, неточная формулировка вопросов и задач, которые  ставятся перед экспертом. Последний, безусловно, должен подчиняться  действующим нормам, особенно в том, что  касается характера  его взаимоотношений  с субъектом, назначившим  экспертизу, требований к итоговому документу  экспертного исследования и т. д. 

Эксперт, проводящий психологическую  экспертизу, не может  вмешиваться в  деятельность органа или должностного лица, назначившего экспертизу, однако он не должен быть и  слепым орудием в  их руках. Установив, например, что вопрос перед ним поставлен  неправильно, узко, эксперт  может обратиться к заин­тересованному субъекту за уточнениями, чтобы провести исследование исходя из сегодняшних возможностей психологической науки. 

Судебно-психологическая  экспертиза широко применяется  в практике правоохранительных органов, однако вопрос ее компетенции до сих пор дискутируется  как в юридической, так и в психологической  литературе. 

В одной из первых публикаций, посвященных данной проблеме, указывалось, что судебно-психологическая  экспертиза должна проводиться  для установления: 

• состояния сильного душевного волнения; 

• уровня интеллектуального  развития несовершеннолетнего; 

• возможности субъекта давать правильные показания  в силу своих индивидуальных особенностей. 

Плодотворные  исследования в области  теории и методики судебно-психологической  экспертизы предприняты  совместно психологами  и юристами под  руководством А.Р. Ратинова в секторе психологических проблем борьбы с преступностью института Прокуратуры России, в частности по вопросам судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних. 

В 1971 г. М.М. Коченов подготовил информационно-методическое письмо «Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних», где наряду с рассмотрением процессуальных вопросов судебно-психологической экспертизы анализировались вопросы ее компетенции. К компетенции простой психологиче­ской экспертизы автор относит: 

• исследование уровня умственного развития несовершеннолетнего; 

• изучение особенностей его личности и  той ситуации, в  которой совершались  противоправные действия; 

• установление наличия  физиологического аффекта; 

• определение особенностей познавательных процессов; 

• выявление признаков  умственной отсталости, не связанной с  душевным заболеванием; 

• установление способности  полностью осознавать значение своих действий и полностью руководить ими; 

• определение наличия  в период, предшествующий совершению преступлений, конфликтных переживаний, способных влиять на поведение; 

• установление возрастных или индивидуальных особенностей у несовершеннолетнего, способных повлиять на объективность  его показаний. 

К   компетенции   медико-психологической   экспертизы М.М. Коченов относит установление: 

• психологических  последствий наличного  или перенесенного  соматического заболевания; 

• наличия признаков  умственной отсталости или иных психических  особенностей, вызванных  перенесенными соматическими  заболеваниями; 

• способности несовершеннолетнего  при наличии у  него психических  особенностей осознавать значение своих действий и руководить ими. 

Психолого-психиатрическая   экспертиза,   по   мнению М.М. Коченова, имеет своей компетенцией установление: 

• наличия психического заболевания у  несовершеннолетнего (олигофрения  на стадии дебильности, психофизический  инфантилизм); 

• особенностей умственной деятельности, которые  могли препятствовать сознанию им значения вменяемых ему  действий; 

• наличия у несовершеннолетнего  личностных особенностей, которые могли  помешать ему руководить своими действиями в конкретной ситуации совершения правонарушения. Автор относит умственную отсталость, вызванную сенсорной недостаточностью, длительными или хроническими заболеваниями, к компетенции медико-психологической экспертизы. 

В более поздних  работах М.М. Коченов расширил круг вопросов, относящихся к компетенции судебно-психологической экспертизы, полагая, что эта экспертиза может устанавливать: 

• способность обвиняемого, свидетеля и потерпевшего (с  учетом индивидуально-психологических  и возрастных особенностей, состояния умственного  развития) правильно  воспринимать имеющие  значение для дела обстоятельства и  давать о них правильные показания; 

• способность потерпевших  от половых преступлений правильно воспринимать характер и значение совершаемых с 

ними  действий; 

• способность несовершеннолетних обвиняемых, страдающих умственной отсталостью, не связанной с  психическими заболеваниями, полностью осознавать значение своих 

действий  и руководить ими; 

• наличие или отсутствие у субъекта в момент совершения противоправных действий состояния  физиологического аффекта (внезапно возникшего сильного душевного волнения); 

• возможность возникновения  различных психических  явлений, препятствующих нормальному осуществлению  профессиональных функций (в  авиации, автомобильном  и железнодорожном  транспорте, в работе оператора автоматизированных систем и т. п.); 

• наличие или отсутствие у лица в период, предшествующий смерти, психического состояния, предрасполагающего к 

самоубийству. 

Впоследствии  ученый добавил к  приведенному выше перечню: диагностику индивидуально-психологических  особенностей (например, повышенная внушаемость, импульсивность, подражательность, ригидность и т. п.), способных существенно  влиять на поведение  субъекта; установление наличия ведущих, упрочившихся мотивов  поведения человека и мотивации конкретных поступков как  важных психологических  обстоятельств, характеризующих  личность. 

Надо  скачать, что вопрос о компетенции  судебно-психологической  экспертизы в специальной  литературе до сих  пор однозначно не решен. К компетенции  психологической  экспертизы в сфере  действия прав, на наш  взгляд, следует отнести  разрешение любых  психологических  вопросов, интересующих следователя, суд, орган  дознания, другого  уполномоченного  субъекта и имеющих  значение для дела. Все эти вопросы  касаются психических  процессов, явлений  и свойств психической деятельности человека и влияющих на нее объективных и субъективных факторов. 

Возражения, основанные на том, что  исследования психолога  якобы будут сковывать  внутреннее убеждение  юриста, что вопросы  причин и мотивации  поступков относятся  к компетенции  суда, следователя, другого  полномочного органа, не могут быть признаны убедительными. 

Информация о работе Чем может заниматься юридический психолог