Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 15:30, реферат
Среди ученых, и в первую очередь психологов, существуют различные, порой альтернативные точки зрения на специфику оказания психосоциальной помощи и на необходимость разграничения профессиональной ответственности специалистов, оказывающих помощь человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации. Вместе с тем реалии социальной практики таковы, что первый специалист, с которым встречается клиент, нуждающийся в помощи, — специалист по социальной работе.
Российский государственный
Реферат на тему:
«Человек в кризисной ситуации как объект
психосоциальной работы»
1.Содержание
и методика психосоциальной
Среди ученых, и в первую очередь
психологов, существуют различные, порой
альтернативные точки зрения на специфику
оказания психосоциальной помощи и
на необходимость разграничения
профессиональной ответственности
специалистов, оказывающих помощь человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации.
Вместе с тем реалии социальной практики
таковы, что первый специалист, с которым
встречается клиент, нуждающийся в помощи,
— специалист по социальной работе. По
долгу своей службы он обязан оказать
человеку первичную психологическую помощь
и сделать это профессионально, корректно
и компетентно. Поэтому необходимость
рассмотрения содержания и методики психосоциальной
деятельности в системе социальной работы
- актуальная проблема не только теории,
но и практики.
Психологическая помощь ограничивается рамками внемедицинской, психосоциальной терапии.
Целью и соответственно
результатом психологической
- эмоциональное реагирование (снятие стресса и напряжения, обретение когнитивного контроля и т.п.; выработка новых жизненных смыслов, изживание эмоциональной травмы, разрешение конфликтов, преодоление кризисов, что возможно только в условиях групповой работы или психотерапии);
- осознание клиентом собственной проблемы (эта цель может быть достигнута только в процессе вторичной психологической помощи или психотерапии, реализуемой психологом-консультантом или психотерапевтом);
- осознание и обращение
клиента к собственным
- осознание и обращение клиента к ресурсам социальной среды, принятие этой помощи;
- продуктивная адаптация клиента в сообществе.
Социальный работник
выступает в роли советчика, друга,
компаньона. Специалист по социальной
работе выступает в роли посредника
с целью активизации поддержива
Качество межличностных
Умение слушать является ролевой особенностью социальных работников, фактором успешного терапевтического вмешательства. Клиенты могут выражать различные эмоциональные проявления, отрицать наличие конфликта и проблемы, блокировать процесс взаимодействия.
Социальное регулирование
индивидуума обусловлено
Беседа с клиентом наиболее точно может быть определена как коммуникация (общение) или взаимодействие. Начинающим работникам, сталкивающимся с этой формой деятельности, необходимо обладать знанием и пониманием явных и тайных причин того или иного поведения человека, т.е. мотивов поведения. Знание этого способствует эффективности работы и терпимости к людям. Только внимательное выслушивание и наблюдение за тем, как люди ищут помощи, сможет превратить объективные факты и субъективные чувства в часть межличностного общения, включающего открытые и закрытые послания, их расшифровку и реакцию на различные уровни общения.
Каждая беседа обычно фиксируется на какой-то основной проблеме такой, как например, исследование финансовых проблем клиента, его болезнях, обидах, взаимоотношениях и т.д. Беседа-знакомство должна иметь четкую схему, т.е. начало, середину, конец. Каждая последующая беседа-встреча с клиентом должна как-то базироваться на содержании предыдущей, при этом должны быть использованы письменные или видеозаписи.
Таким образом, можно сказать, что основным положением при описании содержания и методики психосоциальной деятельности, является утверждение о том, что специалист должен вести работу как непосредственно с клиентом и его внутренним миром, так и с его родственниками, в заботе и помощи которых он очень нуждается.
В плане действий стоит изменение отношения клиента к психосоциальной помощи, к социальным службам разных типов. Следовательно, необходимо рассмотреть сферу применения психосоциальной работы.
2.Психосоциальная работа в кризисных ситуациях
Кризисное состояние насыщенно самыми разнообразными эмоциями и переживаниями: подавленность, страх, чувство вины, обида, злоба, беспомощность, безнадежность, одиночество и т.д. Человек находящийся в кризисе часто испытывает желание уйти из жизни, которое в свою очередь нередко сосуществует с не менее сильным желанием жить. Многие чувства, которые испытывает человек необычны для него и в обществе считаются неприемлемыми. В результате человек чувствует себя "ненормальным" и изолированным от общества.
Негативный подход подразумевает кризисное состояние как психическое заболевание. Воспринимая кризис как нечто болезненное, человек "бежит" от своих переживаний, отвлекается, уходит в работу, принимает соответствующие лекарственные препараты. Иногда это помогает. Однако в случае сильных психических травм развиваются так называемые посттравматические стрессовые расстройства, проявляющиеся через 0,5-1 и более лет.
Позитивное определение кризиса подразумевает, что кризис — это не болезнь, а "временный период психологического разнообразия, которое низвергается внезапно и значительно изменяет жизнь человека". Естественное, что при этом меняются внутренние и внешние ориентиры человека, его эмоциональное состояние, а также то, что в период этой дезориентации человек очень часто не может дать отчет о своих действиях (Дж. Каплан). Позитивный подход способствует продуктивному преодолению кризисного состояния; он заключается в переживании человеком своего состояния (Ф.Е.Василюк), в осознании, принятии и дальнейшей интеграции опыта, полученного в кризисной ситуации.
В рамках позитивной модели главная задача психотерапевта, педагога-психолога или другого специалиста, оказывающего психологическую помощь, состоит в том, чтобы помочь человеку, оказавшемуся в кризисной ситуации, осознать свои болезненные переживания. Находясь рядом с этим человеком, буквально "проживая" вместе с ним его ситуацию (А.Г.Лидерс), говоря о его чувствах как естественных в этой ситуации, психолог избавляет своего собеседника от чувства изолированности, помогает принять свой кризисный опыт и включить его в общий жизненный контекст.
Возможность осуществления этих задач имеет два основных аспекта. Первый аспект — это наличие у специалиста соответствующих профессиональных навыков ("техник"), которые позволят ему выполнить свою задачу. Второй аспект — вероятно, самый важный — внутренняя готовность специалиста обсуждать отвергаемые обществом темы смерти, самоубийства, убийства, сексуального насилия и т.д. Если первый аспект в основном зависит от профессионального обучения, прохождения семинаров, курсов и т.д., то второй аспект не может быть реализован без внутренней работы специалиста как личности — осознания и принятия своих собственных чувств и переживаний, связанных с "маргинальными" проблемами существования человека. Это достигается прохождением тренингов личностного роста или каких-либо других экзистенциально ориентированных тренинговых групп, а также работой с супервизором.
В целом соединение этих двух аспектов делает специалиста способным понять и принять значимость переживаний обратившегося к нему человека, что в свою очередь помогает человеку, находящемуся в кризисном состоянии, встретиться с самим собой, с травмирующими обстоятельствами или воспоминаниями и превратить их в источник новых ресурсов и жизненных ценностей.
Список литературы:
1. Ардашкин И.Б. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы - Томск: ТПУ, 2004.
2. Абрамова Г.С. Практическая психология. - Екатеринбург: Деловая книга, 2007.
3. Беззубик К. В. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы. – М.: Изд-во: «Инфра-М», 2009..
4. Белинская А. Б. Проблемы подготовки специалистов по психосоциальной работе. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2010. №1.
5. Войтенко А. И., Комарова Е. И. Менеджмент социальной работы.– М.: Изд-во: «Владос», 2001.
6. Гулина М. А. Психология социальной работы. – С-П.: 2002. - 352 с.
7. Ермолаева, Е.Г. К вопросу о психологической природе индивидуальных ценностей // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: Сборник научных трудов по материалам 5-й Международной научно-практической конференции. - Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2007.
8. Журавлева А. Л. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений - М.: изд. «ПЕР СЭ», 2002.
Информация о работе Человек в кризисной ситуации как объек психосоциальной работы