Человек как индивид

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:07, контрольная работа

Краткое описание

Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.

Оглавление

1.Психология вокруг нас 3
2.Человек, как индивид 5
2.1.Человек - «целая система» 5
2.2.Темперамент 6
2.3.Внимание 7
2.4.Ощущение и восприятие 10
2.5.Память 11
2.6.Мышление 13
2.7.Воображение 14
Список литературы

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 42.38 Кб (Скачать)

Министерство образования  и наука

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Уральский федеральный университет  имени первого Президента России Б.Н.Ельцина

 

 

 

Кафедра управления персоналом и психологии

 

 

 

 

Человек, как индивид.

 

 

 

 

 

 

Выполнила

А.В.Хазова

Проверила

Т.Ю.Баландина

 

 

 

 

 

Екатеринбург, 2011.

 

Содержание

1.Психология вокруг нас         3

2.Человек, как индивид          5

2.1.Человек - «целая система»        5

2.2.Темперамент           6

2.3.Внимание                        7

2.4.Ощущение и восприятие         10

2.5.Память            11

2.6.Мышление           13

2.7.Воображение           14

Список литературы                                                                                16 

1. ПСИХОЛОГИЯ ВОКРУГ НАС

 

Психоло́гия (др.-греч. ψυχή — душа;      λόγος  —  знание) — академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах.

Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.

 

Предмет психологии в традиционных представлениях

  • Душа (все исследователи до начала XVIII века)
  • Явления сознания (английская эмпирическая ассоцианистская психология — Д. Гартли, Джон Стюарт Милль, А. Бэн, Герберт Спенсер)
  • Непосредственный опыт субъекта (структурализм — Вильгельм Вундт)
  • Интенциональные акты сознания (функционализм — Франц Брентано)
  • Происхождение психических деятельностей (психофизиология — Иван Михайлович Сеченов)
  • Поведение (бихевиоризм — Джон Уотсон)
  • Бессознательное (психоанализ — Зигмунд Фрейд)
  • Процессы переработки информации и результаты этих процессов (гештальт-психология — Макс Вертгеймер)
  • Личный опыт человека (Гуманистическая психология — Абрахам Маслоу, К. Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй)

Существует много различных  точек зрения на то, что изучает  психология. Психология должна отвечать на вопрос о том, почему человек (или любой другой носитель психики) ведёт себя так или иначе (поведение животных исследует раздел психологии «зоопсихология» и раздел зоологии «этология»).Для описания того теоретического конструкта, которым можно объяснить поведение человека, существуют разные названия, наиболее частое из которых — психика. Однако, например, бихевиористы отвергают задачу исследования любых ненаблюдаемых переменных, которые могли бы детерминировать поведение, настаивая на том, что только само поведение и детерминирующая его внешняя ситуация могут быть предметом исследования.

Существует много разных классификаций  наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию  между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы статистических расчётов первоначально были разработаны психологами (см. работы Ч. Спирмена, Л. Терстоуна). С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам, работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются также общественные (социология, политология) — заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе. Советский психолог Б. Г. Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке..

Психология активно взаимодействует  с большим количеством других наук и отраслей научного знания. Это  взаимодействие проявляется прежде всего в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями  научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с  позиции предмета психологии.

2.ЧЕЛОВЕК, КАК ИНДИВИД

2.1.Человек - «целая система»

 

Челове́к —  вид рода Люди из семейства гоминид в отряде приматов, единственный живущий в настоящее время. От современных человекообразных, помимо ряда анатомических особенностей, отличается значительной степенью развития материальной культуры (включая изготовление и использование орудий), способностью к членораздельной речи и абстрактному мышлению.

Человек, как биологический  вид — предмет исследованияфизической антропологии. Природа и сущность человека является предметом как философского, так и религиозного диспута.

Индивид (от лат. individuum — неделимое):

  1. Особь, отдельно существующий живой организм, в том числе отдельно взятый человек как представитель человеческого рода;
  2. Отдельный человек, носитель предпосылок человеческого развития;
  3. В литературе возможно употребление слов «индивид», или «индивидуум» в ироничном смысле.

Индивидуум — человек, обладающий только ему свойственными характеристиками, как внешнего, так и внутреннего характера.

В психологии индивид (индивидуум) — отдельно взятый человек со всеми своими психологическими, морально-нравственными, психическими характеристиками.

 

 

2.2.Темперамент

 

Темперамент (от лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей), характеристика индивида со стороны динамической особенностей его психической деятельности, то есть темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний.

В структуре Темперамента можно выделить три главных компонента: общую активность индивида, его двигательные проявления и его эмоциональность.

Общая психическая  активность индивида характеризует "динамические" особенности личности, её тенденции к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности. Степени активности распределяются от вялости, инертности и т. п. до предельной энергичности, стремительности действий.

Двигательный, или  моторный, компонент определяется его значением как средства, с помощью которого актуализируется внутренняя динамика психических состояний. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить быстроту, силу, резкость, ритм, амплитуду и ряд других признаков мышечного движения (часть из них относится и к речевой моторике).

Эмоциональность характеризует особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. Основные моменты "эмоциональности" — впечатлительность, импульсивность, эмоциональная лабильность. Впечатлительность выражает степень аффективной восприимчивости субъекта, импульсивность — быстроту, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий, эмоциональная лабильность — скорость, с которой данное эмоциональное состояние прекращается или сменяется другим.

 

 

 

2.3.Внимание

 

Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием всегда стоят  интересы и потребности, установки  и направленность человека, вся его  личность. Это прежде всего вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием — его сознаваемостью: объект становится более ясным и отчетливым. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту. Вне этой связи никакие подлинные причины, указывающие на то, почему что-то внимается человеком, а что-то нет, установлены быть не могут.

Так как внимание выступает стороной познавательных процессов как деятельности, направленной на объект, то, в зависимости от содержания этой деятельности, выделяют:

  • внешнее внимание (сенсорно-перцептивное) — обращено на объекты внешнего мира. Необходимое условие познания и преобразования внешнего мира;
  • внутреннее внимание (интеллектуальное) — обращено на объекты субъективного мира человека. Необходимое условие самопознания и самовоспитания;
  • моторное (двигательное) внимание;

 

В зависимости от наличия  сознательного выбора направления  и регуляции выделяют послепроизвольное (или вторично непроизвольное), произвольное и непроизвольное.

 

Непроизвольное  внимание (пассивное)

Вид внимания, при котором отсутствует  сознательный выбор направления  и регуляции. Оно устанавливается  и поддерживается независимо от сознательного  намерения человека. В основе него лежат неосознаваемые установки  человека. Как правило, кратковременно, быстро переходящее в произвольное. Возникновение непроизвольного  внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а  также обусловливаться соответствием  этих раздражителей прошлому опыту  или психическому состоянию человека. Иногда непроизвольное внимание может  быть полезным, как в работе, так  и в быту, оно дает нам возможность  своевременно выявить появление  раздражителя и принять необходимые  меры, и облегчает включение в  привычную деятельность. Но в то же время непроизвольное внимание может  иметь отрицательное значение для  успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики  и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться. Причины возникновения  непроизвольного внимания:

  • Неожиданность раздражителя.
  • Относительная сила раздражителя.
  • Новизна раздражителя.
  • Движущиеся предметы. Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.
  • Контрастность предметов или явлений.
  • Внутреннее состояние человека.

 

 

 

Произвольное  внимание

Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребенка произвольного внимания.Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

Психологической особенностью произвольного  внимания является сопровождение его  переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной  работой, путем переключения на более  легкие или интересные виды действия или же вызвать у человека сильный  интерес к делу, требующему напряженного внимания.Человек прилагает значительное усилие воли, концентрирует свое внимание, понимает содержание необходимое для  себя и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым  материалом. Его внимание становится теперь вторично непроизвольным, или после-произвольным. Оно будет значительно облегчать процесс усвоения знаний, и предупреждать развитие утомления.

 

Послепроизвольное внимание

Вид внимания, при котором  в наличии сознательный выбор  объекта внимания, но отсутствует  напряжение, характерное для произвольного  внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в  большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека (в отличие от непроизвольного).

2.4.Ощущение и восприятие

 

Ощущение и восприятие — это краеугольный камень, на котором строятся все наши представления о внешнем мире. Вся информация окружающего мира поступает к нам через ощущения и обрабатывается нашим восприятием для дальнейшего использования.

Информация о работе Человек как индивид