Человеческий
фактор и его активизация
Деятельность
человека в системе управления можно
разделить на две большие области:
управление техническими системами
и управление социально-экономическими
системами.
В первом случае
человек управляет производственными
агрегатами, самолетами, кораблями
и т.д., т.е. машинами. Эту связь
можно охарактеризовать как систему
«человек-машина». В социально-экономических
системах человек управляет коллективами
людей. Это можно определить как
систему «человек-человек». Данные
системы включают коллективы различных
масштабов: от небольших ячеек до
отраслей промышленности и всего
народного хозяйства в целом.
В таких системах основным является
взаимодействие человека с человеком,
а технические средства (ЭВМ, связь
и т.п.) служат лишь промежуточным
звеном, облегчающим сбор и обработку
информации, необходимой для принятия
решений.
Человек – это
активное звено со своими личными
целями, не всегда совпадающими с целями
системы, в которой он работает. У
него всегда есть какие-то желания, стремления.
А раз так, то он и действует
в соответствии с ними, иногда неожиданно
для организаторов различных
систем.
Деятельность
человека в системе управления можно
разделить на две большие области:
управление техническими системами
и управление социально-экономическими
системами.
В первом случае
человек управляет производственными
агрегатами, самолетами, кораблями
и т.д., т.е. машинами. Эту связь
можно охарактеризовать как систему
«человек-машина». В социально-экономических
системах человек управляет коллективами
людей. Это можно определить как
систему «человек-человек». Данные
системы включают коллективы различных
масштабов: от небольших ячеек до
отраслей промышленности и всего
народного хозяйства в целом.
В таких системах основным является
взаимодействие человека с человеком,
а технические средства (ЭВМ, связь
и т.п.) служат лишь промежуточным
звеном, облегчающим сбор и обработку
информации, необходимой для принятия
решений.
Человек – это
активное звено со своими личными
целями, не всегда совпадающими с целями
системы, в которой он работает. У
него всегда есть какие-то желания, стремления.
А раз так, то он и действует
в соответствии с ними, иногда неожиданно
для организаторов различных
систем.
В социально-экономических
системах в первую очередь следует
активизировать людей, использовать внутренние
резервы коллектива.
Человеческий
фактор – это система физиологических,
психологических, социально-психологических
свойств и возможностей человека,
которые проявляются при взаимодействии
между людьми, с организацией и
орудиями труда и которые оказывают
существенное влияние на эффективность
общественного труда. Речь идет, прежде
всего, о потребностях и способностях
человека, мотивах его поведения,
интересах и творческих возможностях,
работоспособности, интеллекте и эмоциях,
воле и характере, сознании и самосознании,
формировании социальных установок
и ценностной ориентации и т.д. Это
комплекс свойств человека и социальной
среды, в которой реализуется
его деятельность.
Проявление человеческого
фактора иногда бывает неожиданным.
Пример 1.
В процессе реконструкции
крупного завода построен новый цех,
отвечающий всем эргономическим требованиям
– высокие потолки, прекрасная вентиляция
и освещение и т.д. Рабочие и
руководство с нетерпением ждали
дня перехода из старого, неуютного
цеха в новую среду обитания. И
этот радостный день наступил. Однако,
совершенно неожиданно уже к концу первой
недели снизилась производительность
труда. Для выяснения причин происшедшего
были приглашены специалисты по человеческому
фактору. В результате проведенного опроса
было установлено, что подавляющее большинство
заявило, что в цеху недостаточно воздуха.
Возникла ситуация, когда субъективное
восприятие действительности сформировано
искаженно, т.е. возникло иллюзорное восприятие
действительности. Возникла необходимость
«разбить» возникшую иллюзию. При разработке
мероприятий учитывалось и то, что человек
больше всего доверяет чувственному восприятию.
Видимо не зря в народе говорят: « лучше
один раз увидеть, чем десять раз услышать».
Опираясь на это, было предложено к выходным
вентиляционным отверстиям подвесить
бумажные ленточки, которые под воздействием
воздушного потока вентиляторов находились
в отклоненных шатающихся положениях.
И этого оказалось достаточно, чтобы прекратились
жалобы.
Пример 2.
При проведении
конкурса профессионального мастерства
среди токарей было выявлено, что
с повышением уровня его проведения
производительность труда участников
конкурса заметно возрастала. Так при
обработке одной и той же детали на одинаковом
оборудовании, по одним и тем же чертежам,
при наличии одного и того же инструмента
и примерно равной квалификации и подготовки
соревнующихся производительность труда
при проведении конкурса на цеховом, заводском,
отраслевом уровнях была выше производительности
труда при обработке той же детали вне
конкурса в рабочих условиях повседневной
работы соответственно в 1,2-1,5; 2-2,5; 4 раза.
Уровень проведения конкурса, его значимость,
материальное и моральное поощрение (повышается
от уровня к уровню) способствовали активизации
человеческого фактора и установлению
трудовых рекордов.
Пример 3.
Участок по ремонту
тепловых измерительных приборов находился
в помещении, в котором 10 лет тому
назад производили ремонт ртутных
приборов. Рабочие знали, что пары
ртути оказывают вредное воздействие
на здоровье. Уже более 10 лет в
этом помещении не производился ремонт
ртутных приборов, многократно делалась
обработка помещения, а производимые
объективные измерения различными
инстанциями свидетельствовали
об отсутствии ртути в этом помещении.
Но ремонтники, тем не менее, жаловались
на здоровье, часто обращались к
врачам. Когда этот участок был
переведен в новое помещение,
жалобы прекратились. При этом повысилась
производительность труда и качество
ремонта приборов. В рассматриваемом
примере негативное восприятие прошлого
негативно оказывало влияние
на формирование иллюзорного представления
среды обитания, приведшее к снижению
эффективности труда.