Человеческий фактор и его активизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:18, реферат

Краткое описание

Деятельность человека в системе управления можно разделить на две большие области: управление техническими системами и управление социально-экономическими системами.

Файлы: 1 файл

Человеческий фактор и его активизация.docx

— 15.06 Кб (Скачать)

Человеческий  фактор и его активизация 

Деятельность  человека в системе управления можно  разделить на две большие области: управление техническими системами  и управление социально-экономическими системами.

В первом случае человек управляет производственными  агрегатами, самолетами, кораблями  и т.д., т.е. машинами. Эту связь  можно охарактеризовать как систему  «человек-машина». В социально-экономических  системах человек управляет коллективами людей. Это можно определить как  систему «человек-человек». Данные системы включают коллективы различных  масштабов: от небольших ячеек до отраслей промышленности и всего  народного хозяйства в целом. В таких системах основным является взаимодействие человека с человеком, а технические средства (ЭВМ, связь  и т.п.) служат лишь промежуточным  звеном, облегчающим сбор и обработку  информации, необходимой для принятия решений.

Человек – это  активное звено со своими личными  целями, не всегда совпадающими с целями системы, в которой он работает. У  него всегда есть какие-то желания, стремления. А раз так, то он и действует  в соответствии с ними, иногда неожиданно для организаторов различных  систем.

Деятельность  человека в системе управления можно  разделить на две большие области: управление техническими системами  и управление социально-экономическими системами.

В первом случае человек управляет производственными  агрегатами, самолетами, кораблями  и т.д., т.е. машинами. Эту связь  можно охарактеризовать как систему  «человек-машина». В социально-экономических  системах человек управляет коллективами людей. Это можно определить как  систему «человек-человек». Данные системы включают коллективы различных  масштабов: от небольших ячеек до отраслей промышленности и всего  народного хозяйства в целом. В таких системах основным является взаимодействие человека с человеком, а технические средства (ЭВМ, связь  и т.п.) служат лишь промежуточным  звеном, облегчающим сбор и обработку  информации, необходимой для принятия решений.

Человек – это  активное звено со своими личными  целями, не всегда совпадающими с целями системы, в которой он работает. У  него всегда есть какие-то желания, стремления. А раз так, то он и действует  в соответствии с ними, иногда неожиданно для организаторов различных  систем.

В социально-экономических  системах в первую очередь следует  активизировать людей, использовать внутренние резервы коллектива.

Человеческий  фактор – это система физиологических, психологических, социально-психологических  свойств и возможностей человека, которые проявляются при взаимодействии между людьми, с организацией и  орудиями труда и которые оказывают  существенное влияние на эффективность  общественного труда. Речь идет, прежде всего, о потребностях и способностях человека, мотивах его поведения, интересах и творческих возможностях, работоспособности, интеллекте и эмоциях, воле и характере, сознании и самосознании, формировании социальных установок  и ценностной ориентации и т.д. Это  комплекс свойств человека и социальной среды, в которой реализуется  его деятельность.

Проявление человеческого  фактора иногда бывает неожиданным.

Пример 1.

В процессе реконструкции  крупного завода построен новый цех, отвечающий всем эргономическим требованиям  – высокие потолки, прекрасная вентиляция и освещение и т.д. Рабочие и  руководство с нетерпением ждали  дня перехода из старого, неуютного  цеха в новую среду обитания. И  этот радостный день наступил. Однако, совершенно неожиданно уже к концу первой недели снизилась производительность труда. Для выяснения причин происшедшего были приглашены специалисты по человеческому фактору. В результате проведенного опроса было установлено, что подавляющее большинство заявило, что в цеху недостаточно воздуха. Возникла ситуация, когда субъективное восприятие действительности сформировано искаженно, т.е. возникло иллюзорное восприятие действительности. Возникла необходимость «разбить» возникшую иллюзию. При разработке мероприятий учитывалось и то, что человек больше всего доверяет чувственному восприятию. Видимо не зря в народе говорят: « лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать». Опираясь на это, было предложено к выходным вентиляционным отверстиям подвесить бумажные ленточки, которые под воздействием воздушного потока вентиляторов находились в отклоненных шатающихся положениях. И этого оказалось достаточно, чтобы прекратились жалобы.

Пример 2.

При проведении конкурса профессионального мастерства среди токарей было выявлено, что  с повышением уровня его проведения производительность труда участников конкурса заметно возрастала. Так при обработке одной и той же детали на одинаковом оборудовании, по одним и тем же чертежам, при наличии одного и того же инструмента и примерно равной квалификации и подготовки соревнующихся производительность труда при проведении конкурса на цеховом, заводском, отраслевом уровнях была выше производительности труда при обработке той же детали вне конкурса в рабочих условиях повседневной работы соответственно в 1,2-1,5; 2-2,5; 4 раза. Уровень проведения конкурса, его значимость, материальное и моральное поощрение (повышается от уровня к уровню) способствовали активизации человеческого фактора и установлению трудовых рекордов.

Пример 3.

Участок по ремонту  тепловых измерительных приборов находился  в помещении, в котором 10 лет тому назад производили ремонт ртутных  приборов. Рабочие знали, что пары ртути оказывают вредное воздействие  на здоровье. Уже более 10 лет в  этом помещении не производился ремонт ртутных приборов, многократно делалась обработка помещения, а производимые объективные измерения различными инстанциями свидетельствовали  об отсутствии ртути в этом помещении. Но ремонтники, тем не менее, жаловались на здоровье, часто обращались к  врачам. Когда этот участок был  переведен в новое помещение, жалобы прекратились. При этом повысилась производительность труда и качество ремонта приборов. В рассматриваемом  примере негативное восприятие прошлого негативно оказывало влияние  на формирование иллюзорного представления  среды обитания, приведшее к снижению эффективности труда.

Информация о работе Человеческий фактор и его активизация