Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:14, реферат
Предмет: процесс формирования человеческой личности под влиянием биологических факторов.
Цель работы состоит в анализе влияния этих факторов на развитие личности. Задачи: определить влияние на развитие личности человека таких биологических факторов как наследственности, врожденных особенностей, состояния здоровья;.
Закономерности развития личности. Общая характеристика;
Условия и факторы формирования личности;
Влияние наследственности на развитие личности;
Гендерные особенности развития;
Краткие выводы по теме;
Библиография.
Специальными называются
задатки к определенному виду деятельности.
Установлено, что дети, обладающие специальными
задаткам и, достигают значительно более
высоких результатов и продвигаются быстрыми
темпами в избранной области деятельности.
При сильной выраженности таких задатков
они проявляются в раннем возрасте, если
человеку предоставляются необходимые
условия. Специальными задатками являются
музыкальные, художественные, математические,
лингвистические, спортивные и другие.
Кроме биологической наследственности
существенное влияние на развитие человека
оказывает социальная наследственность,
благодаря которой он активно усваивает
социально-психологический опыт родителей
и всех, кто его окружает (язык, привычки,
особенности поведения, нравственные
качества и т.д.). Понятие социального наследования
ввел в научный оборот известный российский
генетик Н.П. Дубинин.
Особенно важен вопрос о наследовании
моральных задатков. Ведущим положением
советской педагогики долгое время было
утверждение о том, что эти качества личности
не наследуются, а приобретаются в процессе
взаимодействия с внешней средой. Считалось,
что человек не рождается ни злым, ни добрым,
ни щедрым, ни скупым, а тем более ни злодеем
или преступником. Дети не наследуют моральных
качеств своих родителей, в генетических
программах человека не заложена информация
о социальном поведении. Каким станет
человек, полностью зависит от среды и
воспитания.
Вместе с тем в западной педагогике распространено
утверждение о том, что нравственные качества
человека биологически обусловлены. Люди
рождаются добрыми или злыми, честными
или лживыми, природой человеку дается
агрессивность, жестокость, алчность (М.
Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, А. Мичерлик
и др.). Основанием для таких выводов служат
данные, полученные при изучении поведения
человека и животных. Если наука признает
наличие инстинктов и рефлексов у животных
и людей (Павлов И.П.), а инстинкты наследуются,
то почему же их наследование людьми должно
приводить к действиям, отличным от действий
животных? Так делается вывод, что и поведение
животных и человеческое поведение, в
ряде случаев инстинктивно, рефлекторно,
основывается не на высшем сознании, а
на простейших биологических рефлексах.
Многие отечественные ученые в последнее
время все более определенно поддерживают
мнение о генной обусловленности социального
поведения.
Человек
как биологический вид
Почему одни люди свершают преступления,
а другие нет? Этот вопрос давно волнует
человечество. Еще в 70—х гг. ХIХ в. врач
одной из итальянских тюрем Чезаре Ломброзо
на основе своих исследований заявил,
что преступниками не становятся, а рождаются.
Неблагоприятная наследственность —
вот основная причина преступного поведения.
Прирожденного преступника легко отличить
от остальных людей уже по внешнему виду.
У него сплющенный нос, редкая борода,
низкий лоб, огромные челюсти, высокие
скулы, приросшие мочки ушей и т.п. Люди
с преступными наклонностями не чувствительны
к боли, у них чрезвычайно острое зрение,
они ленивы, склонны к оргиям, их неодолимо
влечет к совершению зла ради самого зла.
Им присуще желание не только лишить жизни
свою жертву, но и изуродовать труп, терзать
тело жертвы, упиться ее кровью.
Ч. Ломброзо разработал детальную таблицу
признаков "врожденного преступника",
которую настоятельно советовал использовать.
Путем обследований и измерений физических
особенностей подозреваемых решается,
с прирожденным преступником или нет столкнулось
правосудие. Прирожденного преступника
следует "измерить, взвесить и повесить",
остальных можно перевоспитывать.
Основой теории Ломброзо послужило положение
о том, что в сфере социальной жизни, как
и в природе, действует принцип "выживания
наиболее приспособленных". Если он
вереи, то значит, общество бессильно искоренить
преступность. Оно не в состоянии повлиять
на генную наследственность преступника
и изменить его поведение. Между
тем успехи генной
инженерии уже позволяют исправлять
некоторые нарушения в генной программе
человека, но дойдет ли дело до реконструкции
"генов преступности", пока неизвестно.
4.
Гендерные особенности
развития.
Зависят ли развитие, воспитание, формирование
людей
от пола? Одинаково ли развиваются девочки
и мальчики?
Нужно ли их учить и готовить к жизни по
однотипным программам? Ответы на эти
вопросы в педагогике известны. Сегодня
женщины в Европе имеют одинаковые с мужчинами
права и свободы, поэтому любые не то что
действия, даже разговоры на тему дифференциации
развития по половому признаку могут
быть расценены как дискриминационные
со всеми вытекающими последствиями. До
сих пор многие считают, что гендерные
различия в развитии и формировании если
и имеются, то совсем незначительные, и
в практическом процессе на них не следует
обращать внимания.
В 1980-х гг. гендерные различия привлекали
внимание генетиков, психологов, философов,
социологов, но почти не интересовали
педагогов. В пылу дискуссий о проблемах
качества образования и воспитания, его
содержания, технологий, оценки качества
забыли об ученике как существе определенного
пола. Между тем, различий между полами
достаточно. Об этом свидетельствуют работы
Ж.Пиарже, К.Хорни, Л.Виткин, И.С. Кона, Н.Ю.
Ерофеевой и многих других исследователей.
Сегодня педагоги большинства цивилизованных стран не сомневаются в том, что мальчиков и девочек, юношей и девушек необходимо воспитывать по-разному, потому что в жизни им придется выполнять неодинаковые роли.
Подробно изучены физиологические, интеллектуальные, нравственные, эмоциональные, поведенческие различия мужчин и женщин. Опираясь на результаты многочисленных исследований, сегодня можно создать полные и подробные портреты мужчин и женщин во все периоды их развития и формирования, посмотреть, насколько целесообразны, оправданным и соответствующим природе является предложенное нашей «бесполой» школой педагогическое влияние.
Общие видовые характеристики.
Из этих особенностей
можно сделать следующий вывод: девочек
и мальчиков следует готовить к выполнения
предписанных им функций и предназначенных
ролей опираясь на заложенные природой
особенности их организма и связанные
с этим особенности развития и формирования.
5. Краткие выводы по теме.
Проблема формирования личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований.
В своей работе
я не стремилась охарактеризовать все
биологические факторы
В ходе теоретического анализа педагогической и психологической литературы по теме данной работы я поняла, что личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она взращивается. У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек существо биологическое и социальное. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет личностью.
Таким образом, в результате развития идет становление человека как биологического вида и социального существа. В первую очередь, биологическое развитие, так и развитие в целом обусловливает фактор наследственности. Наследственность проявляется в том, что ребенку передаются основные биологические признаки человека. С помощью наследственности человеку передаются от родителей анатомофизиологическое строение, тип нервной деятельности, характер обмена веществ, ряд рефлексов. Не передаются по наследству приобретенные в течение жизни навыки и свойства, наукой не выявлено так же особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.
К биологическим факторам относится врожденные особенности человека. Врожденные особенности – это особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внешних и внутренних причин.
6. Библиография.
10) Э. Фромм. Душа человека.-М.,1992.
11) Ч. Ломброзо. Гениальность и помешательство. М.,1995.