Биография Леонтьева А.Н

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 19:12, реферат

Краткое описание

Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) – выдающийся советский психолог, действительный член АПН РСФСР, доктор педагогических наук, профессор. Разрабатывал совместно с Л. С. Выготским и А. Р. Лурия культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание, память) как процесс "вращивания", интериоризации внешних форм орудийно опосредованных действий во внутренние психические процессы.

Оглавление

Введение 3
1. Биография Леонтьева А.Н. 4
2. Теория возникновения деятельности по А.Леонтьеву 10
Заключение 12
Литература 13

Файлы: 1 файл

Реферат выполнила.docx

— 30.93 Кб (Скачать)

Реферат выполнила: Маскалинова Анна Романовна

Содержание

Введение 3

1. Биография Леонтьева  А.Н. 4

2. Теория возникновения  деятельности по А.Леонтьеву 10

Заключение 12

Литература 13

Введение

Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) – выдающийся советский психолог, действительный член АПН РСФСР, доктор педагогических наук, профессор. Разрабатывал совместно с Л. С. Выготским и А. Р. Лурия культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание, память) как процесс "вращивания", интериоризации внешних форм орудийно опосредованных действий во внутренние психические процессы. Экспериментальные и теоретические работы посвящены проблемам развития психики, проблемам инженерной психологии, а также психологии восприятия, мышления и др.Выдвинул общепсихологическую теорию деятельности – новое направление в психологической науке. На основе предложенной Леонтьевым схемы структуры деятельности изучался широкий круг психических функций (восприятие, мышление, память, внимание).

1. Биография  Леонтьева А.Н.

Алексей Николаевич Леонтьев родился в Москве 5 февраля 1903 года в семье служащего. После окончания  реального училища поступил на факультет  общественных наук Московского университета, который по официальной версии закончил в 1924 году. Однако, как о том пишут  А.А. Леонтьев и Д.А. Леонтьев (сын  и внук ученого, также психологи) в комментариях к его биографии, на самом деле окончить университет  ему не удалось, он был исключен.

О причинах существуют две  версии. Более интересная: будучи студентом, он в 1923 году заполнял какую-то анкету и на вопрос "Как вы относитесь к Советской власти?" якобы  ответил: "Считаю исторически необходимой". Так рассказывал он сам своему сыну. Вторая версия: всеми нелюбимому лектору по истории философии  Леонтьев прилюдно задал вопрос, как  следует относиться к буржуазному  философу Уоллесу, биологизатору и вообще антимарксисту. Не очень образованный лектор, испугавшись, что его поймают на недостатке эрудиции, долго и убедительно разъяснял затаившей дух аудитории ошибки этого буржуазного философа, выдуманного студентами накануне лекции. Эта версия тоже восходит к устным мемуарам А.Н. Леонтьева.

В университете Леонтьев слушал лекции самых разных ученых. Среди  них были философ и психолог Г.Г. Шпет, филолог П.С. Преображенский, историки М.Н. Покровский и Д.М. Петрушевский, историк социализма В.П. Волгин. В Коммунистической аудитории МГУ тогда впервые читал курс исторического материализма Н.И. Бухарин. Довелось Леонтьеву послушать и лекции И.В. Сталина по национальному вопросу, о которых, впрочем, через полвека он отзывался более чем сдержанно.

Первоначально Леонтьева  привлекала философия. Сказывалась  потребность мировоззренчески осмыслить все происходившее в стране на его глазах. Своим обращением к психологии он обязан Г.И. Челпанову, по инициативе которого им были написаны первые научные работы – реферат "Учение Джемса об идеомоторных актах" (он сохранился) и несохранившаяся работа о Спенсере.

Леонтьеву повезло: он попал  на работу в Психологический институт, где даже после ухода Челпанова  продолжали работать первоклассные  ученые – Н.А. Бернштейн, М.А. Рейснер, П.П. Блонский, из молодежи – А.Р. Лурия, а с 1924 года – Л.С. Выготский.

Существует хрестоматийная версия: пришли к Выготскому молодые психологи Лурия и Леонтьев, и началась школа Выготского. На самом деле, пришли к Лурия молодые психологи Выготский и Леонтьев. Первое время этот кружок возглавлял Лурия, старший по должности в институте, уже известный психолог, имевший к тому времени несколько опубликованных книг. Потом же произошла перегруппировка, и лидером стал Выготский.

Самые первые публикации Леонтьева  были в русле исследований Лурия. Эти работы, посвященные аффектам, сопряженной моторной методике и др., были выполнены под руководством Лурия и в соавторстве с ним. Лишь после нескольких публикаций такого плана начинаются исследования в культурно-исторической парадигме Выготского (первая публикация Леонтьева на эту тему датирована 1929 годом).

К концу 20-х годов в  науке стала складываться неблагоприятная  ситуация. Леонтьев лишился работы, причем во всех московских учреждениях, с которыми он сотрудничал. Примерно в то же время Наркомздрав Украины решил организовать в Украинском психоневрологическом институте, а позже, в 1932 году, во Всеукраинской психоневрологической академии (она находилась в Харькове, который тогда был столицей республики) сектор психологии.

Пост заведующего сектором был предложен Лурия, пост заведующего отделом детской и генетической психологии – Леонтьеву. Однако Лурия вскоре вернулся в Москву, и практически всю работу вел Леонтьев. В Харькове он одновременно возглавил кафедру психологии в пединституте и отдел психологии в НИИ педагогики. Возникла знаменитая Харьковская школа, которую одни исследователи считают ответвлением школы Выготского, иные – относительно самостоятельным научным образованием.

Весной 1934 года, незадолго  до смерти, Выготский предпринял несколько шагов к тому, чтобы собрать всех своих учеников – московских, харьковских и прочих – в одной лаборатории во Всесоюзном институте экспериментальной медицины (ВИЭМ). Сам Выготский уже не смог ее возглавить (он умер в начале лета 1934 года), и руководителем лаборатории стал Леонтьев, покинув для этого Харьков. Но продержался он там недолго.

После доклада на ученом совете этого института о психологическом  исследовании речи (текст доклада  опубликован в первом томе его  избранных трудов, и сегодня все  желающие могут составить о нем  непредвзятое мнение) Леонтьев был  обвинен во всех возможных методологических грехах (дело дошло до горкома партии!), после чего лабораторию закрыли, а Леонтьева уволили.

Леонтьев снова остался  без работы. Сотрудничал в небольшом научно-исследовательском институте при ВКИПе – Высшем коммунистическом институте просвещения, занимался психологией восприятия искусства в ГИТИСе и во ВГИКе, где постоянно общался с С.М. Эйзенштейном (они были знакомы и раньше, с конца 20-х годов, когда Леонтьев преподавал во ВГИКе, пока последний не был объявлен гнездом идеалистов и троцкистов с понятными последствиями).

В июле 1936 года грянуло знаменитое постановление ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях в системе наркомпросов". Это постановление означало полный разгром детской и педагогической психологии и "достойно" венчало серию постановлений ЦК начала 30-х годов, повернувших вспять советскую школу, отменивших все инновации и эксперименты и сделавших былую демократическую школу авторитарной и милитаризованной.

Особенно досталось идеологам  демократической школы – Выготскому и Блонскому. Выготскому, правда, уже посмертно. И некоторые из тех, кто раньше объявлял себя учениками Выготского, начали с не меньшим энтузиазмом осуждать его и свои ошибки.

Однако ни Лурия, ни Леонтьев, ни другие подлинные ученики Выготского, как на них ни давили, не сказали ни одного дурного слова о Выготском ни устно, ни в печати, и вообще они никогда не меняли своих взглядов. Как ни странно, все они тем не менее уцелели. Но ВКИП был закрыт, и Леонтьев опять остался без работы.

Как раз в это время  директором Института психологии вновь  стал К.Н. Корнилов, и он взял Леонтьева  на работу. Конечно, ни о каких методологических вопросах речи не могло быть. Леонтьев занимался темами сугубо конкретными: восприятием рисунка (продолжение  исследований Харьковской школы) и  фоточувствительностью кожи.

Докторская диссертация  Леонтьева на тему "Развитие психики" была задумана им как грандиозный  проект. Было написано два объемистых тома, третий, посвященный онтогенезу психики, был подготовлен частично. Но Б.М. Теплов убедил Леонтьева, что  для защиты достаточно и того, что  есть.

В 1940 году диссертация в  двух томах была защищена. Первый ее том составляло теоретическое и  экспериментальное исследование возникновения  чувствительности, которое практически  без изменений вошло во все  издания книги "Проблемы развития психики". Самое интересное, что, как сегодня отчетливо видно, это исследование является парапсихологическим  – оно посвящено обучению воспринимать свет руками! Конечно, Леонтьев подавал это исследование иначе, наводя материалистический лоск и говоря о перерождении определенных клеток в эпидермисе ладоней, но это квазифизиологическое истолкование четко доказанных им фактов развития способности воспринимать световые сигналы пальцами ничуть не более убедительно, чем допущение экстрасенсорной природы этого феномена.

Второй том был посвящен развитию психики в животном мире. В "Проблемы развития психики" вошли  сравнительно небольшие отрывки  этой части диссертации, а наиболее интересные фрагменты, оставшиеся за рамками  хрестоматийных текстов, были опубликованы посмертно в сборнике научного наследия Леонтьева "Философия психологии" (1994).

Еще одна работа, которая  относится примерно к этому же периоду (1938–1942), – это его "Методологические тетради", заметки для себя, которые  в довольно полном виде вошли в книгу "Философия психологии". Они посвящены самым разным проблемам.

Характерно, что очень  многие вещи, прописанные здесь тезисно, были впервые обнародованы спустя десятилетия либо не опубликованы вовсе. Например, первая публикация Леонтьева по проблемам личности относится к 1968 году. В законченном виде его взгляды на личность, образовавшие последнюю главу книги "Деятельность. Сознание. Личность", опубликованы в 1974 году. Но практически все, что вошло в эту главу, прописано и обосновано в "Методологических тетрадях" около 1940 года, то есть одновременно с выходом первых западных обобщающих монографий по проблеме личности К. Левина (1935), Г. Оллпорта (1937), Г. Мюррея (1938).

В нашей стране проблему личности в этом ключе (через понятие  личностного смысла) рассматривать  было невозможно. Понятие "личность" встречается в работах ряда психологов – Рубинштейна, Ананьева и других – с конца 40-х годов в единственном значении – как обозначающее социально-типичное в человеке ("совокупность общественных отношений"), в отличие от характера, выражающего индивидуально-своеобразное.

Если повернуть эту  формулу немного иначе, учитывая социальный контекст, обнажается идеологическая подоплека такого понимания: индивидуально-своеобразное в человеке допустимо только на уровне характера, на уровне же личности все  советские люди обязаны быть социально-типичными. Всерьез говорить о личности тогда  было невозможно. Поэтому теория личности Леонтьева "выдерживалась" три  десятилетия.

В начале июля 1941 года, как  и многие другие московские ученые, Леонтьев вступил в ряды народного  ополчения. Однако уже в сентябре Генеральный штаб отзывает его для  выполнения специальных оборонных  заданий. В самом конце 1941 года Московский университет, включая входивший  в то время в его состав Институт психологии, был эвакуирован сначала  в Ашхабад, затем в Свердловск.

Близ Свердловска, в Кисегаче и Кауровске, были образованы два экспериментальных госпиталя. Первый в качестве научного руководителя возглавил Лурия, второй – Леонтьев. Там работали А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, С.Я. Рубинштейн и многие другие. Это был реабилитационный госпиталь, который занимался восстановлением движений после ранения. На этом материале была блестяще продемонстрирована не только практическая значимость теории деятельности, но и абсолютная адекватность и плодотворность физиологической теории Н.А. Бернштейна, который через несколько лет, в конце сороковых, был совершенно отлучен от науки, и неизвестно, что с ним было бы, если бы Леонтьев не взял его к себе сотрудником на отделение психологии.

Практическим результатом  работы экспериментальных госпиталей было то, что время возвращения  раненых в строй сокращалось  в несколько раз за счет использования  техник, разработанных на базе деятельностного подхода и теории Бернштейна.

По окончании войны, уже будучи доктором наук и заведующим лабораторией в Институте психологии, Леонтьев опубликовал на основе своей диссертации небольшую книжку "Очерк развития психики". Тут же, в 1948 году, вышла разгромная рецензия на нее, и осенью была организована очередная "дискуссия". В ней выступили многие ныне широко известные психологи, обвиняя автора книги в идеализме. Но соратники Леонтьева встали на его защиту, и дискуссия последствий для него не имела. Более того – его приняли в партию.

Вот что об этом пишут  его сын и внук, самые сведущие биографы: "Едва ли он это сделал по соображениям карьеры – скорее это был акт самосохранения. Но факт остается фактом. Нельзя забывать и того, что Алексей Николаевич, как и его учитель Выготский, был убежденным марксистом, хотя и отнюдь не ортодоксальным... Членство в партии, конечно, способствовало тому, что с начала 50-х годов Леонтьев становится академиком-секретарем Отделения психологии АПН, затем академиком-секретарем всей академии, позже ее вице-президентом..."

В 1955 году начал выходить журнал "Вопросы психологии". В  эти годы Леонтьев много публикуется, а в 1959 году выходят первым изданием "Проблемы развития психики". Если судить по количеству публикаций, конец 50-х–начало 60-х – самый продуктивный для него период.

С 1954 года началось восстановление международных связей советских  психологов. Впервые после длительного  перерыва в очередном Международном  психологическом конгрессе в  Монреале приняла участие довольно представительная делегация советских  психологов. В нее входили Леонтьев, Теплов, Запорожец, Асратян, Соколов и Костюк. Начиная с этого времени, Леонтьев много сил и времени уделяет международным связям. Кульминацией этой деятельности явился организованный им в 1966 году Международный психологический конгресс в Москве, президентом которого он был.

В конце жизни Леонтьев много раз обращался к истории  советской (а отчасти и мировой) психологической науки. Наверное, это прежде всего было связано с мотивами личного характера. С одной стороны, всегда верный памяти своего учителя Выготского, он стремился популяризировать его творчество и в то же время – выявить в нем наиболее перспективные идеи, а также показать преемственность идей Выготского и его школы. С другой стороны, естественно стремление к рефлексии над своей научной деятельностью. Так или иначе, Леонтьеву – частично в соавторстве с Лурия – принадлежит целый ряд историко-психологических публикаций, имеющих и вполне самостоятельную теоретическую ценность.

Информация о работе Биография Леонтьева А.Н