И сам он в такой важный раздел
психологии, как психодиагностика, внес
очень заметный вклад. Помимо вышеуказанных
принципиальных положений о значении психодиагностики
в решении вопросов отграничения нормы
и патологии В. Н. Мясищев много и плодотворно
работал над созданием методического
инструментария, который необходим для
конкретных общепсихологических и медико-психологических
обследований.
В конце 50-х — начале 60-х гг. В.
Н. Мясищев один из первых в отечественной
психологии ввел в практику повседневной
научно-исследовательской психодиагностической
работы использование новых методов изучения
личности, в том числе и тех, которые были разработаны за рубежом. В. Н.
Мясищев не только допускал применение
зарубежных методик, но в ряде случаев
считал их использование необходимым.
Отношение В. Н. Мясищева к экспериментально-психологическому
исследованию строилось с учетом понимания
имеющихся возможностей и ограничений
применения различных методов, особенно
тогда, когда в одном случае речь шла о
здоровом, а в другом — о больном человеке.
В. Н. Мясищев строго предостерегал от
произвольного и не всегда правомерного
перенесения методов общей психологии
на исследование больных, и наоборот. Он
также категорически возражал против
того, чтобы экспериментально-психологическое
обследование личности проводилось людьми,
не имеющими глубокой теоретической профессиональной
подготовки по психологии, а интерпретация
результатов осуществлялась специалистами,
не владеющими научными знаниями о человеке
как индивиде, субъекте деятельности,
личности, индивидуальности. Наибольшее
же значение, приоритет в изучении личности
В. Н. Мясищев отдавал мастерству психолога
в использовании им биографического, анамнестического
и социально-клинического исследования,
а также умелому применению метода наблюдения
за поведением этой личности. Он настойчиво
подчеркивал, что при профессиональных
попытках проникнуть в индивидуально
неповторимое своеобразие той или иной
личности как тестовые, так и объективные
психофизиологические методики являются
лишь дополнением к методам психобиографии,
анамнеза и наблюдения. И сам он как врач-психиатр,
как психолог, как психотерапевт блестяще
владел всеми этими методами. Ему был органически
присущ редко встречаемый глубокий и постоянно
проявляющийся интерес не вообще к человечеству,
а к каждому конкретному человеку, с которым
сводила его жизнь. И он чувствовал его
бытие столь же сильно, как бытие собственного
«Я». Он умел смотреть на мир не только
собственными глазами, но и глазами этого
человека, безошибочно определял, какое
отношение вызвал у него к себе. А так как
В. Н. Мясищев исходил всегда из гуманистической
установки помощи людям, он, неся в себе
уникальный склад теоретика-человековеда
и крупного практика, постоянно удивительно
успешно помогал всем обращавшимся к нему
со своими сокровенными проблемами людям
— больным неврозами, супругам, запутавшимся
в своих семейных делах, казалось, безнадежно
одиноким людям, испытывающим травмирующие
их трудности в общении, не верящим в свои
способности молодым и старым профессионалам
и просто всем своим коллегам, когда замечал,
что им трудно. При этом он проявлял себя
непревзойденным мастером межличностного
диалога, дающего психотерапевтический
эффект. Он умел, завязав, что называется,
«на равных» предельно искреннюю беседу
с другим человеком, заставить зазвучать
в нем мотивы, которые делают его сильнее
и, наоборот, ослабить или совершенно затормозить
в нем отношения, которые ослабляют у него
волю, побуждают видеть в искаженном свете
действительность и себя в ней, вызывают
непоследовательность в поведении.
Возглавляя более 20 лет Ленинградский
научно-исследовательский психоневрологический
институт им. В. М. Бехтерева, заведуя долгое
время кафедрой психологии в Ленинградском
университете и знакомя через свои лекционные
курсы вступающую в большую науку молодежь
с закономерностями и механизмами формирования
и развития таких сложных психических
образований, как личность и ее отношения,
как характер и способности, В. Н. Мясищев
не только глубоко понимал, что усиление
психологической грамотности всех слоев
населения нашей страны — одно из условий
гармонизации взаимоотношений между людьми,
снижения конфликтности и напряженности
при их взаимодействии, но и постоянно
работал над тем, чтобы психология как
наука в своем развитии не стояла на месте,
а все более эффективно проникала в еще
не познанные глубины внутреннего мира
человека.