Бихивиоризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 13:30, реферат

Краткое описание

Бихевиоризм начал свое развитие как система, однако в реальности представлял собой нечто большее, привлек внимание широкой общественности, вызвал полемику в печати, о чем говорят индексы цитирования в периодике с 1924–1931-х годов (Viney, 1994, 289), а также целый перечень опубликованных в это время работ – «Человек или робот» (McDougall, 1926), «Есть ли у бихевиориста мышление?» (Johnson, 1927), «Бихевиоризм и его антирелигиозное значение» (Frick, 1928) и т.п. С другой стороны, стремление к построению подлинно научной психологии часто ставило под вопрос этические и моральные аспекты исследований.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
Основные понятия современного бихевиоризма ………………………….6
2.Классический бихевиоризм Дж. Б. Уотсона……………………………..….13
3.Современный бихевиоризм: Б.Ф.Скиннер……………………………….….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….…25
Список используемой литературы……………

Файлы: 1 файл

Оглавление.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

    Однако  у этих программ был и существенный недостаток, так как экстериоризация, играющая положительную роль при начале обучения, тормозит развитие свернутых, умственных действий, так как не дает возможности интериоризовать действие и свернуть развернутую педагогом схему решения задачи.

    Если  программы обучения детей, разработанные  Скиннером, были встречены с энтузиазмом и получили повсеместное распространение, то его подход к программированию поведения и так называемые программы, которые были разработаны с целью коррекции отклоняющегося поведения (у малолетних преступников, психически больных людей), подверглись обоснованной критике. Прежде всего речь шла о недопустимости тотального контроля за поведением (без которого невозможно применение этих программ), так как речь идет о постоянном положительном подкреплении желательного поведения и отрицательном подкреплении нежелательного. Кроме того, возникал вопрос и о правомерности награды за определенное количество набранных жетонов, и о наказании за их недостаточное количество, ибо при этом не должны быть нарушены основные права детей.

    Несмотря  на эти недостатки подход Скиннера дал реальную возможность корректировать и направлять процесс обучения, процесс формирования новых форм проведения. Он оказал огромное влияние на психологию. В современной американской науке Скиннер является одним из наиболее влиятельных авторитетов, превзойдя по количеству цитирования и сторонников даже Фрейда. При этом наибольшее влияние его теория оперантного поведения оказала на практику, дав возможность пересмотреть процесс научения и разработать новые подходы к обучению и новые программы. 

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Плодотворная  научная деятельность Уотсона продолжалась менее 20 лет, но он оказал глубокое влияние  на весь ход развития психологии на многие годы вперед. Уотсон был истинным вестником духа времени, когда перемены коснулись не только психологии, но и научного подхода в целом. XIX век стал свидетелем блистательного прогресса во всех отраслях науки; а XX век сулил еще большие чудеса. Считалось, что ученые, если только предоставить им достаточно времени, смогут найти решения любых проблем, ответить на любые вопросы.

    Уотсон  сделал психологию более объективной  по своим методам и терминологии. Однако, несмотря на то, что позиции  Уотсона дали толчок многим научным  исследованиям, позднее его исходные формулировки более не применялись. Бихевиоризм Уотсона был заменен построенной на его основе, но более современной формой, получившей название объективизма. В 1929 году историк И.Г.Боринг небезосновательно заявил, что бихевиоризм уже миновал свой период расцвета. Поскольку лишь революционному движению для обретения силы требуется выражать протест, бихевиоризму Уотсона - через шестнадцать лет после своего основания - уже совершенно не нужно было против чего-либо протестовать.

    Несмотря  на критику, Скиннер оставался бесспорным лидером и героем бихевиоральной психологии - по крайней мере, в течение трех десятилетий американская психология формировалась под влиянием работ Скиннера в большей степени, нежели работ какого-либо другого психолога.

    В 1958 году Американская психологическая  ассоциация вручила Скиннеру премию за выдающийся вклад в развитие науки, отмечая, что «мало кто из американских психологов оказал такое глубокое влияние на развитие психологии и воспитание многообещающих молодых ученых». В 1968 году Скиннер получил национальную медаль, что является высшей наградой, которой правительство Соединенных Штатов удостаивает за вклад в науку. В 1971 году Американский психологический фонд представил Скиннера к награждению золотой медалью; его фотография появилась на обложке журнала «Тайм». А в 1990 году он был отмечен занесением на доску почета Американской психологической ассоциации за большой вклад в психологию.

    Очень важно понять, что основной целью  Скиннера являлось улучшение жизни  отдельных людей и общества в  целом. Несмотря на механистическую  природу его системы, он по сути был гуманистом. Это качество ярко проявилось в его усилиях модифицировать поведение людей в реальных условиях семей, школ, предприятий и больниц. Он надеялся, что его технология поведения облегчит страдания людей, и потому чувствовал все возрастающее разочарование, понимая, что, несмотря на всю свою популярность и влияние, его система не получает широкого распространения. 

 

     Список используемой литературы

   1. Алтунина И.Р. Немов Р.С., / Социальная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008.

   2. Дэниел Н. Робинсон / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ / Перевод М.Тимофеевой. - М.: Институт философии, теологии и истории св.Фомы, 2005.

   3. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М.: Аспект Пресс, 2000.

   4. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2003.

   5. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

   6. Хьюстон, М. Введение в социальную психологию. Европейский подход: учебник для студентов вузов / М. Хьюстон, В. Штребе. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

   7. Янчук В.А. введение в современную социальную психологию. – Минск: АСАР, 2005.

Информация о работе Бихивиоризм