Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 09:04, контрольная работа
Психология - очень молодая наука. Несмотря на то, что вопросы о сущности и особенностях человеческой психики ставились еще в работах античных и средневековых философов, официальное оформление научная психология получила немногим более ста лет назад — в 1879 г., когда немецкий психолог В. Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.
Появление психологии как науки……………………………………………………..3
Появление бихевиоризма………………………………………………………………4
Исследования Джона Б. Уотсона и И. П. Павлова…………………………………...5
Личность с точки зрения бихевиористского направления…………………………..7
Поведенческая концепция Б. Ф. Скиннера…………………………………………...8
Взгляды других ученых………………………………………………………………22
Заключение…………………………………………………………………………….27
Какой-либо поступок человека может быть:
1) результатом ответной реакции на внешнее воздействие (реактивное поведение), либо
2) проявлением какого-то внутреннего источника активности, внутренней потребности, желания (активное поведение).
Целью поступка человека может быть:
1) сохранение привычного, адаптивного состояния (стабильность), либо
2) приобретение нового качества, новых результатов (развитие). Закончиться поступок может при достижении:
1) желательного внутреннего эффекта (мнение, оценка, чувство, настроение), либо
2) желательного внешнего эффекта, внешнего результата (достижения согласия, понимания, желаемого результата и т. п.).
Исходя из указанных критериев, было выделено 16 типов поведения (табл. 2).
Таблица 2.
Побуждение к пос- тупку Окончание действия | Реактивный модус | Активный модус | ||||
Цель | ||||||
Стабиль-ность | Развитие | Стабиль-ность | Развитие | |||
Отноше-ния внутрен-ние | Сфера когнитивная | Перцептив-ное – 1 | Утилитар-ное – 5 | Уравнове-шивающее – 9 | Автоном-ное – 13 | |
Эмоциональ-ная | Защитное – 2 | Ролевое – 6 | Освобож-дающее – 10 | Утверж-дающее – 14 | ||
Отноше-ния внешние | Когнитивная | Индуктив-ное – 3 | Сценарное – 7 | Атрибутив-ное – 11 | Исследо-вательское - 15 | |
Эмоциональ-ная | Привычное – 4 | Модели-рующее – 8 | Экспрес-сивное – 12 | Эмпатичес-кое - 16 |
1. Перцептивное поведение – стремление совладать с информационной перегрузкой за счет перцептивной категоризации, в результате которой многообразие воздействующей информации классифицируется, упрощается и может привести как к более ясному пониманию оцениваемого, так и к потере значимой информации.
2. Защитное поведение – любые реальные или воображаемые действия психологической защиты (отвергание, замещение, проекция, регрессия), которые позволяют создать, сохранить позитивный образ «Я», позитивное мнение человека о самом себе. Защитное поведение позволяет человеку защититься от тех проблем, которые пока он не может решить, позволяет снять тревогу от угрожающих событий (потеря близкого человека, любимой игрушки, потеря любви со стороны других людей, потеря любви к себе и т. п.), позволяет «уйти от угрожающей реальности», иногда преобразовать эту угрозу. На какое-то время защитный механизм необходим, поскольку человек в данный момент не может решить проблему. Но, если время идет, а человек проблему не решает, то потом этот защитный механизм может являться препятствием личностного роста, поведение человека становится мало предсказуемым, он может вредить сам себе, он уходит от реальности и от тех проблем, которые ему надо решить, т. е. сами защитные механизмы часто порождают все новые и новые проблемы, причем настоящую свою проблему человек прячет, подменяя ее новыми «псевдопроблемами». Знаменитый психолог Фрейд выделял 7 защитных механизмов: 1) подавление желаний – удаление желаний из сознания, т. к. его «нельзя» удовлетворить; подавление не бывает окончательным, оно часто является источником телесных заболеваний психогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т. п.). Психическая энергия подавленных желаний присутствует в теле человека, независимо от его сознания, находит свое болезненное телесное выражение. Результатом подавления является демонстративное безразличие к данной сфере, реальности; 2) отрицание – уход в фантазию, отрицание какого-либо события как «неправды». «Этого не может быть» - человек проявляет яркое безразличие к логике, не замечает противоречий в своих суждениях; 3) рационализация – построение приемлемых моральных, логичных обоснований, аргументов для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, поступков, желаний; 4) инверсия – подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, на диаметрально противоположные поведение, мысли, чувства (например, ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить, разозлить мать, вызвать ссору и ненависть матери к себе); 5) проекция – приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств – т. е. «отдаление угрозы от себя». Когда что-то осуждается в других, именно это не принимает человек в себе, но не может признать это, не хочет понять, что эти же качества присущи и ему; 6) изоляция – отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к разделенности, раздвоенности личности, к неполному «Я»; 7) регрессия – возвращение на более ранний, примитивный способ реагирования, устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логику, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту аргументов собеседника, человек не развивается психически, и порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т. п.).
Проявление защитных механизмов время от времени присуще практически каждому человеку, но обилие устойчивых защитных механизмов, устойчивая изоляция от реальности наиболее типичны для невротичных личностей. Здоровой личности присуща активная позиция по отношению к действительности, изучение и преодоление реальности, а не бегство от нее, способность видеть события своей жизни такими, какие они есть, не прибегая к психологической защите, самопознание себя с присутствием юмора, т. е. самоанализ внутренней жизни, но не доходя до аутизма («уход в себя»), способность к абстракции мышления.
3. Индуктивное поведение – восприятие и оценка людьми самих себя на основе интерпретации значения собственных действий.
4. Привычное поведение – удовлетворение от положительного подкрепления создает большую вероятность воспроизведения знакомых вариантов поведения в соответствующих ситуациях.
5. Утилитарное поведение – стремление человека решить практическую проблему с максимальным достижением (субъективным переживанием максимально возможного успеха).
6. Ролевое поведение в соответствии с ролевыми требованиями, обстоятельствами, которые вынуждают человека к каким-то действиям (даже при несовпадении с личностными устремлениями).
7. Сценарное поведение – человек является исполнителем множества правил допустимого «приличного» поведения, соответствующего его статусу в данной культуре, обществе.
8. Моделирующее поведение – варианты поведения людей в малых и больших группах (заражение, подражание, внушение), но трудно контролируемое как самим человеком, так и другими людьми.
9. Уравновешивающее поведение – когда человек имеет одновременно противоречащие друг другу мнения, оценки, установки и пытается их «примирить», согласовать за счет изменения своих оценок, притязаний, воспоминаний.
10. Освобождающее поведение – человек стремится «обезопасить себя» (физически или свою репутацию) от реальных или кажущихся «негативных условий существования» (сохранить стабильность своего внутреннего эмоционального состояния за счет активных внешних действий: избегать возможных неудач, отказ от среднепривлекательных целей, уступчивость).
11. Атрибутивное поведение – активное устранение противоречий между реальным поведением и субъективной системой мнений, ослабление, устранение когнитивного диссонанса между желаниями, мыслями и реальными действиями, приведение их к взаимному соответствию.
12. Экспрессивное поведение – в тех случаях, сферах, в которых человек достиг высокого уровня мастерства и удовлетворения от «хорошо сделанного дела», при сохранении стабильно высокой самооценки, постоянное воспроизведение которой является основным регулятором повседневного социального поведения.
13. Автономное поведение – когда чувство свободы выбора (даже иллюзии такого выбора и контроля своих поступков) создает готовность человека преодолевать любые барьеры на пути достижения цели (высокий уровень внутреннего «локуса контроля» своих поступков, представление о себе как об активном «деятеле», а не исполнителе чьих-то приказов, чьей-то воли).
14. Утверждающее поведение – переживание своих действий как свершение своих планов при максимальном использовании внутренних собственных условий.
15. Исследовательское поведение – стремление к новизне физического и социального окружения, готовность «терпеть» информационную неопределенность, «редуцирование» разнообразной внешней информации к форме, к которой применимы освоенные ранее прием ее обработки.
16. Эмпатическое поведение – учет, большой охват чувственной информации, лежащей в основе межличностного взаимодействия людей, способности чувствовать и понимать эмоциональное и душевное состояние другого человека.
Психоаналитические теории, опирающиеся на фрейдизм, описывают и прогнозируют поведение человека, относящееся к категориям 2, 6, 10.
Бихевиористские теории описывают категории поведения 2, 4, 10, 12. когнитивные теории – категории 1, 3, 9, 11, гуманистические теории прогнозируют поведение 7, 13, 14. Все теории правы в пределах их применимости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бихевиоризм родился не так, как обыкновенное продолжение определенного направления в науке, а именно так представляют свою историю бихевиористы. Однако известно, что задачей этого течения было не просто завершение опытов Моргана и Торндайка над животными. Бихевиоризм изначально призван решать конкретные проблемы американской жизни, о чем свидетельствует утверждение родоначальника этого направления в психологии Уотсона о том, что бихевиоризм предполагает стать лабораторией общества. Бихевиористы задались целью найти такой механизм в человеке, через который можно было бы управлять человеком, побуждать его к действию, и таким образом, использовать человеческий материал в интересах господствующего класса.
Бихевиоризм, оказывается, очень уязвим для критики. Итак, о бихевиоризме говорят, что он:
1. Игнорирует наличие категории сознания, чувственных состояний и душевных переживаний.
2. Опираясь на тот аргумент, что все поведение приобретается в течение индивидуальной истории, он пренебрегает врождёнными способностями человека.
3. Под человеческим поведением понимает просто совокупность ответных реакций на определённые раздражители; таким образом, индивид описывается как автомат, робот, марионетка, машина.
4. Не пытается учесть когнитивные процессы.
5. Не отводится место для изучения намерений или целевых установок человека.
6. Не может объяснить творческие достижения в изобразительном искусстве, музыке, литературе или точных науках.
7. Не отводится место индивидуальному ядру личности или его самочувствию.
8. Он по необходимости является поверхностным и не в состоянии обращаться к глубинным слоям души или индивидуальности.
9. Ограничивается прогнозом и контролем поведения человека, и не касается на этом основании сущности человека.
10. Работает с животными, особенно с белыми крысами, а не с человеком, поэтому его картина поведения человека ограничивается теми чертами, которые человек разделяет с животными.
11. Результаты, полученные в лабораторных условиях, не применимы к повседневной жизни. То, что высказывается по поводу поведения человека, поэтому есть лишь необоснованная метафизика.
12. Наивен и излишне упрощён. То, что выдаётся в качестве действительных фактов, является либо тривиальным, либо уже давно известным.
13. Выглядит скорее наукообразным, нежели научным, и скорее подражает естественным наукам.
14. Его технические результаты (успехи), достижимы и посредством использования здорового человеческого рассудка.
15. Если утверждения бихевиоризма должны иметь силу, то они должны относиться и к бихевиористски ориентированным исследователям; Отсюда, следует то, о чём они говорят, является неверным, поскольку их высказывания обусловлены лишь их способностью делать такие высказывания.
16. Занимается лишь общими принципами, пренебрегая уникальностью каждого индивида.
17. По необходимости антидемократичен, поскольку испытуемые подвергаются манипуляции со стороны исследователя, поэтому его результаты могли бы быть использованы скорее диктатором, чем благонамеренными государственными деятелями.