Бессознательные мотивы преступного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:56, реферат

Краткое описание

Раскрытие бессознательных мотивов преступного поведения позволяет ответить на вопросы: почему и ради чего совершены те преступления, смысл которых неясен или неочевиден, почему в данной ситуации человек совершил именно эти преступные действия, а не какие-либо другие, каково вообще происхождение ведущих мотивов поведения конкретного лица, какую роль они играют в его жизнедеятельности в целом? Изучение бессознательных мотивов, как и всей сферы бессознательного, позволяет значительно лучше понять конкретную личность и ее отношение к миру.

Файлы: 1 файл

Юридическая психология.docx

— 34.85 Кб (Скачать)

Часто возникает  вопрос: являются ли открыто провозглашенные  намерения “реальными” мотивами их поведения? Т. Шибутани считает, что, конечно, между публично провозглашенными и осознаваемыми субъектом намерениями иногда существует различие, но важно другое: является ли объяснение причин того, что люди делают, адекватным толкованием их поведения? Поскольку многие их поступки непроизвольны и неосознанны, ответ, очевидно, должен быть отрицательным.

Прежде всего отметим, что и в преступном поведении достаточно часто можно встретить расхождение между провозглашенными намерениями и реальными мотивами. Если они не совпадают, то не только и не столько по причине того, что преступник желает обмануть окружающих. Скорее дело в неосознаваемости значительного числа мотивов преступлений, которые из-за этого не совпадают, да и не могут совпадать, с высказанными намерениями. Например, главарь хулиганствующей группы подростков может заявить, что избиение участников конкурирующей группы необходимо, чтобы покарать их за какие-то враждебные действия. На самом деле подобная акция нужна ему для того, чтобы сплотить своих и усилить среди них свою лидирующую роль. Расхождение декларируемых намерений и истинных мотивов можно часто обнаружить при совершении хищений государственного и общественного имущества.

Конечно, выявить  мотивы преступлений всегда достаточно сложно, и особенно если они носят  бессознательный характер. То, что  на первый взгляд иногда представляется ведущим мотивом, в действительности может оказаться одним из второстепенных стимулов или вообще не иметь никакого стимулирующего значения. Поэтому перед  сотрудниками органов внтуренних дел и других правоохранительных учреждений да и перед многими исследователями стоит задача кропотливого поиска подлинных мотивов преступлений и при этом они должны помнить, что мотив и мотивировка далеко не одно и то же. Между тем именно мотивировка, данная следствием или судом либо самим преступником, юристами, научными и практическими работниками воспринимается именно как мотив. Нередко мотивировки, данные обвиняемым, кладутся в основу определения мотивов, формулируемых затем следствием и судом в их процессуальных актах.

Мотивировка - рациональное объяснение причин действия посредством  указания на социально приемлемые для  данного субъекта и его окружения  обстоятельства, побудившие к выбору данного действия. Мотивировка выступает  как одна из форм осознания мотивов, с ее помощью человек иногда оправдывает  свое поведение или маскирует  его с целью психологической  защиты. Не следует упускать из виду и те, в общем-то редкие, случаи, когда посредством мотивировки пытаются скрыть подлинные мотивы.

В воспитательной работе, например с осужденными, сотрудники ис-правительно-трудовых учреждений обычно исходят из тех мотивировок, которые имеются в приговорах по уголовным делам. Однако во многих .приговорах, даже по уголовным делам об убийствах и нанесении тяжких телесных повреждений, указания на мотивы преступлений вообще отсутствуют. Так, изучение значительного числа уголовных дел об умышленных убийствах показало, что во многих из них данные о субъективных причинах преступлений ничего общего с мотивами не имеют (например, в них указывается на убийство “на почве пьянства”, убийство “из-за враждебных отношений и ссоры” и т. д.).

Правоохранительные  органы, пытаясь определить мотив, во-первых, исходят из перечня, который имеется  в некоторых статьях уголовного закона и за пределы которого, даже если это диктуется обстоятельствами дела и личностью виновного, следствие  и суд, как правило, не выходят. Между  тем, например, ст. 102 УК РСФСР не содержит перечня мотивов убийств. В ней лишь указаны признаки, квалифицирующие наиболее опасные виды этого преступления. Во-вторых, указанные органы при определении мотивов руководствуются давно устоявшимися, устарелыми представлениями, не соответствующими современным достижениям психологии о субъективных источниках человеческой активности. Слабо разработаны проблемы мотивации в криминологии и уголовном праве. В-третьих, многие работники следствия и суда, милиции и исправительно-трудовых учреждений считают, что корыстные преступления порождаются корыстными мотивами, насильственные - хулиганскими побуждениями. Однако известно, что, например, подростки совершают кражи не для того, чтобы завладеть какими-то материальными ценностями, а с целью демонстрации своей силы, ловкости, сообразительности. Указание на хулиганские побуждения тоже мало что дает для индивидуальной работы с преступниками, поскольку не содержит конкретных данных о побудительных силах преступления. Практика показывает, что к формулировке “хулиганские побуждения” прибегают обычно тогда, когда неясны истинные мотивы преступлений.

Выявление и изучение мотивов преступного поведения  важно не только для расследования  преступлений, предупредительной работы с конкретными лицами, успешного  воспитательного воздействия на отдельных преступников, правильной квалификации преступлений, но и для  решения более общих задач  профилактики преступности. Мы имеем  в виду типологии личности преступника  в зависимости от мотивов преступного  поведения. Созданные на этой основе, они будут весьма ценны именно в профилактических целях, поскольку  нельзя успешно предупреждать преступления, если не знать мотивы, по которым  они совершаются. Однако вначале  следует назвать и проанализировать эти мотивы.

Будем помнить, что, поскольку преступники в своей  массе отчуждены и дезадаптивны, а также отличаются тревожностью, мотивы преступного поведения выполняют функции защиты их личности. На этом глубинном и в то же время бытийном уровне они не фиксируются сознанием. Этот вывод представляется чрезвычайно важным для понимания природы такого поведения.

Подводя некоторые  итоги, мы хотели бы вновь подчеркнуть, что изучение мотивов преступного  поведения, попытка понять его глубинные, неосознаваемые личностью причины  продиктованы желанием не оправдать, не защитить преступника, а понять движущие силы преступления, объяснить его  и вызываются потребностями цивилизованного  правосудия. Одно наказание заслуживает виновный, убивший, например, обидчика, и другое, более суровое, - тот, кто “просто” стрелял по прохожим и убил одного из них. Знание мотивов необходимо и для того, чтобы предметно перевоспитывать конкретного осужденного, помочь ему начать новую жизнь без рецидивов правонарушений.

Нелишне еще раз  обратить внимание на то, что незнание преступником подлинных мотивов  своего поведения не освобождает  его от уголовной ответственности. Виновный наказывается только за то, что  он совершил поступок, запрещенный  уголовным законом.

            классифицировать в зависимости  от происхождения и характера  проявления неосознаваемые мотивы. К числу таких мотивов авторы  относят следующие:

1. Неосознаваемые  мотивы, свойственные определенному  типу личности, характеризующейся  переоценкой собственной значимости, агрессивной концентрацией окружающей  среды, неустойчивостью настроения, склонностью к острым эмоциональным  впечатлениям. Таким образом, неосознаваемым  детерминантом является сама психологическая структура личности. Сюда же относятся лица с так называемой негативной социальной аутоидентичностью. Основная их тенденция выражается в неосознаваемом избегании социального контроля. Это, как правило, лица, ведущие бездомный паразитический образ жизни.

2. Неосознаваемые  мотивы, которые могут носить  компенсаторный или гиперкомпенсаторный характер, что, прежде всего, связано с развивающимся комплексом неполноценности, неадекватности, ущемленности личности. Последнее нередко приводит к браваде, необдуманным, рискованным поступкам, проявлениям физического насилия, смещению агрессивной реакции на замещающий объект.

3. Неосознаваемые  мотивы, связанные с отсроченным  во времени действием закрепившегося  в детстве по механизму импринтинга  "впечатывания" травматического  опыта. Унижения, несправедливое  жестокое обращение могут оставлять  свой отпечаток в эмоциональной  структуре личности и при определенных  условиях порождать соответствующие  формы поведения.

4. Четвертую  категорию бессознательных мотивов  преступного поведения составляют  различные патологические, не исключающие  вменяемости особенности личности, В этих случаях у субъекта  возникает сильнейшее стремление  совершить поступок, который сам  он расценивает как совершенно  недопустимый. Такое патологическое  влечение может проявиться как  в форме безобидного озорства, так ив виде самых жестоких  преступлений против личности.

 

 

 

 

 

Заключение.

           В основе любого поведения лежат те или иные мотивы. По мнению юристов, преступления совершаются главным образом из корысти, мести, ревности, хулиганских, сексуальных побуждений. Мотив в психологии определяется как предмет потребности, ее конкретизация. Именно потребности определяют направленность мотивов. Взаимодействуя между собой, мотивы усиливают или ослабляют друг друга, вступают в конфликты, результатом которых может быть и преступное поведение тоже. Ведущие мотивы (не единственный мотив) придают личностный смысл поведению. Например, в основе хищений могут лежать не только корыстные мотивы, но и мотивы самоутверждения. По результатам многочисленных исследований можно выделить следующие главные мотивы антисоциальной деятельности:

мотивы самоутверждения; защитные мотивы; замещающие мотивы; игровые мотивы; мотивы самооправдания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

1. Столяренко Л. Д. Психология : учеб. для студентов вузов / Л. Д. Столяренко. – СПб: Лидер, 2007. – 592 с.

2.  Нуркова В. В. Психология : учеб. для студентов вузов / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. – М.: Высш. образование,  2007. – 484 с.

3.  Немов Р.С. Психология. Кн. 1: Общие основы психологии: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р. С. Немов. – 5 изд. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007

4. Чуфаровский Ю.В Юридическая психология М.: Право и Закон, 1997. — 320 с.

5. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 1967.

 

 


Информация о работе Бессознательные мотивы преступного поведения