Беседа как основой метод психологического консультирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 09:52, реферат

Краткое описание

Психологическое консультирование – это система принципов и техник для помощи людям в том, чтобы изменить свой ум, справиться с неблагополучными сторонами своей жизни, и получить в жизни как можно больше того, чего они хотят.
В основном консультирование проводится в виде разговора между психологом и клиентом. Психолог-консультант обучен определенным принципам и техникам. Клиенту не обязательно ничего знать заранее. Просто нужно, чтобы он хотел каких-то изменений.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3

Беседа как основной метод психологического консультирования……….4

Понятие о методе «беседа», цели беседы…………………………………..4
Виды беседы………………………………………………………………….5
Стили ведения беседы……………………………………………………….6
Специфика беседы как метода психологического консультирования…...7
Практические формы применения беседы…………………………………8

Заключение………………………………………………………………….12

Список литературы…………………………………………………………13

Файлы: 1 файл

Беседа как основной метод психологического консультирования.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

Исповедь может вызвать эмоциональное расстройство клиента, что иногда служит для него облегчением, а иногда, наоборот, усиливает его сопротивление. Если клиент рыдает у вас на плече, это говорит не столько о том, что вам удалось завоевать его доверие, сколько о том, что вы неудачно ведете беседу. Рассказывая о своих тайных страхах и переживаниях, которые он до этого никогда и никому не открывал, клиент может расстроиться и расплакаться. Вот здесь и нужен весь опыт консультанта. Сохраняя спокойствие, он передает его посредством эмпатии клиенту. Иногда следует дать клиенту время немного поплакать, но как только напряжение разрядилось, следует вернуть клиента в состояние эмоционального равновесия. Вот почему консультант должен быть осторожен со словами утешения во время беседы. Сострадание, как чувство личное и субъективное, может еще больше расстроить клиента. В подобной ситуации гораздо лучший помощник – эмпатия. Она объективна и включает все то ценное, что есть в чувстве сострадания. Невозможно переоценить значение эмпатии, ибо она держит под контролем атмосферу беседы, в этом ее секрет.

Что касается стадии толкования, то и здесь консультант может извлечь для себя ряд рекомендаций. Во-первых, толкование – это совместная работа консультанта и клиента. Эта стадия не должна сводиться к тому, что консультант определяет модель и преподносит ее на блюдечке клиенту.

Здесь мы подходим к важному моменту: консультанту не следует безапелляционно формулировать свое толкование, он лишь предлагает возможный вариант. Не стоит заявлять: "Дело обстоит так-то и так-то", больше подойдет фраза: "Мне кажется, что дело в том-то", или "Здесь прослеживается связь с тем-то", при этом следует наблюдать за реакцией клиента. Как мы уже говорили выше, все выводы, касающиеся характера личности, являются лишь гипотезой, а истинность гипотезы проверяется тем, как она воздействует на данную личность.

Отсюда следует третье заключение: консультант должен обладать способностью читать значение реакции клиента на его предположение. Если тот соглашается с его толкованием, и произносит: "Да, я думаю, это верно", значит, этот вариант как бы принимается за основу обоими участниками процесса консультирования. Но если предположение не вызывает никакой реакции и оставляет клиента равнодушным, консультанту приходится отказаться от этого варианта. Видимо, он еще не затронул ничего серьезного в душе собеседника. Но если клиент бурно протестует против предложенного толкования, считая его абсолютно неверным, можно предположить, что это, возможно, и есть верное толкование, и консультант близок к сути проблемы. Если ему удается попасть в самую точку, клиент обычно сдается и признает правоту собеседника, невзирая на бурное сопротивление в начале.

Заключение 

От  чего зависит судьба людских проблем? Специалист в области психологии ответит на этот вопрос однозначно: первое условие решения любой проблемы – возможность ее выразить и обсудить с другим человеком.

Если  проанализировать проблемы, с которыми люди приходят к психологам и психотерапевтам на консультации по личным вопросам, то окажется, что почти всегда речь идет либо о межличностных отношениях (супружеских, детско-родительских, сексуальных, деловых), либо об отношениях внутриличностных, т.е. об отношениях человека к самому себе. Именно отношения составляют ту сферу в душевной жизни человека, которая постоянно порождает напряжения, коллизии, конфликты, а подчас и настоящие драмы.

Одним из основных методов, при помощи которого психолог и клиент пытаются найти выход из психологической проблемы является беседа, и, следовательно, одним из основных умений консультанта является умение слушать и правильно задавать вопросы.

Беседа  – это неформальный метод оценки или прояснения области. Консультант задает вопросы о данной области, а клиент отвечает. Это продолжается до тех пор, пока не будет собрано достаточно информации или область прояснится. Основным представляется не то, каким приемом беседы пользуется консультант в тот или иной момент консультации, а тот факт, что психолог обязан принести этим приемом максимальную помощь клиенту, за счет не столько умелого использования той или иной техники, сколько умелого ведения беседы и уважению к проблемам клиента.

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Абрамова П.С. Введение в практическую психологию. – М., 1996.
  2. Атватер И. Я вас слушаю. – М., 1985.
  3. Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации. // Вопросы психологии, 1990, № 3.
  4. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М., 1994.
  5. Никандров В.В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. – СПб., 2002.
  6. Психология. Словарь. / Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – М., 1990.

 

 


Информация о работе Беседа как основой метод психологического консультирования