Алексей Николаевич Леонтьев - Краткая биография

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:50, биография

Краткое описание

Научная биография Алексея Николаевича начинается еще в студенческие годы. В 1924 г. он закончил факультет общественных наук Московского университета, который был преобразован из историко-филологического. Своим обращением к психологии он был обязан Г. И. Челпанову, читавшему на отделении философии, где учился Алексей Николаевич, общий курс психологии. Г. И. Челпанов руководил в те годы Институтом психологии при МГУ, где его студенты вели исследовательскую работу и принимали участие в научных обсуждениях. Алексеем Николаевичем были написаны первые научные работы - реферат "Учение Джемса об идеомоторных актах" и работа о Спенсере. По окончании университета Алексей Николаевич стал аспирантом Института психологии. Здесь в 1924 г. и происходит встреча А. Н. Леонтьева с Л. С. Выготским и А. Р. Лурией.

Файлы: 1 файл

леонтьев.docx

— 33.93 Кб (Скачать)

   В книге «Деятельность. Сознание. Личность» эти идеи получили  новое развитие. Прежде всего подчеркивается неделимый, молярный характер деятельности, поскольку это «система, имеющая свое строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие», «включенная в систему отношений общества». В обществе человек попадает не просто под внешние условия, к которым он подстраивает свою деятельность, сами общественные условия несут в себе мотивы и цели его деятельности, таким образом общество создает деятельность образующих его индивидов. Первично деятельностью управляет сам предмет(предметный мир), а вторично его образ, как субъективный продукт деятельности, который несет в себе предметное содержание. Сознательный образ понимается при этом как идеальная мера, овеществляемая в деятельности; оно, человеческое сознание, существенно участвует в движении деятельности. Наряду с «сознанием-образом» вводится понятие «сознания-деятельности», а в целом сознание определяется как внутреннее движение его образующих, включенное в общее движение деятельности. Акцентируется внимание на том, что действия — не особые «отдельности» в составе деятельности; человеческая дея-тельность не существует иначе, как в форме действия или цепи действий. Один и тот же процесс выступает как деятельность в своем отношении к мотиву, как действие или цепь действий—в своем подчинении цели. Таким образом, действие не компонент и не единица деятельности: это именно ее «образующая», ее момент. Далее анализируется соотношение мотивов и целей. Вводится понятие «мотива-цели», т. е. осознанного мотива, выступающего в роли «общей цели» (цели деятельности, а не действия), и «зоны целей», выделение которой только и зависит от мотива; выбор же конкретной цели, процесс целеобразования связывается с «апробированием целей действием». Вместе с тем вводится понятие о двух аспектах действия. «Помимо своего интенционального аспекта (что должно быть достигнуто) действие имеет и свой операционный аспект (как, каким способом это может быть достигнуто». Отсюда несколько иное определение операции — это качество действия, образующая действия. Ставится вопрос о расчленении деятельности на более дробные, чем операция, единицы. Наконец, вводится понятие личности как внутреннем моменте деятельности. Именно и только в результате иерархизации отдельных деятельностей индивида, осуществляющих его общественные по своей природе отношения к миру, он обретает особое качество — становится личностью. Новый шаг анализа состоит в том, что если при рассмотрении деятельности в качестве центрального выступало понятие действия, то в анализе личности главным становится понятие иерархических связей деятельностей, иерархии их мотивов. Связи эти, однако, никоим образом не задаются личностью как неким внедеятельностным или наддеятельностным образованием; развитие, расширение круга деятельностей само приводит к связыванию их в «узлы», а отсюда и к образованию нового уровня сознания — сознания личности. Но к числу не до конца разработанных проблем, относится, в частности, проблема мотива — само это понятие осталось у Леонтьева внутренне несогласованным, хотя оно не было противоречивым

   Уже после выхода в свет  «Д.С.Л» А. Н. Леонтьевым были  написаны две новые работы  о деятельности. Первая — это  доклад на Всесоюзном психологическом  съезде от 27 июня 1977 г., опубликованный  посмертно. Здесь акценты расставлены  наиболее четко и, кстати, столь  же четко намечены направления  дальнейшего развития. Речь идет  о проблеме дятельности и установки, о проблеме надситуативной активности, проблеме целеполагания, проблеме навыков. Основная идея всей публикации состоит в том, что «деятельность как единица реального человеческого бытия хотя и реализуется мозгом, но представляет собой процесс, необходимо включающий в себя экстрацеребральные звенья, которые являются решающими Вторая работа является одной из самых последних (начало 1978 г.), и она не была закончена. Это статья «О дальнейшем психологическом анализе деятельности» (рукопись). Здесь Леонтьев возвращается к проблеме деятельности и общения, резко противопоставляя свою позицию попыткам «раздвоить» жизнь человека на параллельно протекающие процессы деятельности и процессы общения: «...Не только отношения индивидов к предметному миру не существуют вне общения, но и само их общение порождается развитием этих отношений». Леонтьеву вместе с его сотрудниками принадлежит также много конкретных публикаций экспериментального характера. В сущности, идеи Леонтьева в области эргономики — прямое продолже-ние его общепсихологической теории; например, в рукописи «Психология 2000-го года»: «... не человек при машине, а наоборот? В машине отстаивается «техническое» в человеке, но оно не должно отчуждаться, стоять как господствующие над ним вещиобъекты приспособления... Машина освобождает человека - «творческий человек». Еще два направления работ Леонтьева в по-следние годы жизни особенно тесно связаны с проблемами лично-сти. Обращение Алексея Николаевича к проблемам психологии искусства не случайно: трудно найти такую область человеческой деятельности, в которой человек как целостная личность реализовал бы себя более полно и всесторонне. Поэтому интерес А. Н. Леонтьева к искусству не угасал до самого последнего времени. К сожалению, он почти не оставил публикаций по психологии искусства, хотя часто и охотно выступал на эти темы.

   Определяя предмет психологической  науки как порождение и функционирование  в деятельности психического  отражения реальности, А. Н. Леонтьев  не мог не обратиться к детальной  разработке того и другого  — и психологических механизмов  чувственного отражения, и сущности  и структуры деятельности. Уже  в статьях 50-х годов, А. Н.  Леонтьев, опираясь, в частности,  на проведенные под его руководством  исследования формирования звуковысотного слуха, а затем — деятельности зрительной системы, сформулировал известную гипотезу «уподобления». Позже его интересы переместились на исследование предметности человеческого восприятия — как в экспериментальном (опыты с псевдоскопическим зрением и др.), так и в теоретическом плане. Основные положения А. Н. Леонтьева в последний период его деятельности, касающиеся чувственного отражения, следующие. Во-первых, «порождаемое деятельностью психическое отражение является необходимым моментом самой деятельности, моментом направляющим, ориентирующим и регулирующим ее. Этот как бы двусторонний процесс взаимопереходов, составляет, однако, единое движение, от которого психическое отражение неотделимо, ибо оно не существует иначе, как в этом движении». Во-вторых, такое отражение возможно лишь как часть некоторого целого «образа мира». Это нечто большее, чем «непосредственная чувственная картинка»: образ мира «выступает в значении», и вся совокупность человеческой практики «в своих идеализированных формах входит в картину мира». Здесь в высшей степени важны два момента: а) предзаданность этого означенного, осмысленного предметного мира каждому конкретному акту восприятия, необходимость «вписывания» этого акта в уже готовую картину мира; б) эта картина мира выступает как единство индивидуального и социального опыта. Со всеми этими идеями связано положение об амодальности предметного восприятия. Как известно, при жизни А. Н. Леонтьев не написал обобщающей работы по восприятию, хотя публикации его в этом направлении были довольно многочисленны. Им была задумана в начале 70-х годов книга под названием «Психология образа», позже Алексей Николаевич нашел другое название—«Образ мира», но она так и осталась не написанной.

   Основные положения А. Н. Леонтьева,  касающиеся чувственного отражения,  следующие. Во-первых, «порождаемое  деятельностью психическое отражение  является необходимым моментом  самой деятельности, моментом направляющим, ориентирующим и регулирующим  ее. Этот двусторонний процесс  взаимопереходов, составляет единое движение, от которого психическое отражение неотделимо, так как оно не существует иначе, как в этом движении». Во-вторых, такое отражение возможно лишь как часть некоторого целого «образа мира». Это больше, чем «непосредственная чувственная картинка»: образ мира «выступает в значении», и вся совокупность человеческой практики «в своих идеализированных формах входит в картину мира». Здесь очень важны два момента: а) предзаданность этого означенного, ос-мысленного предметного мира каждому конкретному акту вос-приятия, необходимость «вписывания» этого акта в уже готовую картину мира; б) эта картина мира выступает как единство индивидуального и социального опыта. Со всеми этими идеями связано положение об амодальности предметного восприятия. К сожалению, при жизни А. Н. Леонтьев не написал обобщающей работы по восприятию, хотя публикации его в этом направлении были довольно многочисленны. Необходимо упомянуть и идеи Леонтьева, касающиеся перестройки всей категориальной системы психологии. Они восходят к известным положениям Л. С. Выготского в его работе «Исторический смысл психологического кризиса» и, прежде всего — к его тезису о единстве предмета психологии. В тезисах рукописи «Психология 2000-го года» эти идеи выражены А. Н. Леонтьевым в наиболее четкой форме: здесь прямо говорится о том, что создается «новая система психологического знания» и намечаются пути перестройки такой системы. Особенно важен взгляд А. Н. Леонтьева на будущее психофизиологии: «1) она не будет «смотреться в зеркало машины» и 2) она воспримет исторический, генетический, функциональный подход: не «мозг делает жизнь», а «жизнь делает мозг»...». К необходимости совер-шенно нового подхода к предмету и содержанию психофизиологических исследований, выпадающих сейчас из общей системы психологического знания, А. Н. Леонтьев возвращался неоднократно в последние годы и в частных беседах со своими учениками.


Информация о работе Алексей Николаевич Леонтьев - Краткая биография