Акцентуации характера и психопатии, соотношение понятий
Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 16:34, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования в данной работе является изучение понятий акцентуация характера и психопатия, выявление причин возникновения и методов лечения. В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач: -определить понятие «характер» и его сущность; -определить понятие «акцентуация характера» и ее типы; -определить понятие «психопатия» и ее критерии; -проанализировать соотношение акцентуаций характера и психопатий; -проанализировать природу возникновения психопатий и методы лечения
Человек, в отличие от животных,
имеет двойственную природу - биологическую
и социальную. С биологической точки зрения
его поведение определяется необходимостью
сохранения жизненно важных внутренних
условий, однако формы удовлетворения
возникающих при этом потребностей определяются
социально. Социальная сущность человека
проявляется в наличии у него личности.
Одной из индивидуальных психологических
особенностей личности является характер.
Черты характера проявляются в учебной
и профессиональной деятельности человека,
в его поступках в конкретных жизненных
ситуациях, в особенностях общения с различными
людьми в различных ситуациях. Поэтому
управленцу необходимо знание психологии.
Только представляя, что за человек перед
ним, можно представить как он будет работать
и взаимодействовать в коллективе. Эта
проблема является актуальной и стоит
особенно остро именно сейчас - в эпоху
научно - технического прогресса и рыночной
экономики.
Цель
исследования в данной работе является
изучение понятий акцентуация характера
и психопатия, выявление причин возникновения
и методов лечения.
В соответствии с поставленной
целью необходимо решить ряд задач:
-определить понятие «характер»
и его сущность;
-определить понятие «акцентуация
характера» и ее типы;
-определить понятие
«психопатия» и ее критерии;
-проанализировать соотношение
акцентуаций характера и психопатий;
-проанализировать природу
возникновения психопатий и методы лечения
Предметом исследования выступает
процесс анализа природы возникновения
акцентуаций характера и психопатий.
Объектом исследования являются
характер, акцентуации характера и психопатии.
Структура работы имеет следующий
вид: введение, три главы, заключение, список
использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность
выбранной темы, в том числе определена
цель и задачи исследования.
В первой главе представлен
теоретический анализ рассматриваемой
проблемы, в том числе дано определение
понятия характер, а так же рассмотрены
особенности его формирования и сущность.
Во второй главе представлены
теоретические основы акцентуаций характера
и психопатий, в том числе дано определение
их понятий, а так же рассмотрены их соотношение,
типы и критерии.
В третьей главе представлен
анализ природы возникновения психопатий
и методы лечения.
В заключении даны выводы.
1. Теоретические
аспекты изучения характера и особенности его
формирования
1.1 Сущность понятия
характер и особенности его формирования
Слово "характер" в переводе
с греческого означает "печать", "чеканка".
В характере как бы запечатлены, отчеканены
основные, наиболее существенные черты
данной личности, которые устойчиво проявляются
в поведении человека. Таким образом, характер
можно определить как иерархизированную,
упорядоченную совокупность устойчивых
индивидуально-психологических особенностей
личности, которые формируются в процессе
жизнедеятельности и проявляются в способах
типичного реагирования личности в деятельности,
поведении и общении.
Черты характера проявляются
в жизни, на работе, в его поступках в различных
ситуациях. В зависимости от особенностей
характера люди могут по-разному реагировать,
например, на неудачу в том или ином виде
деятельности. Один потерпев неудачу,
впадает в уныние, другой - просто откажется
от решения задачи и радостно примется
за что-то другое, третьего - неудача только
подстегнет, и он с еще большей энергией
и упорством возьмется за дело.
Когда мы говорим, что черты
характера являются устойчивыми личностными
особенностями, мы, конечно, не должны
понимать это как неизменность черт характера.
В процессе жизни те или иные черты характера
могут претерпевать определенные, иногда
существенные изменения. Однако черты
характера не могут изменяться быстро
и легко, так, например, как настроение
человека. Изменение характера - это чаще
всего сложный и длительный процесс. Характер
может изменяться под воздействием нового
опыта жизнедеятельности человека, а также
в результате целенаправленного воспитания
и самовоспитания личности.
Характер тесно связан с системой
отношений личности к миру, к окружающей
действительности. Иногда говорят даже,
что характер - это и есть определенная
система отношений человека, только отношения
эти стали достаточно устойчивыми. Все-таки
между характером и отношением человека
к чему-то есть важное различие. Отношения
человека являются, в целом, более динамичными,
более подвижными, а черты характера -
более неизменными, более статичными.1
В психологии принято выделять
следующие группы отношений человека:
отношение к другим людям, отношение к
самому себе, отношение к миру вещей и
явлений, отношение к делу. Нетрудно заметить,
что различные черты характера действительно
связаны с определенными отношениями.
Например, увлеченность, самостоятельность,
трудолюбие связаны с отношением к делу;
эгоцентризм, самовлюбленность, неуверенность,
застенчивость отражают отношение к себе;
доброжелательность, альтруизм, отзывчивость
или, наоборот, агрессивность, черствость,
нетерпимость выражают отношение к другим
людям. На этом же примере можно наглядно
показать и различия между психологической
теорией характера и психологической
теорией отношений. С точки зрения теории
характера, отзывчивость, чувствительность,
к примеру, является устойчивой личностной
особенностью определенного человека,
которая неизменно проявляется в конкретных
жизненных ситуациях. С точки зрения теории
отношений, один и тот же человек может
проявлять высокую отзывчивость, чувствительность
по отношению к одним людям, и одновременно
демонстрировать образцы черствости,
нечувствительности по отношению к другим
людям. Особенности черт характера чрезвычайно
разнообразны. Но особенности отношений
личности еще более разнообразны и вариативны.2
Формирование характера начинается
с раннего детства. В первые годы жизни
у ребенка вообще нет целостного сознания,
он все время находится как бы в полудреме
и только в редкие мгновения в нем вспыхивает
осознание собственной индивидуальности.
На этом этапе ребенок ничем не может управлять,
но первые зачатки будущего характера
закладываются где-то здесь. Есть вообще
такая теория, что характер формируется
в первые 3-4 года жизни, а потом его можно
только переделывать. Но в то же время,
нельзя сказать, что в эти годы ребенок
именно копирует родительские характеры.
Их характеры и состояние их психики неизбежно
накладывают свой отпечаток, но каким
образом это скажется на будущем характере
ребенка, предсказать нельзя. Копирование
же начинается в более поздние годы, когда
формирование ядра личности уже завершено
и запускается процесс уже социальной
адаптации - подгонки того, что есть, под
то, чего ожидают окружающие. Вот здесь
ребенок и начинает примерять на себя
те 2 модели поведения, которые он видит
в своих родителях и других близких людях.
Этот процесс, хотя он и происходит в уже
более-менее сознательном состоянии, все
так же не поддается какому-либо контролю.
Всё случается как бы само собой. Жизнь
ставит перед ребенком задачи, и ответы
он ищет в том, как подобные задачи решают
окружающие его люди. Так закладываются
привычки реагирования, нравственные
принципы, жизненные идеалы. И если этот
автоматический механизм адаптации не
дает никакого сбоя, если устройство личности
ребенка не вступает в острое противоречие
с личностями родителей, то вишенка от
яблоньки действительно падает поблизости.
В этом случае у ребенка просто не возникает
ярко выраженной потребности отделиться
и обособиться от своих родителей. В определенном
смысле это везение - быть в ладу со своим
родом и идти проторенной дорожкой всегда
проще. С другой стороны, увеличивается
опасность того, что будущий взрослый
человек, так и не станет самостоятельной
личностью, а на всю жизнь останется лишь
отпрыском своих родителей - проживет
простую, но скучную жизнь, без особых
горестей или радостей.3
В другой же ситуации, когда
по той или иной причине ребенок не может
ужиться с родительской системой ценностей,
возникает психологическое напряжение,
которое разрешается либо бунтом против
родителей, либо полным отрывом от них.
В первом случае формируется
противоположный тип характера, что по
своей сути мало отличается от простого
копирования родительского образа жизни.
Бунт выражает такую же бессознательную
зависимость от родителей, как и полное
им подчинение. В обоих случаях характер
формируется ущербно и однобоко. Ненависть
к родителям - такое же слепое чувство,
как и безоговорочная к ним любовь.
Во втором случае, когда противоречие
между врожденными свойствами личности
ребенка и характером родителей прорывается
на сознательный уровень, происходит настоящий
отрыв от прежних корней, и начинается
развитие самостоятельной новой личности.
Так возникает новый род, новая "фамилия",
новая линия жизни. Однако не нужно впадать
в крайности. Родителям бессмысленно стимулировать
процесс отделения, а детям так же бессмысленно
форсировать отрыв от своих корней. Там
где действительно возникает необходимость
создания своей собственной отдельной
стаи, не возникает никаких вопросов о
том, возможно это или нет, - обособление
здесь становится необходимостью на грани
выживания.4
С поступлением в школу начинается
новый этап формирования характера. Ребенок
впервые сталкивается с рядом строгих
правил и школьных обязанностей, определяющих
все его поведение в школе, дома, в общественных
местах. Эти правила и обязанности развивают
у школьника организованность, систематичность,
целеустремленность, настойчивость, аккуратность,
дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно
важную роль в формировании характера
играет школьный коллектив. В школе ребенок
вступает в новые для него отношения с
учителями, в отношения содружества и
взаимопомощи с товарищами. У него развивается
сознание долга и ответственности перед
коллективом своего класса, школы, чувство
товарищества, коллективизм. Особенно
интенсивно развиваются черты характера
у подростков. Подросток в значительно
большей мере, чем младший школьник, участвует
в жизни взрослых, к нему предъявляют более
высокие требования. Подросток в своей
учебной и общественной деятельности
уже гораздо больше начинает руководствоваться
мотивами общественного порядка - чувством
долга и ответственности перед коллективом,
желанием поддержать честь школы, класса.5
Известно, насколько решающее
значение для развития личности подростка
имеет его отношение к социальным нормам
и ценностям. Однако из-за особенностей
своего характера подросток может обнаружить
разное отношение к ним. Так, у гипертима
обычно очень выражена "реакция эмансипации",
т.е. отделение от взрослых, что, конечно,
осложняет процесс усвоения социальных
норм. Напротив, сенситивный подросток,
как правило, сохраняет детскую привязанность
к взрослым, охотно подчиняется их требованиям.
В результате у него рано формируются
чувство долга, чувство ответственности,
повышенные и даже завышенные моральные
требования к себе и к другим.6
Решающее влияние на характер
ребенка оказывает воспитание. Не существует
детей, характер которых нельзя было бы
перевоспитать, и которым нельзя было
бы привить, определенные положительные
качества, устранив даже как будто бы уже
укоренившиеся у них отрицательные черты.
Необходимым условием воспитания
характера является формирование мировоззрения,
убеждений, и идеалов. Мировоззрением
определяется направленность человека,
его жизненные цели, устремления, из мировоззрения
вытекают моральные установки, которыми
люди руководствуются в своих поступках.
Задача формирования мировоззрения, убеждений
должна решаться в единстве с воспитанием
определенных форм поведения, в которых
могла бы воплотиться система отношений
человека к действительности. Поэтому
для воспитания общественно ценных черт
характера необходима такая организация
игровой, учебной, трудовой деятельности
ребенка, при которой он бы мог накопить
опыт правильного поведения. В процессе
формирования характера надо закреплять
не только определенную форму поведения,
но и соответствующий мотив этого поведения,
ставить детей в такие условия, чтобы их
практическая деятельность соответствовала
их идейному воспитанию, чтобы они применяли
на практике усваиваемые принципы поведения.
Если условия, в которых жил и действовал
ребенок, не требовали от него, например,
проявления выдержки или инициативности,
то соответствующие черты характера у
него и не выработаются, какие бы высокие
моральные идеи ни прививались ему словесно.
Нельзя воспитать мужественного человека,
если не поставить его в такие условия,
когда бы он мог и должен был проявить
мужество. Воспитание, устраняющее все
трудности на жизненном пути ребенка,
никогда не может создать сильного характера.7
Важнейшим средством воспитания
характера является труд. В серьезном
и общественно значимом труде, связанном
с преодолением трудностей, воспитываются
лучшие черты характера - целеустремленность,
коллективизм, настойчивость. Важнейшее
условие правильной организации воспитательных
мероприятий тесная согласованность учебно-воспитательной
работы школы с соответствующими влияниями
семьи.
На воспитание характера влияют
литература и искусство. Образы литературных
героев и их поведение часто служат для
школьника своеобразным образцом, с которым
он сравнивает свое поведение. На воспитание
характера влияет и личный пример воспитателя,
будь то родители или педагоги. То, что
делают воспитатели, часто гораздо больше
влияет на жизнь ребенка, чем-то, что они
ему говорят. Как учитель относится к работе,
как он следует общественным нормам поведения,
владеет ли собой и своими чувствами, каков
стиль его работы - все это имеет огромное
значение для воспитания характера детей.
Вряд ли нужно особенно подчеркивать,
что проблема влияния характера на формирование
личности важна не только в теоретическом
плане. Она имеет исключительно важные
выходы в практику воспитания и самовоспитания,
так как прямо подводит к вопросам о методах
воспитания детей, с учетом их индивидуальных
характеров, о способах профилактики и
разрешения, напряжений, создаваемых различными
характерами в межличностных отношениях,
о природе и путях разрешения некоторых
внутренних проблем личности и т.д.8