Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 12:27, доклад
Агрессия присуща как животным, так и человеку. Это то качество, которое в процессе эволюции способствовало выживанию конкретным видам животных и человеку.
Различают следующие функции агрессивного поведения у животных.
1. Сбалансированное распределение животных одного вида на доступной им территории.
2. Отбор наиболее сильных особей путем борьбы между ними.
3. Защита молодых животных (детенышей).
Агрессией считается такая форма поведения, которая направлена на другие объекты с целью причинения им вреда. Агрессивное поведение предназначено для изгнания другой особи путем нанесения ей повреждения или, по крайней мере, путем угрозы нанести повреждение.
Агрессия присуща как животным, так и человеку. Это то качество, которое в процессе эволюции способствовало выживанию конкретным видам животных и человеку.
Различают следующие функции агрессивного поведения у животных.
Территория является местом распространения видов, местом, где животные живут, питаются, спариваются, производят потомство. Первое требование к территориальному животному – необходимость быть агрессивным к себе подобным. В результате борьбы устанавливается доминирование над территорией и над другими животными, так называемый «порядок клевания».
Установление иерархии среди животных необходимо для предотвращения бесполезных драк и мирной жизни. Высокий ранг дает животному право первым принимать пищу, право преимущественного спаривания.
Среди представителей своего вида (при внутривидовой агрессии) угроза или нападение ограничиваются физически безопасными ритуализированными или условными процессами соперничества. В борьбе против видов (межвидовой агрессии), служащих пищей, используются другие, более жесткие способы.
Самые разрушительные формы агрессии используют животные, защищая своих детенышей.
Своими агрессивными действиями животное может наносить физический, психологический вред, боль другим индивидам. Агрессивное поведение человека может проявляться в оскорблении, унижении и приводить к убийствам, телесным повреждениям, вследствие чего индивиды лишаются возможности создания потомства, хотя может и подавляться. Опасность человеческой агрессии состоит в том, благодаря развитию техники, человек может убивать людей в массовом порядке, причем на расстоянии и своими агрессивными действиями способен уничтожить все человечество.
Мотивация агрессивного нападения может быть разной.
Первый мотив – это обеспечение себя и детенышей пищей. Это закон биологического выживания.
Другой вид мотивации - агрессия выступает как самоцель. Она используется без биологической необходимости. Так, животное может убивать другое животное, хотя сыто, и бросать тело жертвы. Например, волк может убить несколько коров и баранов, хотя уже сыт.
Оба названных мотива принадлежат к мотиву хищника. Это врожденная агрессия. Агрессивность хищникам, к примеру, львам дана с рождения, но способам нападения и умерщвления жертвы они учатся у взрослых, наблюдая за их действиями во время охоты, и «оттачивая» их во время игр в ювенильном периоде.
Рассмотрим причины возникновения агрессии.
Основатель психоанализа З. Фрейд считал стремление к агрессии врожденном и инстинктивным. Он говорил о существовании инстинкта смерти – танатоса, постоянном источнике враждебных импульсов у людей.
Известный этолог, лауреат Нобелевской премии, К. Лоренц, утверждает, что агрессивные действия животных и человека исходят из инстинкта драчливости. Такой инстинкт возник в процессе эволюции и сохраняется, поскольку играет ведущую роль в борьбе за выживание. Детеныши псовых проявляют отношения господства и подчинения на основе неритуализированного агрессивного общения. Факт, что маленькие дети, совершенно незнакомые друг с другом, как и детеныши волков, крыс при встрече начинают драться и нападать друг на друга подтверждает спонтанность и инстинктивность агрессии.
Рассмотрим исследования К. Лагершпец.
На одном конце наэлектризованной решетки поместили стартовый ящик, в нем мышь. На другом конце поместили пустой ящик. Мышь проходила в пустой ящик через наэлектризованную решетку в 70 % всего времени проведения эксперимента. В следующем этапе эксперимента в пустой ящик была помещена другая мышь, причем более слабая особь, терпящая поражения в схватках с другими мышами. На этом этапе эксперимента первая мышь начала пересекать наэлектризованную решетку гораздо чаще, в 94% времени, между животными шла драка. Исследования животных приводят к мысли, что агрессивное поведение имеет свое внутреннее подкрепление. Возбужденное животное осуществляет поведение, способствующее его агрессивной реакции. Самцы бойцовой рыбки при виде своего зеркального изображения или модели проявляют свою полную агрессивную демонстрацию с поднятыми жаберными крышками и развернутыми плавниками и при первом предъявлении им этого раздражителя нападают на него и кусают. [2] Томпсон держал самцов в резервуарах, где они видели свое зеркальное изображение в стенке аквариума при выключении внешнего освещения. Он вырабатывал у рыб условный рефлекс. Рыбке подвешивали в воде кольцо, и когда она проплывала через него, лампа автоматически выключалась. В стекле появлялось изображение рыбы, на которую она реагировала агрессивно. В данных условиях самцы обучались проплывать через кольцо и осуществляли это многократно. Итак, когда самцам предоставлялась возможность выбора обстановки, они выбирали такую, в которой могли вести себя агрессивно. Подтверждается гипотеза, что агрессивное поведение служит для рыбы «подкреплением». Этот эксперимент подтверждает инстинктивную теорию агрессии, причем данное поведение не служило ни сексу, ни цели утолению голода, жажды, то есть не являлось инструментальным.
На драчливость самцов существенное влияние оказывает половой гормон – тестостерон. Их драки начинаются после наступления периода половой зрелости. Самцы, которых кастрировали до наступления половой зрелости обычно не дерутся. Самцы, которых кастрировали после наступления половой зрелости продолжают драться, но после впрыскивания тестостерона.
Стоит отметить, что и у животных, и у человека самцы более агрессивны, чем самки. Количество тестостерона в крови имеет существенное влияние.
Мужчины с возрастом становятся менее агрессивны.
Кроме того, в проявлении агрессивности большую роль играют медиаторы или нейропередатчики – катехоламин и серотонин. Когда количество катехоламинов увеличивается, то агрессивность самцов животных усиливается. Когда увеличивается количество серотонина, агрессия выражена слабее.
Польза от инстинкта драчливости состоит в том, что он позволяет расширить географические границы распространения вида и использовать новые пищевые ресурсы.
Поскольку агрессивность тесно связана с процессом спаривания, она способствует сохранению сильнейших индивидов и улучшению вида. [1]
Известно, что в результате селекции, уровень агрессивности может меняться. Бойцовых петухов и бойцовых рыбок специально отбирали на высокий уровень агрессивности.
К. Лагершпец провела опыты на мышах, отбирая самых агрессивных и менее агрессивных особей и спаривая их на протяжении 7 поколений. Детеныши разных линий сильно отличались по готовности нападать на чужака и интенсивности драки. Для исследования детенышей агрессивной линии после рождения переносили к матерям неагрессивной линии, но это не повлияло на их высокое проявление агрессивности. Таким образом, была доказана высокая роль наследственности в проявлении агрессивного поведения.
Этолог Н. Тинберген изучая наследственные формы поведения ставил опыты на рыбке колюшке. Эта рыбка нападает на соперника в период половой активности, если он попадает на ее территорию. Поскольку брюшко рыбки окрашено в красный цвет, проводился следующий эксперимент.
Из нескольких икринок выращивали рыбок в условиях изоляции, поэтому они не видели других рыб и не могли ничему научиться. В период половой зрелости рыбка, выращенная в изоляции будет также нападать на соперника или на макет, окрашенный в красный цвет, как и другие особи, выращенные в естественных условиях. То есть проявились формы наследственного поведения, специфичные для животного данного пола и вида. Эксперименты свидетельствуют о том, что в развитии агрессивного поведения имеется генетическая основа.
Получены данные о центрах мозга, управляющих агрессивным поведением. Исследователи использовали метод прямого раздражения мозга методом вживленных в разные его отделы электродов.
У кошек при раздражении передних отделов гипоталамуса происходят следующие действия: кошка угрожает, шипит, но эти действия не направлены на других кошек. Это ложная ярость, так как при нападении на нее других кошек, она не защищается, а прижимает усы и опускает голову.
Настоящая ярость у кошек вызывается раздражением боковых отделов гипоталамуса, тогда агрессивное поведение направляется на других животных.
При раздражении центрального зрительного бугра или центрального серого вещества головного мозга у вожака обезьян, его агрессивность усиливалась, и он начинал нападать на других обезьян, находящихся в клетке.
В экспериментах животные нападали на других животных в соответствии со сложившейся ранее иерархией, то есть на тех, кто занимает более низкое положение в группе. Поскольку искусственная агрессивность сходна со спонтанно возникающей агрессивностью, предполагается, что активизируются одни и те же отдела мозга.
Агрессия как форма поведения, вызываемая внешними стимулами
Болевая теория агрессии предполагает, что страх перед болью имеет условно-рефлекторный характер и часто возбуждает индивида, вызывая его агрессивное поведение. Целью таких действий является нанесение агрессору еще более сильных болевых ударов и уменьшение собственных болевых ощущений. Опыты, проведенные на животных и человеке показывают, что болевые ощущения вызывают у них злость и желание атаковать. Это еще раз доказывает, что существует врожденная агрессивная реакция на неприятные раздражители.
Другой неприятный фактор – жара. Чрезмерно высокая температура делает людей раздражительными и злыми. Неприятный запах, дым, шум могут повышать уровень агрессивности. Эти факторы одни исследователи называют аверсивными стимулами (Л. Берковец), другие – стресс-фрустраторами, поскольку частично или полностью препятствуют намеченной цели.
Агрессия может быть защитной реакцией, вызванная внешними неприятными раздражителями и мотивирована прекратить неприятные ощущения и защитить себя. Если это удается, то агрессивные действия закрепляются в памяти человека или животного и в следующий раз воспроизводятся. При этом повышается общий уровень агрессивности индивида.
Социально-психологической теорией агрессии является теория социального обучения А. Бандуры, на основе которой Л. Берковец создал свою теорию. Согласно этой теории агрессивные действия возникают в процессе учения, подражания. Это может быть подражание агрессивным действиям реальных людей (детей – родителям, малышей – подросткам, и т.д.) или героям кино- и телепередач.
Социальный психолог Э. Аронсон считает, что нет убедительных фактов, доказывающих инстинктивную теорию агрессии. Он ссылается на опыты Цин Янг Куо, который вырастил котят в одной клетке с крысами. Кошки не только не нападали на крыс, с которыми вместе росли, но и отказывались нападать и на других крыс. Психолог отмечает, что ранний опыт может подавить агрессивность животного.
Группой американских психологов предложена теория фрустрации, согласно которой агрессивное влечение возникает у человека при воздействии неблагоприятных факторов среды, которые блокируют целенаправленную деятельность. Агрессия возникает для устранения этого неблагоприятного фактора. Сами факторы, блокирующие деятельность называются фрустраторами. В настоящее время сформулированы утверждения о зависимости агрессии от фрустратора:
а) агрессия является только одним из ответов на фрустрацию;
б) сила агрессивного ответа зависит от ряда факторов: от силы мотива, от числа мотивов, которые блокируются, от силы фрустратора, блокирующего целенаправленную деятельность человека.
Надо заметить, что ответом на фрустрацию может быть и другая реакция: бегство или подавление агрессии.
Теория инстинкта и теория фрустрации совместимы. Возникает вопрос: каким образом под воздействием фрустраторов у животных и человека возникают агрессивные действия, если у организма нет внутренних условий для их рождения? Этими условиями является инстинкт драчливости. То, что фрустрация является причиной агрессии у животных доказывает опыт. Когда крыса, обученная нажимать на рычаг скиннеровской камеры для получения пищи, перестает получать ожидаемое вознаграждение, она начинает нападать на сидящую рядом с ней другую крысу. [2] С эффектом фрустрации у человека мы также знакомы. При давке в транспорте часто обнаруживается дурной нрав у того или иного человека. Под влиянием фрустраторов в онтогенезе агрессивность не рождается, а лишь проявляется и развивается, принимая конкретные поведенческие формы. [1]
Агрессия как у животных, так и у человека является ответом на угрозу жизни или интересам, по Э. Фромму «является биологически адаптивной, защитной реакцией».
Поскольку агрессивность и у животных, и у человека инстинктивна, она проявляется спонтанно. Нервная система сама создает стимулы, не ожидая внешних раздражителей. Этим объясняется спонтанность агрессии с точки зрения физиологии. «Здоровое животное встает и действует» - основная идея спонтанности.
Фактором, которое влияет на спонтанность выражения инстинктов является депривация – более или менее долгосрочное лишение возможности удовлетворения потребности. В таких случаях порог раздражителей, необходимых для того, чтобы вызвать агрессивные действия, снижается до нуля. Происходит взрыв без заметных внешних стимулов. Когда животное или человек долго лишается возможности удовлетворения своих инстинктивных потребностей, в его поведении проявляются общее беспокойство и перемещения в пространстве. К. Лоренц высказывает замечание, что порог агрессивности и спонтанность особенно сильно выражены в случае внутривидовой агрессии. Сородичи предъявляют друг к другу более высокие ожидания и поэтому чаще разочаровываются в своих соотечественниках.