Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 01:55, реферат
Цель работы состоит в рассмотрении альтруизма и агрессии у животных и человека.
Введение 3
1. Агрессивное поведение животных и человека 4
2. Альтруизм животных и человека 8
Заключение 13
Список литературы 14
Дельгадо исследовал поведение обезьян методом электростимуляции мозга через вживленные в мозг электроды. В этих опытах вожак группы обезьян, нажав на рычаг, получал пищу и одновременно раздражал мозг другого животного, находившегося в той же клетке. Последнее начинало метаться по клетке, не причиняя, однако, вреда другим членам группы. Через некоторое время вожак стал колебаться, глядя то на рычаг, то на «страдающее» животное, а затем и вовсе перестал нажимать на рычаг. В экспериментах Массермана и Вечкина у обезьян, помещенных в клетку с двумя подвешенными цепочками, вырабатывалась дифференцировка: при зажигании красной лампочки животное получало пищу, потянув за первую цепь, а при зажигании голубой лампочки – потянув за вторую цепь. Затем в соседнюю клетку помещали другую обезьяну, получавшую удар током всякий раз, как только обезьяна – «оператор» тянула за первую цепь. Это приводило к тому, что большинство обезьян «операторов» стали стойко предпочитать «не шоковую» цепь, а некоторые вообще отказались от получения пищи.
Авторы рассматривают
такое поведение как
Аронфрид замечает, что ни в одном из этих экспериментов не доказано, что наблюдаемое поведение является альтруистическим, а не обычным, реципрокным. Вероятнее всего, животное и тут руководствуется эгоистическими мотивами: неприятное ощущение, вызываемое видом страдающего сородича, настолько сильно, что подавляет даже пищевой инстинкт.
В Карибском приматологическом центре, где обезьяны живут на островах и находятся в условиях вольного содержания, показано, что к 25 – летней самке, рожавшей последний раз в 17 лет, а теперь ставшей старой, одряхлевшей, страдающей артритом и значительной потерей зрения, группа молодых обезьян относилась с трогательным почтением. Оказалось, что это родственники. Когда при переходах самка отставала, ее дожидался взрослый внук или правнук, который затем двигался вместе с ней. Описавший это поведение исследователь считает его примером «реципрокного альтруизма», иными словами, ответным благодарным уважением потомков к имевшей в течение 15 лет высокий ранг бабке и прабабке. Этот ранг и, конечно, все выгоды, вытекающие у обезьян из подобного положения, старая самка передала своей дочери. Высокий ранг матери и бабки способствовал тому, что сын и внук заняли господствующее положение в группе, первое и второе места в иерархии. Фридман считает, что альтруизм самцов в отношении своей прародительницы укреплял их собственный высокий ранг, полученный, как видим, по наследству. Правоторов замечает, что реципрокный (перекрестный) альтруизм характеризуется тем, что родственные и не родственные особи способны кооперироваться в распределении своих пищевых ресурсов. В таких ситуациях животные, добывшие пищу в избытке, способны делиться ею с голодными и неудачливыми. Феномен альтруистического поведения человека с разных теоретических платформ.
Так, бихевиористы утверждают, что альтруистический мотив есть не что иное, как эмпатически возникающий, «когнитивно – предвосхищяемый» эгоистический мотив. «Научение» альтруизму происходит по типу обычного обусловливания и в принципе не отличается от других видов научения. Этой точке зрения противоречат по крайней мере два факта, полученные в рамках того же бихевиоризма: доказательство того, что альтруистический поступок сам по себе является подкреплением (т. е. самостоятельным мотивом поведения), и безуспешность попыток доказать это на животных. Психоаналитически настроенные исследователи рассматривают феномен альтруизма как попытку человека редуцировать присущее ему чувство вины перед другими. Правда, и тут полученные факты весьма противоречивы. Доказано, например, что нераскрытая вина не увеличивает склонность человека к альтруизму; если же вина раскрывается, то попытки человека ее «загладить» уже нельзя считать альтруистическими.
Представители интеллектуалистского направления интерпретируют альтруизм как результат формирования интеллектуальных операций, как децентрацию индивида. К сожалению, наличие корреляций между особенностями интеллекта и альтруизмом совершенно не раскрывает природу последнего.
Агрессия человека выражается по разным причинам, и его агрессия бывает разных характеров проявления.
Вообще агрессивность человека это его животный инстинкт, который, как и все инстинкты, остался в наследственность с древнейших времен. Агрессия возникает из-за внешних раздражителей, то могут быть звуковые раздражители, физические раздражители, и даже зрительные. Кроме того, агрессия возникает из-за множества психологических травм, сексуального характера, физических избиений в детстве и тому подобное.
Что же касается животной агрессии тут намного проще и яснее. Агрессивность у животных проявляется чаще всего в определенные моменты, но в частности они характеризуются защитой своего вида, потомства, территории.
Альтруизм — понятие, которым осмысливается активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность — то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом — ради общего блага.
Альтруизм у животных — поведение животных, которое наиболее очевидно проявляется в отношениях внутри семьи, но также встречается и среди других социальных групп, в которых одно животное жертвует своим собственным благосостоянием в пользу другого животного.
Таким образом, альтруизм и агрессия – это врожденные формы поведения социальных существ, необходимые для выживания биологического вида. Альтруизм и агрессия присутствуют как у животных, так и у человека, причем количество альтруистов и эгоистов примерно равно во всех популяциях.
Агрессия и альтруизм человека могут иметь множество форм выражения и сложную структуру, и часто нельзя однозначно определить, чем продиктован тот или иной поступок – альтруизм или эгоизмом.
Информация о работе Агрессия и альтруизм человека и животных