Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 23:40, реферат
Цель данной работы: рассмотреть виды и проблемы адаптации личности в организации
Задачи данной работы: 1) дать понятие термину «адаптация»; 2) рассмотреть направления, стадии и различные аспекты трудовой адаптации, а также факторы трудовой адаптации 3) описать процесс управления трудовой адаптацией.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Понятие и направления адаптации………………………………………………4
2. Стадии и аспекты адаптации……………………………………………………..6
3. Факторы трудовой адаптации……………………………………………………8
4. Управление трудовой адаптацией……………………………………………...10
Заключение………………………………………………………………………….13
Список использованных источников……………………………………………...14
Особо следует остановиться на вопросе организационного механизма управления процессом адаптации как ключевого условия ее успешного осуществления.
4. Управление трудовой адаптацией
Управление трудовой адаптацией требует проработки в первую очередь трех организационных элементов:
- структурное закрепление функции управления адаптацией;
- технология процесса управления адаптацией;
- информационное обеспечение этого процесса
Распределение специалистов,
занимающихся управлением адаптацией,
по подразделениям (цехам, отделам) или
группам подразделений. В данном
случае специалист по персоналу становится
куратором определенных подразделений.
Следует заметить, что специалистом
по управлению адаптацией может быть
как сотрудник одного из подразделений
системы управления персоналом, так
и подготовленный к этой роли сотрудник
другого функционального
Развитие наставничества,
которое в последние годы незаслуженно
забыто в отечественных организациях.
Зарубежные фирмы активно применяет
наставничество, рассматривая его как
форму доверия копытному
Следует обратить внимание на важность проблемы управления нововведениями. Продуманная реализация данной функции становится фактором успешной адаптации работников к новым условиям труда.
В качестве возможных организационных решений по технологии процесса управления адаптацией могут быть предложены следующие:
- организация семинаров, курсов и т.п. по различным аспектам адаптации;
- проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником;
- интенсивные краткосрочные
курсы для руководителей,
- проведение организационно-
- специальные курсы подготовки наставников;
- использование метода
постепенного усложнения
- выполнение разовых
- выполнение разовых поручений по организации работы органа управления (производственного совещания, совета директоров и т.п.);
- подготовка замены кадров при их ротации;
- проведение в коллективе
подразделения специальных
Кроме того, следует обратить внимание на реализацию принципов организации труда, оказывающих мотивационное воздействие на персонал и облегчающих процесс адаптации сотрудников. К таким принципам организации труда можно отнести:
- создание целевых проблемных
групп, творческих бригад, варьирование
их состава, времени и
- организация венчуров;
- определение рациональной
степени свободы режима труда,
широкое использование
- оптимальное дублирование задач подразделений, введение элементов конкурсности и соревновательности подразделений, проектов и т.п.;
- гласность результатов труда (как групповых, так и индивидуальных);
- участие работников в
управлении (использование методов
групповой выработки решений,
коллективного участия в
- проведение совещаний с рациональной периодичностью и длительностью;
- рациональное использование возникающих референтных групп;
- использование творческих методов выработки решений;
- обеспечение обратной
связи с администрацией и
Центр тяжести информационного обеспечения процесса адаптации лежит на сборе и оценке показателей ее уровня и длительности. Эти показатели условно делятся на объективные и субъективные. К объективным относятся те, которые характеризуют эффективность трудовой деятельности, активность участия сотрудников в ее различных сферах
Субъективные показатели
характеризуют
Сбор и обработку информации
об уровне и длительности адаптации
целесообразно проводить в
Для российских организаций главная проблема информационного обеспечения адаптации состоит в необходимости накопления нормативных показателей уровня и длительности адаптации. Вывод о ее успешном проведении делается на основе сравнения фактических и нормативных показателей.
Заключение
Подводя итоги необходимо
отметить, что адаптация есть социальный
процесс освоения личностью новой
трудовой ситуации, когда личность
и трудовая среда активно взаимодействуют
друг с другом. Она имеет сложную
структуру и представляет собой
единство разных видов адаптации
профессиональной, социально-психологической,
общественно-политической и культурно-бытовой.
Разработка мер, положительно влияющих на адаптацию, предполагает знание как субъективных характеристик рабочего (пол, возраст, образование, стаж и др.), так и факторов производственной среды, характера их влияния на показатели и результаты адаптации. Поэтому при оптимизации процесса адаптации следует исходить из имеющихся возможностей предприятия и ограничений в изменении рабочего, необходимо также учитывать различия на новом и на прежнем месте работы, особенности новой и прежней профессий, ибо они могут быть существенными.
Успешность адаптации зависит от характеристик производственной среды и самого работника. Чем сложнее среда, чем больше отличие ее от привычной среды на прежнем месте работы, чем больше связано с ней изменений, тем труднее проходит процесс адаптации.
Для обеспечения эффективной
работы персонала необходимо создание
атмосферы конструктивного
Список использованных источников
1.Ильин Г.Л. Социология и психология управления./Ильин Г.Л/ – М.: Академия, 2007. – 190 с.
2.Кишкель Е.Н. Социология и психология управления./Кишкель Е.Н./ – М.: Высшая школа, 2007. – 296 с.
3.Андреева Г.М. Социальная психология. /Андреева Г.М/ - М.: Аспект Пресс, 2001. – 384 с.
4.Свенцицкий А.Л. Психология управления организациями /Свенцицкий А.Л./ - Спб.: CпбГУ,1999. – 224с.
5.Шпалинский В.В. Психология менеджмента: /Шпалинский В.В/ учебное пособие. - М.: УРАО, 2000. – 184 с.
6.Осипова-Дербас Л.В. Системные основы социологии и психологии управления. /Осипова-Дербас Л.В./ – СПб.: Издательство «Инфо-да», 2008. – 240 с.
7.Шейнов В.П. Искусство управлять людьми./ Шейнов В.П./ – М.: АСТ, 2006. – 511 с.
8.Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. /Доценко Е.Л/ СПб: Речь, 2003. – 304 с.
9.Карпов А.В. Психология менеджмента / Карпов А.В/ учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2005. — 584 с.
10.Куртиков Н.А. Психология и социология управления /.Куртиков Н.А/. учеб. пособие, М.: «Книжный мир», 2007. – 347 с.
11.Аминов И.И. Психология делового общения./ Аминов И.И./ - М.: ЮНИТИ, 2007. - С. 44-63
12.Карпов А.В. Психология менеджмента. /Карпов А.В /- М.: Гардарики, 2006. - С. 38-44
13.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. /Климов Е.А./ - М.: Академия, 2004. - С. 201-215