МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный университет
им. Лобачевского»
Факультет
социальных наук
Специальность
030301.65 «Психология»
Реферат
Дисциплина: Психология
личности
Тема :Абрахам Маслоу
Выполнил
студент
3 курса 14 группы
Е. А.
Преподаватель
.
Нижний
Новгород, 2014
Оглавление
1.
1.Биография
А.Маслоу
Абрахам Харольд Маслоу родился в Бруклине,
Нью-Йорк, в 1908 году. Он был сыном необразованных
родителей-евреев, эмигрировавших из России.
Родители очень хотели, чтобы он получил
образование, он был одинок и несчастен
почти все годы своего детства.Отношения
Маслоу с матерью были наполнены горечью
и враждебностью. Сильная ненависть Маслоу
к матери сохранялась до конца ее дней.
Мать Маслоу была очень религиозной женщиной
и часто угрожала сыну, что Бог накажет
его за малейшие проступки. В результате
Маслоу научился ненавидеть религию и
сомневаться в Боге. Отец внушил ему, что
он уродлив и глуп. Позже Маслоу примирился
с отцом и часто говорил о нем с любовью.
Однако он никогда не простил матери того,
как она обращалась с ним.Первоначально,
поступая в колледж, Маслоу собирался
изучать закон но он перебрался в Университет
Висконсина, где закончил официальный
академический курс по психологии, получив
степень бакалавра в 1930 году, магистра
гуманитарных наук в 1931 году и доктора
в 1934 году.. Докторская диссертация Маслоу
была посвящена исследованию полового
и доминантного поведения в колонии обезьян!После
получения докторской степени Маслоу
возвратился в Нью-Йорк , где познакомился
с элитой европейских интеллектуалов,
которые были вынуждены спасаться от Гитлера(Эрих
Фромм, Альфред Адлер, Карен Хорни, Рут
Бенедикт и Макс Вертгеймер.)В 1951 году
Маслоу был назначен заведующим кафедры
психологии в Университете Брандеис, он
оставался на этом посту до 1961 года, а затем
был там профессором психологии. В 1969 году
он ушел из Брандеис и стал работать в
Благотворительном фонже Калифорния.
Но в 1970 году в возрасте 62 лет Маслоу умер
от сердечного приступа.
2. Основные
принципы гуманистической психологии.
Термин гуманистическая психология был
придуман группой персонологов, которые
в начале 1960-х годов под руководством Маслоу
объединились с целью создания теоретической
альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным
течениям в психологии – психоанализу
и бихевиоризму. Гуманистическая психология
глубоко уходит корнями в экзистенциальную
философию, разработанную такими европейскими
мыслителями и писателями, как Серен Кьеркегор
Карл Ясперс Мартин Хайдеггер и Жан-Поль
Сартр Некоторые выдающиеся психологи
также оказали влияние на развитие гуманистического
подхода к личности. Наиболее известными
среди них являются Эрих Фромм, Гордон
Олпорт, Карл Роджерс, Виктор Франкл и
Ролло Мей.
Экзистенциалисты полагают, что каждый
из нас живет как "сущий-в-мире", осознанно
и болезненно постигая наше существование
и конечное несуществование (смерть). Мы
не существуем вне мира, и мир не имеет
значения без нас, живущих в нем. Отвергая
понятие, что человек является продуктом
либо наследственных факторов, либо влияния
окружающей среды экзистенциалисты подчеркивают
идею о том, что в конце концов каждый из
нас ответствен за то, кто мы и чем становимся.
Только сами люди, брошенные в водоворот
жизни в данный момент времени и в данном
месте, ответственны за выбор, который
они делают. Наиболее важная концепция,
которую гуманистические психологи извлекли
из экзистенциализма, – это концепция
становления. Человек никогда не бывает
статичен, он всегда находится в процессе
становления.
3. Гуманистическая теория
личности А.Маслоу
В различных теоретических трудах Маслоу
выдвигал свою интерпретацию того, что
составляет гуманистическую теорию личности.
Индивид как единое целое. Одним из наиболее
фундаментальных тезисов, лежащих в основе
гуманистической позиции Маслоу, является
то, что каждого человека нужно изучать
как единое, уникальное, организованное
целое. В теории Маслоу мотивация влияет
на человека в целом, а не только на отдельные
части его организма.
Неуместность экспериментов на животных.
Сторонники гуманистической психологии
признают глубокие различия между поведением
человека и животных. Для них человек –
нечто большее, чем просто животное; Поэтому
изучение животных неприменимо для понимания
человека, так как при этом игнорируются
те характеристики, которые присущи только
человеку (например, идеалы, ценности,
мужество, зависть, вина), а также, что в
равной степени важно, те, которые он использует,
чтобы создавать поэзию, музыку, науку
и другие творения разума.
Внутренняя природа человечества.
Те, кто придерживается гуманистических
взглядов, утверждают, что природа человека
в сущности хороша или, по крайней мере,
нейтральна. Возможно, вы захотите оспорить
эту точку зрения, если во время вечерней
прогулки в парке на вас нападут грабители.
Однако, по Маслоу, разрушительные силы
в людях являются результатом фрустрации,
или неудовлетворенных основных потребностей,
а не каких-то врожденных пороков. Он полагал,
что от природы в каждом человеке заложены
потенциальные возможности для позитивного
роста и совершенствования. Именно такого
оптимистичного и возвышенного взгляда
на человечество Маслоу придерживался
всю жизнь.
Творческий потенциал человека. Маслоу
первым указал, что творчество является
наиболее универсальной характеристикой
людей, которых он изучал. Описывая ее
как неотъемлемое свойство природы человека,
он рассматривал творчество как черту,
присутствующую во всех людях от рождения.
По его мнению, так как способность к творчеству
заложена в каждом из нас, оно не требует
специальных талантов или способностей.
Акцент на психическом здоровье. Маслоу
решительно критиковал поглощенность
Фрейда изучением болезни, патологии и
плохой адаптации. Маслоу сконцентрировал
внимание на психически здоровом человеке
и понимании такого человека с иных позиций,
чем сравнение его с психически больным.
Он был убежден, что мы не можем понять
психическое заболевание, пока не поймем
психическое здоровье. Маслоу прямо заявлял,
что изучение увечных, недоразвитых и
нездоровых людей может дать в результате
только "увечную" психологию. Он решительно
настаивал на изучении самоактуализирующихся
психически здоровых людей в качестве
основы для более универсальной науки
психологии. Следовательно, гуманистическая
психология считает, что самоусовершенствование
является основной темой жизни человека
– темой, которую нельзя выявить, изучая
только людей с психическими нарушениями.
4.Мотивация:
иерархия потребностей
Вопрос о мотивации, возможно,
является наиболее важным во всей персонологии.
Маслоу полагал, что люди мотивированы
для поиска личных целей, и это делает
их жизнь значительной и осмысленной.
Действительно, мотивационные процессы
являются сердцевиной гуманистической
теории личности. Маслоу описал человека
как "желающее существо", который
редко достигает состояния полного, завершенного
удовлетворения. Полное отсутствие желаний
и потребностей, когда (и если) оно существует,
в лучшем случае недолговечно. Если одна
потребность удовлетворена, другая всплывает
на поверхность и направляет внимание
и усилия человека. Когда человек удовлетворяет
и ее, еще одна шумно требует удовлетворения.
Жизнь человека характеризуется тем, что
люди почти всегда чего-то желают.
Маслоу предположил, что все потребности
человека врожденные, или инстинктоидные,
и что они организованы в иерархическую
систему приоритета или доминирования.
На рис.( нарисуй сама)! схематически представлена
эта концепция иерархии потребностей
в мотивации человека. Потребности в порядке
их очередности:
1 .физиологические потребности;
потребности безопасности и защиты;
потребности принадлежности и любви;
потребности самоуважения;
5.потребности самоактуализации, или
потребности личного совершенствования.
В основе этой схемы лежит допущение,
что доминирующие потребности, расположенные
внизу, должны быть более или менее удовлетворены
до того, как человек может осознать наличие
и быть мотивированным потребностями,
расположенными вверху. Следовательно,
потребности одного типа должны быть удовлетворены
полностью прежде, чем другая, расположенная
выше, потребность проявится и станет
действующей.
Маслоу допускал, что могут быть исключения
из этого иерархического расположения
мотивов. Он признавал, что какие-то творческие
люди могут развивать и выражать свой
талант, несмотря на серьезные трудности
и социальные проблемы. Также есть люди,
чьи ценности и идеалы настолько сильны,
что они готовы скорее переносить голод
и жажду или даже умереть, чем отказаться
от них. Например, общественные и политические
активисты в Южной Африке, Балтийских
государствах и восточноевропейских странах
продолжают свою борьбу, несмотря на усталость,
тюремное наказание, физические лишения
и угрозу смерти.
Физиологические потребности
Самыми основными, сильными и неотложными
из всех человеческих потребностей являются
потребности, существенные для физического
выживания. В эту группу включаются потребности:
в пище, питье, кислороде, в физической
активности, сне, защите от экстремальных
температур и в сенсорной стимуляции.
Эти физиологические потребности непосредственно
касаются биологического выживания человека
и должны быть удовлетворены на каком-то
минимальном уровне прежде, чем любые
потребности более высокого уровня станут
актуальными. Иначе говоря, человек, которому
не удается удовлетворить эти основные
потребности, достаточно долго не будет
заинтересован в потребностях, занимающих
высшие уровни иерархии.
Конечно, социальное и физическое окружение
в американской культуре обеспечивает
удовлетворение первичных потребностей
для большинства людей. Однако, если у
человека одна из этих потребностей остается
неудовлетворенной, она очень быстро становится
настолько доминирующей, что все другие
потребности исчезают или отходят на задний
план. Хронически голодный человек вряд
ли стремится сочинять музыку, делать
карьеру или строить дивный новый мир.
Такой человек слишком занят поисками
хоть какой-то еды.
Потребности безопасности и защиты
Когда физиологические потребности в
достаточной мере удовлетворены, для человека
приобретают значение другие потребности,
часто называемые потребностями безопасности
и защиты. Сюда включены потребности: в
организации, стабильности, в законе и
порядке, в предсказуемости событий и
в свободе от таких угрожающих сил, как
болезнь, страх и хаос. Таким образом, эти
потребности отражают заинтересованность
в долговременном выживании.
Маслоу предположил, что проявление потребностей
безопасности и защиты проще всего наблюдать
у младенцев и маленьких детей ввиду их
относительной беспомощности и зависимости
от взрослых. Младенцы, например, демонстрируют
реакцию испуга, если их неожиданно уронят
или испугают громким шумом или вспышкой
света. Проявление потребности безопасности
так же очевидно, когда дети заболевают.
Другой показатель потребности в безопасности
– предпочтение ребенком определенного
рода зависимости, стабильного распорядка.
По Маслоу, маленькие дети наиболее эффективно
функционируют в семье, где, по крайней
мере до определенной степени, установлены
четкий режим и дисциплина. Если данные
элементы отсутствуют в окружении, ребенок
не чувствует себя в безопасности, он становится
тревожным, недоверчивым и начинает выискивать
более стабильные жизненные территории.
Маслоу далее замечал, что родители, которые
воспитывают детей, ничем не ограничивая
и все разрешая, не удовлетворяют их потребность
в безопасности и защите. Если от ребенка
не требуют, чтобы он ложился спать в определенное
время или ел через какие-то регулярные
промежутки времени, это только вызовет
замешательство и испуг. В этом случае
у ребенка не будет в окружении ничего
стабильного, от чего можно зависеть. Маслоу
рассматривал родительские ссоры, случаи
физического оскорбления, разлуку, развод
и смерть в семье в качестве моментов,
особенно вредных для благополучия ребенка.
Эти факторы делают его окружение нестабильным,
непредсказуемым и, следовательно, ненадежным.
Потребности принадлежности и любви
Третий ряд в пирамиде Маслоу составляют
потребности принадлежности и любви. Эти
потребности начинают действовать, когда
физиологические потребности и потребности
безопасности и защиты удовлетворены.
На этом уровне люди стремятся устанавливать
отношения привязанности с другими, в
своей семье и/или в группе. Групповая
принадлежность становится доминирующей
целью для человека. Следовательно, человек
будет остро чувствовать муки одиночества,
общественного остракизма, отсутствия
дружбы и отверженности, особенно когда
они вызваны отсутствием друзей и любимых.
Студенты, которые учатся далеко от дома,
делаются жертвами потребности принадлежности,
страстно желая, чтобы их признали и приняли
в группе сверстников.