Затратные методы ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 18:27, лекция

Краткое описание

Установление уровня цен в условиях рынка состоит в нахождении такой цены, которая представляла бы собой оптимальный баланс между тем, что хотел бы заплатить за этот товар покупатель, и издержками фирмы при его изготовлении. В любом случае истинная функция издержек заключается в установлении нижнего предела для первоначальной цены на продукт, в то время как ценность этого продукта для потребителя определяет высший предел установления цены на него.

Файлы: 1 файл

лекции по ценообразованию.docx

— 95.99 Кб (Скачать)

Рассмотрим каждый из перечисленных  показателей подробно.

Коэффициент прямой эластичности спроса по цене (Ес) показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при изменении цены товара на 1%:

,

где:

относительное изменение  объемов спроса;

относительное изменение  цены.

Относительное изменение  цены показывает, насколько изменилась данная величина цены по отношению  к прежнему, среднему или настоящему значению этой величины.

Для удобства работы с этим коэффициентом часто рассматривают  его абсолютное значение.

Возможны  разные значения коэффициента:

Ес = 0 — спрос абсолютно нечувствителен к цене. При любом повышении или понижении цены спрос будет оставаться постоянным. Товары такого спроса называются абсолютно неэластичными;

Ес = ~ (бесконечности) — спрос на товар абсолютно эластичен. Любое сколь угодно малое изменение цены приводит к изменению спроса;

Ес = 1 - увеличение (уменьшение) цены товара на 1% приводит к уменьшению (увеличению) спроса на товар также на 1%. Такая эластичность называется единичной;

Ес > 1 — спрос на товар эластичен, поскольку увеличение (уменьшение) цены на товар на 1% приводит к снижению (росту) спроса более чем на 1%;

Ес < I — спрос неэластичен, поскольку увеличение (уменьшение) цены на товар на 1 % приводит к уменьшению (увеличению) спроса менее чем на 1%.

Эластичность  спроса по цене зависит от следующих факторов:

  • чем больше у товаров заменителей, тем больше эластичность спроса на данный товар;
  • чем уникальнее, индивидуальнее потребность, которую удовлетворяет товар, тем ниже эластичность;
  • чем более агрегированным (объединенным в большую группу подобных ему товаров) является товар, тем меньше эластичность спроса по цене;
  • чем более дефицитным является товар, тем ниже эластичность спроса на него;
  • с течением времени спрос становится более эластичным;
  • предприятию выгодно, чтобы в краткосрочном периоде времени спрос был более эластичным, а в долгосрочном — менее эластичным, поскольку это дает возможность эффективного манипулирования ценами;
  • при повышении цены на товар в условиях неэластичного спроса на него прибыль предприятия увеличивается;
  • при снижении цены на товар в условиях эластичного спроса на него прибыль предприятия повышается.

Коэффициент эластичности спроса по доходу (Ед) показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при увеличении (уменьшении) доходов потребителей на 1%:

,

где До - относительное изменение доходов потребителей, а относительное изменение объемов спроса.

Анализ эластичности спроса по доходам не менее важен, чем анализ эластичности спроса по цене, поскольку он:

  • дает предприятию важную информацию относительно роста или снижения платежеспособности потребителей;
  • позволяет группировать (сегментировать) потребителей по уровню доходов.

Поскольку рост доходов потребителей, как правило, сопровождается ростом спроса, коэффициент эластичности спроса по доходу имеет положительный знак.

Коэффициент перекрестной эластичности (Еаб) показывает, на сколько процентов изменился спрос на данный товар при изменении цены на другой товар на 1%:

,

где;

  • — относительное изменение объемов спроса на товар А;
  • относительное изменение цены на товар В.

Коэффициент Еаб может иметь как отрицательный, так и положительный знак в зависимости от таких видов товаров, как:

  • взаимодополняемые: для них перекрестная эластичность меньше нуля (Еаб < 0). Это значит, что с ростом цены на товар В объем спроса на товар А сокращается и наоборот;
  • взаимозаменяемые: для них перекрестная эластичность имеет положительное значение (Еаб > 0), т. е. при росте цены на товар Б спрос на товар А увеличивается;
  • нейтральные по отношению друг к другу: для них перекрестная эластичность равна нулю (Еаб = 0). Это значит, что рост цен на товар А не вызовет изменения спроса на товар В.

При использовании коэффициентов  эластичности спроса в практике ценообразования  предприятию приходится сталкиваться с определенными трудностями, поэтому рыночные методы ценообразования с применением этих коэффициентов популярны не всегда:

  • при использовании показателей эластичности спроса по цене и доходу не учитывается влияние большого количества других факторов, формирующих представление покупателей о ценности товара, так называемых факторов вкусов и предпочтений потребителей, поскольку эти факторы, как правило, не имеют количественного выражения. Среди таких факторов можно выделить, например, приверженность потребителей к определенной марке товара и традиции потребления продукции;
  • зачастую сложно собрать информацию, позволяющую надежно оценить спрос и его эластичность;
  • методы ценообразования по критерию эластичности неприемлемы по товарам-новинкам, в отношении которых у потребителей не сформировались вкусы, предпочтения и традиции потребления;
  • влияние затрат производства смещается на второй план, главное, чтобы цена не опускалась ниже уровня этих затрат. Цена на один и тот же товар, произведенный с одними и теми же издержками, может существенно варьироваться в зависимости от текущего значения эластичности.

Положительным моментом использования критерия эластичности является возможность экспериментирования с ценами, обеспечения гибкости, мобильности ценообразования, увеличения скорости реакции на изменение положения на рынке, чего не могут обеспечить затратные методы ценообразования.

3. Помимо ценообразования с использованием коэффициентов эластичности к рыночным методам ценообразования относят метод текущих цен (метод с ориентацией цены на конкурентов). Предприятие устанавливает цены на свои товары так, как это делают другие предприятия, и старается при этом в большей степени контролировать свои издержки. Данный метод ценообразования распространен на олигополистических рынках, а также на рынках, где наблюдается жесткая конкуренция среди продавцов или производителей однородной продукции.

Данный  метод подразделяется на несколько  групп подметодов:

  • следования за ценами:
  • рыночными (установление цены чуть ниже уровня цен конкурентов);
  • за ценами лидера на рынке;
  • определения престижных цен.

Под престижным ценообразованием как одной из его разновидностей понимается также установление цен на продаваемые товары на высоком уровне по сравнению с конкурентами с использованием имиджа товарной марки (бренда).

4. Метод тендерного ценообразования используется в отраслях, где несколько компаний ведут серьезную конкуренцию за получение определенного контракта. При определении тендера исходят прежде всего из цен, которые могут назначить конкуренты, и цена определяется на более низком по сравнению с ними уровне.

Однако, если товар обладает какими-то качествами, отличающими его от товаров-конкурентов, или воспринимается покупателями как другой товар, цену на него можно назначать гибко, не обращая внимания на цены конкурентов.

Методика ценообразования  на торгах предполагает ситуацию, когда большое количество покупателей стремится купить товар у ограниченного числа продавцов или наоборот — когда большое число продавцов стремится продать товар одному или ограниченному числу покупателей. Цена на товар определяется один раз в присутствии обеих сторон.

5. К рыночным методам формирования цены относится также метод определения цен, ориентированный на нахождение равновесия между издержками производства и состоянием рынка.

Рассмотрим  алгоритм данного метода ценообразования:

  • исходя из мощности фирмы определяется план по объему продаж, в соответствии с которым рассчитываются издержки производства. Для принятия правильного решения по ценам следует определить как можно подробнее структуру издержек (постоянных и переменных), поскольку эта информация может быть использована для калькулирования на базе переменных издержек, которые являются важным инструментом при принятии решения по уровню цены;
  • на основе изучения спроса, уровня и соотношения цен на выпускаемые фирмой и конкурентами аналогичные виды продукции определяется планируемая цена и соответствующая ей прибыль, которая начнет формироваться только после возмещения постоянных издержек;
  • на основе функции спроса прорабатываются различные тактики продаж путем анализа различных комбинаций "цена — объем продаж", и выбирается та из них, которая обеспечивает маржинальную прибыль (разницу между выручкой и переменными издержками). При этом надо быть уверенным, что намечаемые объемы продаж при различных ценах будут соответствовать реальным условиям. На этой стадии выбор цены является предварительным, так как при расчете объемов продаж надо принимать во внимание действия конкурентов и реальную емкость рынка;
  • производится оценка прочности позиций товара и репутации фирмы на рынке по сравнению с конкурентами, а также оценка конкурентоспособности данной продукции по технико-экономическим параметрам изделия с помощью параметрических методов (см. вопрос "Характеристика параметрических методов ценообразования"). Определяется также, насколько уровень цены, исчисленной на базе издержек производства, вписывается в шкалу рыночных цен на аналогичные изделия (выше или ниже с учетом реальных параметров);
  • определяется так называемая цена безразличия, то есть цена, при которой покупателю будет безразлично, какой товар приобрести: данный или товар-конкурент. Это осуществляется с помощью установленного уровня надбавки (или скидки) к цене, которая будет точно соответствовать разнице в оценке параметров данного изделия по сравнению с конкурентными моделями;
  • установленную с учетом описанного алгоритма цену следует скорректировать в соответствии с требованиями по обеспечению заданного уровня прибыли и сложившейся ситуации на рынке. Возможно, придется проработать различные комбинации "цена — объем продаж", но обязательно с учетом конкурентных факторов, выявленных на предыдущих этапах. После, этого выбирается комбинация, вписывающаяся в шкалу рыночных цен, соответствующая положению фирмы на рынке и обеспечивающая максимальную в данных условиях прибыль. При этом следует уделить особое внимание ответу на вопрос о возможных действиях конкурентов.

Одновременно необходимо иметь в виду, что производитель  должен обеспечить определенное соотношение  цен не только по отношению к продукции  конкурентов, но и к другим изделиям данной фирмы. Необходимо на каждую из моделей ассортимента установить свою цену с учетом того, что покупатели подразделяются на группы в зависимости  от уровня их требований, а каждый сегмент  рынка имеет свою уникальную эластичность спроса.

6. Таким образом, при установлении цен в рамках товарного ассортимента необходимо произвести определение ценовых линий, связанных с продажей товара в диапазоне цен, где каждая цена отражает определенный уровень качества различных моделей одного и того же вида и назначения изделия. Многие виды изделий традиционно имеют шкалы цен, к которым приспосабливаются производители и продавцы. Разрабатывая новый товар, предприятие должно решить, к какой категории будет принадлежать товар-новинка.

При разработке ценовой линии следует  учитывать следующие правила:

  • цены должны быть достаточно отделены друг от друга, чтобы потребители осознавали качественные различия между моделями; в противном случае нижнее значение цены они будут воспринимать как самое подходящее для себя и исходить из того, что между моделями нет различий;
  • в верхнем диапазоне цен должна быть большая дифференциация, поскольку потребительский спрос при высокой цене менее эластичен;
  • соотношение цен между разновидностями товара должно сохраняться при изменении издержек для того, чтобы сохранялись установленные различия.

Ценовые линии создают  преимущества как для производителей, участников каналов товародвижения, так и для потребителей. Продавцы могут предлагать набор товаров, привлекая различные сегменты рынка, предлагать потребителям более дорогие  модели в рамках сложившегося диапазона  цен, контролировать запасы с помощью  цен, нейтрализовать поведение конкурентов, предлагая модели по всему диапазону  цен, и тем самым увеличивать  общий объем реализации. Потребители  при этом получают ассортимент товаров, из которого они могут выбирать нужные изделия, сравнивая определенные модели в пределах желательного диапазона цен.

7. Параметрические (эконометрические) методы ценообразования

Предприятия часто выпускают  такую продукцию, каждая последующая  модификация которой не заменяет и не отменяет предыдущую модель, а  дополняет ее.

Под параметрическим рядом понимается совокупность конструктивно и (или) технологически однородных изделий, предназначенных для выполнения одних и тех же функций и отличающихся друг от друга значениями основных технико-экономических параметров в соответствии с выполняемыми производственными операциями.

Анализ производственных затрат позволяет установить, что  нормы расхода материальных и  трудовых ресурсов, как правило, изменяются при корректировке технико-экономических  параметров.

В связи с этим создается  возможность распространять эту  зависимость и на ценностные соотношения.

Существует ряд методов  установления цен на новую продукцию в зависимости от уровня ее потребительских свойств с учетом нормативов затрат на единицу параметра. Такие методы получили название нормативно-параметрических.

К данной группе методов ценообразования  можно отнести методы:

  • удельных показателей;
  • регрессионного анализа;
  • агрегатный;
  • балловый.

Метод удельных показателей используется для определения и анализа цен небольших групп продукции, характеризующейся наличием одного основного параметра, величина которого в значительной мере определяет общий уровень цены изделия. При данном методе первоначально рассчитывается удельная цена:

,

где:

  • Цб – цена базисного изделия;
  • Пб – величина параметра базисного изделия;

Затем рассчитывается цена нового изделия Цн:

,

где Пн — значение основного параметра нового изделия в соответствующих единицах измерения.

Данный метод можно  применять для обоснования уровня и соотношений цен небольших  параметрических групп продукции, имеющих несложную конструкцию  и характеризующихся одним параметром. Он крайне несовершенен, поскольку  не учитывает все другие потребительские  свойства изделия, альтернативные способы  использования продукции, а также  полностью игнорирует спрос и  предложение.

Метод регрессионного анализа применяется для определения зависимости изменения цены от изменения технико-экономических параметров продукции, относящейся к данному ряду, построения и выравнивания ценностных соотношений:

Ц=f(X1, X2,…,Xn),

Где Х1,2,…,n – параметры изделия.

Количественная зависимость  между изменениями результативного (Ц) и факторных (X) признаков находится  на основе метода регрессионного анализа. При этом могут быть получены различные уравнения регрессии:

  • линейное: ;
  • степенное: ;
  • параболическое:

Информация о работе Затратные методы ценообразования