Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:03, реферат
В практике работа предприятий, объединений, организаций, а также при учете, калькулировании и ценообразовании определяются различные виды и формы себестоимости в зависимости от следующих признаков:
1) по видам - по объему учитываемых затрат на предприятии;
2) по видам - по масштабам производства продукции;
3) по формам - по времени действия.
При этой системе фирма руководствуется тем, что нынешний перерасход или экономия обязательно обернуться уменьшением или увеличением прибыли от реализации, поэтому она сразу же списывает суммы отклонений на финансовые результаты с показом причин и виновников отклонений. Здесь важна оперативность, быстрота выявления причин и виновников для немедленного принятия мер по недопущению неблагоприятных отклонений в будущем.
Использование стандарт-коста имеет большой потенциал и с точки зрения ценообразования. Цены, определенные на базе прогрессивных или же «идеальных» стандартов, с одной стороны, ориентируют предприятия на снижение затрат, дают возможность определить, что именно необходимо для этого сделать. С другой стороны, такие цены вероятнее всего будут конкурентоспособны на рынке, так как отражают не только индивидуальные особенности предприятия, но и общественно приемлемый уровень эффективности производства.
Наряду с использованием учета затрат и калькулирования себестоимости по полной номенклатуре калькуляционных статей на Западе широко применяется учет затрат и калькулирование сокращенной себестоимости. В США этот метод назван методом директ-костинг (директ-кост) или калькулирование по прямым затратам. Суть его сводиться к раздельному учету переменных и постоянных затрат.
Главной особенностью директ-костинга, основанного на классификациирасходов на постоянные и переменные, является то, что себестоимость продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собирают на отдельном счете и с заданной периодичностью списываются непосредственно на дебет счета «Прибыли и убытки».
Постоянные расходы не включают в расчет себестоимости изделий, а как расходы данного периода списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены. По переменным расходам оцениваются также остатки готовой продукции на складах на начало и конец года и незавершенное производство. Таким образом фактическая себестоимость продукции учитывается на уровне только переменных расходов, постоянные затраты в себестоимость не включаются, а списываются на финансовые результаты в уменьшение валовой прибыли.
В различных капиталистических странах директ-кост обозначает по-разному. В Великобритании калькулирование сокращенной себестоимости получило название маржинал-костинг или учет маржинальных затрат, в Германии- учетом частичных или граничных маржинальных затрат, во Франции маржинальным учетом и т.д. Маржинал-кост это приростные затраты, т.е. дополнительные затраты на каждую новую производственную единицу продукции. Практически же, это метод калькулирования себестоимости по временным затратам.
Метод учета директ-кост может быть представлен при помощи следующей схемы:
(в тыс. долларов)
Величина М, т.е. сумма постоянных затрат и прибыли за рубежом называется по-разному: валовой прибылью, добавленной стоимостью, сумой покрытия или маржинальным доходом.
Как видно из приведенной схемы, сумма покрытия представляет собой своего рода валовую прибыль-прибыль брутто. После списания постоянных затрат в уменьшение валовой прибыли получают чистую прибыль-прибыль нетто.
При методе директ-кост валовая прибыль (сумма покрытия) играет весьма активную роль, сигнализируя об общем уровне рентабельности всей продукции, а также о рентабельности отдельных изделий, так как условно-переменные расходы в своей подавляющей части являются прямыми затратами, непосредственно относимыми на себестоимость конкретных типов продукции, а условно-постоянные расходы относятся к исключительно косвенным затратам, слабо связанным с производством определенной продукции это, прежде всего, расходы по содержанию зданий, сооружений, их освещению, отоплению и т.п., административно-управленческие расходы, почтово-телеграфные, представительские расходы и т.п.. Следовательно, чем выше разница между продажной ценой изделия и суммой прямых затрат, списанных на его себестоимость, тем выше сумма его покрытия и, следовательно, выше его рентабельности. Поэтому суть дела заключается не в уровне условно-переменных затрат, а в уровне рентабельности. Не случайно в западногерманском производственном учете для обозначения метода директ-кост используется также термин «учет суммы покрытия».
Важной особенностью директ-костинга является то, что благодаря ему можно изучать взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства, затратами (себестоимостью) и прибылью.
Используя методы корреляционного и регрессивного анализа, математической статистики и др. методы можно определять формы зависимости затрат от объема производства или использования производственных мощностей, получить информацию о прибыльности или убыточности производства в зависимости от его объема, рассчитывать точку объема производства прогнозировать поведение себестоимости или отдельных расходов в зависимости от объема производства или его мощности.
Основное преимущество методов калькулирования сокращенной себестоимости состоит не в уменьшении числа учитываемых и контролируемых статей себестоимости, что позволяет оперативно воздействовать на издержки производства в сторону их снижения (хотя это важно), а в возможности выявления наиболее выгодных видов продукции. При замене одного изделия другим, а также при изменении в определенных пределах масштабов производства косвенные и условно-постоянные затраты остаются относительно стабильными, что позволяет производить более выгодную, рентабельную продукцию.
Директ-костинг позволяет заострить внимание на изменение маржинального дохода как по предприятию в целом, так и по различным изделиям, так как разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных расходов на себестоимость конкретных изделий. Система обеспечивает возможность быстро переориентировать производство в ответ на меняющиеся условия рынка.
Использование систем калькулирования сокращенной себестоимости- это рыночный метод управления затратами, элемент маркетинга. Цель его применения заключается в нахождении оптимального варианта загрузки производственных мощностей, получения максимальной прибыли. Выявляются изделия, приносящие предприятию больший вклад в валовую прибыль. При наличии свободного рынка в стране предприятие тогда сможет так изменить программу производства, чтобы более рентабельные изделия заменили менее прибыльные и убыточные.
Следует также учитывать, что с
помощью этого метода можно не
только выявить соотношения между
объемом продаж, издержками и прибылью,
но и увидеть как постоянные затраты
перебрасываются с одного изделия
на другое, лишь бы только была покрыта
их общая сумма в связи с
различной эластичностью
Все эти преимущества директ-коста по сравнению с учетом по полной себестоимости способствовали росту его популярности и распространению на зарубежных предприятиях.
В Казахстане, как и во всех государствах
СНГ, рыночные отношения находятся
в фазе становления. До сих пор
в нашей стране на предприятиях применялся
и применяется только учет полной
себестоимости с распределением
накладных расходов между изделиями,
который был оправдан в условиях
централизованного
Методы параметрического калькулирования:
В условиях научно-технического прогресса, когда ежегодно осваиваются тысячи новых наименований изделий, весьма важно контролировать формирование себестоимости будущего продукта уже с момента его конструкторской разработки и технологической подготовки к производству. Одним из методов такого контроля является лимитная калькуляция. Она служит для ориентиров, которые в форме цены, прибыли и себестоимости должны быть установлены перед разработкой новых изделий, а также для экономической ориентации и контроля в течение разработки новых изделий и их передачи в производство.
Такая калькуляция широко применяется
в зарубежной практике и используется
у нас в проектной практике,
на отечественных малых
Как известно, перед разработкой
нового изделия задаются основные параметры
и требования, которым это изделие
должно удовлетворять. Как потребительная
стоимость будущее изделие
(Лимит цены – лимит прибыли) / лимит себестоимости
В свою очередь, лимит себестоимости подразделяется на ряд частных лимитов: лимит по сырью и материалам; лимит по основной зарплате производственных рабочих; лимит по расходам на содержание и эксплуатацию оборудования и т.д. При установлении лимитов исходят на наилучших достижений как в стране, так и зарубежом в экономии материальных, трудовых и денежных ресурсов.
\разработка лимитов начинается с калькулирования оптовой цены, уровень которой стимулировал бы, с одной стороны, производителя изготовлять данную продукцию, а покупателя, с другой стороны, приобретать и испольтзовать ее. Поэтому продукция должна быть рентабельной и обеспечивать производителю необходимую массу прибыли. В то же время продукция по своим потребительским качествам должна не уступать и даже превосходить однотипную продукцию, выпускаемую другими предприятиями и предлагаемую на рынке сбыта, и вместе с тем обладать меньшей ценой.
Улучшение ряда технических параметров изделия обычно возрастает, но задача заключается в том, чтобы затраты не росли в большой или по крайней мере, в той же степени, что и качество продукции. Идеальным является тот случай, когда рост затрат отстает от роста качества продукции. Вместе с тем общее увеличение затрат, связанных с повышением качества продукции, приводит к росту себестоимости, а также к увеличению оптовой цены на изделие. Однако, во всяком случае, оптовая цена должна обеспечить экономический эффект как производителю, так и потребителю.
Информация о работе Виды и формы себестоимости, используемые в отечественной и зарубежной практике