Виды и формы себестоимости, используемые в отечественной и зарубежной практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:03, реферат

Краткое описание

В практике работа предприятий, объединений, организаций, а также при учете, калькулировании и ценообразовании определяются различные виды и формы себестоимости в зависимости от следующих признаков:
1) по видам - по объему учитываемых затрат на предприятии;
2) по видам - по масштабам производства продукции;
3) по формам - по времени действия.

Файлы: 1 файл

Виды и формы себестоимости.docx

— 31.96 Кб (Скачать)

При этой системе фирма руководствуется  тем, что нынешний перерасход или  экономия обязательно обернуться уменьшением  или увеличением прибыли от реализации, поэтому она сразу же списывает суммы отклонений на финансовые результаты с показом причин и виновников отклонений. Здесь важна оперативность, быстрота выявления причин и виновников для немедленного принятия мер по недопущению неблагоприятных отклонений в будущем.

Использование стандарт-коста имеет большой потенциал и с точки зрения ценообразования. Цены, определенные на базе прогрессивных или же «идеальных» стандартов, с одной стороны, ориентируют предприятия на снижение затрат, дают возможность определить, что именно необходимо для этого сделать. С другой стороны, такие цены вероятнее всего будут конкурентоспособны на рынке, так как отражают не только индивидуальные особенности предприятия, но и общественно приемлемый уровень эффективности производства.

Наряду с использованием учета  затрат и калькулирования себестоимости по полной номенклатуре калькуляционных статей на Западе широко применяется учет затрат и калькулирование сокращенной себестоимости. В США этот метод назван методом директ-костинг (директ-кост) или калькулирование по прямым затратам. Суть его сводиться к раздельному учету переменных и постоянных затрат.

Главной особенностью директ-костинга, основанного на классификациирасходов на постоянные и переменные, является то, что себестоимость продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собирают на отдельном счете и с заданной периодичностью списываются непосредственно на дебет счета «Прибыли и убытки».

Постоянные расходы не включают в расчет себестоимости изделий, а как расходы данного периода  списывают с полученной прибыли  в течение того периода, в котором  они были произведены. По переменным расходам оцениваются также остатки  готовой продукции на складах  на начало и конец года и незавершенное производство. Таким образом фактическая себестоимость продукции учитывается на уровне только переменных расходов, постоянные затраты в себестоимость не включаются, а списываются на финансовые результаты в уменьшение валовой прибыли.

В различных капиталистических  странах директ-кост обозначает по-разному. В Великобритании калькулирование сокращенной себестоимости получило название маржинал-костинг или учет маржинальных затрат, в Германии- учетом частичных или граничных маржинальных затрат, во Франции маржинальным учетом и т.д. Маржинал-кост это приростные затраты, т.е. дополнительные затраты на каждую новую производственную единицу продукции. Практически же, это метод калькулирования себестоимости по временным затратам.

Метод учета директ-кост может быть представлен при помощи следующей схемы:

(в тыс. долларов)

  1. Выручка от реализации продукции - (В)                                   -1200
  2. Переменные затраты (материалы, заробатная плата, переменная часть косвенных расходов) - (ПЗ)                                                        -800
  3. Сумма покрытия или маржинальный доход - (М)                   -400
  4. Постоянные расходы - (ПР)                                                       -300
  5. Чистая прибыль - (П)                                                                  -100          

 Величина М, т.е. сумма  постоянных затрат и прибыли за рубежом называется по-разному: валовой прибылью, добавленной стоимостью, сумой покрытия или маржинальным доходом.

Как видно из приведенной схемы, сумма покрытия представляет собой  своего рода валовую прибыль-прибыль  брутто. После списания постоянных затрат в уменьшение валовой прибыли  получают чистую прибыль-прибыль нетто.

При методе директ-кост валовая прибыль (сумма покрытия) играет весьма активную роль, сигнализируя об общем уровне рентабельности всей продукции, а также о рентабельности отдельных изделий, так как условно-переменные расходы в своей подавляющей части являются прямыми затратами, непосредственно относимыми на себестоимость конкретных типов продукции, а условно-постоянные расходы относятся к исключительно косвенным затратам, слабо связанным с производством определенной продукции это, прежде всего, расходы по содержанию зданий, сооружений, их освещению, отоплению и т.п., административно-управленческие расходы, почтово-телеграфные, представительские расходы и т.п.. Следовательно, чем выше разница между продажной ценой изделия и суммой прямых затрат, списанных на его себестоимость, тем выше сумма его покрытия и, следовательно, выше его рентабельности. Поэтому суть дела заключается не в уровне условно-переменных затрат, а в уровне рентабельности. Не случайно в западногерманском производственном учете для обозначения метода директ-кост используется также термин «учет суммы покрытия».

Важной особенностью директ-костинга является то, что благодаря ему можно изучать взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства, затратами (себестоимостью) и прибылью.

Используя методы корреляционного  и регрессивного анализа, математической статистики и др. методы можно определять формы зависимости затрат от объема производства или использования  производственных мощностей, получить информацию о прибыльности или убыточности  производства в зависимости от его  объема, рассчитывать точку объема производства прогнозировать поведение  себестоимости или отдельных  расходов в зависимости от объема производства или его мощности.

Основное преимущество методов  калькулирования сокращенной себестоимости состоит не в уменьшении числа учитываемых и контролируемых статей себестоимости, что позволяет оперативно воздействовать на издержки производства в сторону их снижения (хотя это важно), а в возможности выявления наиболее выгодных видов продукции. При замене одного изделия другим, а также при изменении в определенных пределах масштабов производства косвенные и условно-постоянные затраты остаются относительно стабильными, что позволяет производить более выгодную, рентабельную продукцию.

Директ-костинг позволяет заострить внимание на изменение маржинального дохода как по предприятию в целом, так и по различным изделиям, так как разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных расходов на себестоимость конкретных изделий. Система обеспечивает возможность быстро переориентировать производство в ответ на меняющиеся условия рынка.

Использование систем калькулирования сокращенной себестоимости- это рыночный метод управления затратами, элемент маркетинга. Цель его применения заключается в нахождении оптимального варианта загрузки производственных мощностей, получения максимальной прибыли. Выявляются изделия, приносящие предприятию больший вклад в валовую прибыль. При наличии свободного рынка в стране предприятие тогда сможет так изменить программу производства, чтобы более рентабельные изделия заменили менее прибыльные и убыточные.

Следует также учитывать, что с  помощью этого метода можно не только выявить соотношения между  объемом продаж, издержками и прибылью, но и увидеть как постоянные затраты  перебрасываются с одного изделия  на другое, лишь бы только была покрыта  их общая сумма в связи с  различной эластичностью спроса. Это позволяет использовать его  в качестве орудия в жесткой конкурентной борьбе, в том числе с использованием демпинга, т.е. продажи товаров по заведано заниженным ценам, включающим только переменные  затраты.

Все эти преимущества директ-коста по сравнению с учетом по полной себестоимости способствовали росту его популярности и распространению на зарубежных предприятиях.

В Казахстане, как и во всех государствах СНГ, рыночные отношения находятся  в фазе становления. До сих пор  в нашей стране на предприятиях применялся и применяется только учет полной себестоимости с распределением накладных расходов между изделиями, который был оправдан в условиях централизованного государственного ценообразования. По мере обособления  предприятий с различной формой собственности, развития процессов  приватизации государственных предприятий, включения механизмов свободного ценообразования, развития других сторон рыночной экономики  появится, и постепенно будет возрастать потребность в директ-костинге.

Методы параметрического калькулирования:

  1. Метод рациональной функции- нахождение рациональной функции одного существенного параметра и изменения затрат;
  2. Метод балловый- каждый технико-экономический параметр оценивается количеством баллов по специальным оценочным шкалам, затем исчисляется себестоимость одного балла для базового изделия, а себестоимость нового изделия определяется умножением себестоимости одного балла старого изделия на количество баллов, присвоенных новому продукту;
  3. Метод корреляционной связи – установление формлы зависимости себестоимости изделия от его технических параметров на основе корреляционного анализа данных об изменении себестоимости при изменении потребительских свойств;
  4. Агрегатный метод- получение себестоимости путем суммирования нормативной себестоимости его отдельных конструктивных частей или узлов ( он характерен для отраслей машиностроения, в особенности приборостроения).

В условиях научно-технического прогресса, когда ежегодно осваиваются тысячи новых наименований изделий, весьма важно контролировать формирование себестоимости будущего продукта уже  с момента его конструкторской  разработки и технологической подготовки к производству. Одним из методов  такого контроля является лимитная калькуляция. Она служит для ориентиров, которые в форме цены, прибыли и себестоимости должны быть установлены перед разработкой новых изделий, а также для экономической ориентации и контроля в течение разработки новых изделий и их передачи в производство.

Такая калькуляция широко применяется  в зарубежной практике и используется у нас в проектной практике, на отечественных малых предприятиях и в кооперативах, не ведущих четкого  учета и тщательного калькулирования затрат.

Как известно, перед разработкой  нового изделия задаются основные параметры  и требования, которым это изделие  должно удовлетворять. Как потребительная стоимость будущее изделие должно обладать совокупностью потребительских  свойств, а именно производительностью, необходимым сроком службы, надежностью, удобством в использовании,  небольшим  весом, компактностью и т.д. Вместе с тем оно должно удовлетворять  и основным требованиям экономичности, т.е. отличаться умеренной ценой, низкой себестоимостью и достаточной рентабельностью. Поэтому в качестве ограничителей, лимитов устанавливается цена и  себестоимость и прибыль. Схема  лимитной калькуляции выглядит следующим  образом:

     (Лимит цены – лимит  прибыли) / лимит себестоимости

В свою очередь, лимит себестоимости  подразделяется на ряд частных лимитов: лимит по сырью и материалам; лимит по основной зарплате производственных рабочих; лимит по расходам на содержание и эксплуатацию оборудования и т.д. При установлении лимитов исходят на наилучших достижений как в стране, так и зарубежом в экономии материальных, трудовых и денежных ресурсов.

\разработка лимитов начинается с калькулирования оптовой цены, уровень которой стимулировал бы, с одной стороны, производителя изготовлять данную продукцию, а покупателя, с другой стороны, приобретать и испольтзовать ее. Поэтому продукция должна быть рентабельной и обеспечивать производителю необходимую массу прибыли. В то же время продукция по своим потребительским качествам должна не уступать и даже превосходить однотипную продукцию, выпускаемую другими предприятиями и предлагаемую на рынке сбыта, и вместе с тем обладать меньшей ценой.

Улучшение ряда технических параметров изделия обычно возрастает, но задача заключается в том, чтобы затраты не росли в большой или по крайней мере, в той же степени, что и качество продукции. Идеальным является тот случай, когда рост затрат отстает от роста качества продукции. Вместе с тем общее увеличение затрат, связанных с повышением качества продукции, приводит к росту себестоимости, а также к увеличению оптовой цены на изделие. Однако, во всяком случае, оптовая цена должна обеспечить экономический эффект как производителю, так и потребителю.

  

 


Информация о работе Виды и формы себестоимости, используемые в отечественной и зарубежной практике