Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 17:38, курсовая работа
Цель данной работы состоит в изучении и рассмотрении видов центров ответственности, а также особенностей учета затрат по центрам ответственности. В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:
Раскрыть роль центров ответственности в организации управленческого учета;
Изучить систему разработки смет (планов) при внутрифирменном расчете;
Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Роль центров ответственности в организации управленческого учета..............................................................................................................................5
Глава 2. Виды и классификация организации управленческого учета.................10
2.1. Организация управленческого учета по местам возникновения
затрат.......................................................................................................................10
2.2. Организация управленческого учета по сегментам бизнеса......................13
2.3. Организация управленческого учета по центрам ответственности..........14
Глава 3. Система разработки смет (планов) при внутрифирменном расчете........................................................................................................................20
Глава 4. Виды систем внутренней отчетности........................................................28
4.1. Система внутренней отчетности по центрам затрат...................................28
4.2. Система внутренней отчетности по сегментам бизнеса.............................31
4.3. Система внутренней отчетности по центрам ответственности.................34
Глава 5. Трансфертное ценообразование в системе внутренней отчетности..................................................................................................................37
5.1 Функции трансфертных цен...........................................................................37
5.2 Методы исчисления трансфертных цен........................................................38
Заключение.................................................................................................................42
Список литературы....................................................................................................43
4.2 .Системы внутренней отчетности по сегментам бизнеса
управленческий учет внутрифирменный смета
В 50–60-е гг. ХХ в. в экономически развитых странах протекали бурные процессы, создавались крупные и мультикрупные компании, которые завоевывали все новые отрасли в бизнесе; стремительно развивалась диверсификация производства; расширялась география компаний и создавались транснациональные компании. Под влиянием этих процессов сокращалась информационная емкость традиционной финансовой отчетности. Так, при слиянии компаний терялась информация, которая содержалась в финансовой отчетности ранее самостоятельных организаций. В традиционной финансовой отчетности не было информации процесса диверсификации, а, следовательно, возможности дать ему экономическую оценку и обеспечить за ним контроль. Наконец, ни сами компании, ни территориальные органы не располагали информацией, необходимой для оценки финансового состояния и перспектив развития территориально обособленных подразделений компаний. В результате разные группы пользователей финансовой отчетности, заинтересованные в точном понимании деятельности компании, не имели возможности получать данные, необходимые для прогноза будущей прибыли, сравнимости результатов, оценки риска капитальных вложений и т. п. При этом отсутствие необходимых сведений ощущали не только внешние, но и внутренние пользователи отчетности. В частности, трудно было оценить результаты деятельности конкретных менеджеров, отвечающих за определенные направления бизнеса или за деятельность территориально обособленных участков бизнеса. В результате как у внешних, так и у внутренних пользователей отчетности возникла потребность получать информацию по двум принципиально новым участкам бизнеса. Во-первых, по отраслевым сегментам бизнеса, под которыми понимают организационно различаемые части организации, каждая из которых задействована в производстве отдельного продукта (услуг) или группы родственных продуктов (услуг, предназначенных, главным образом, для реализации вне предприятия). Во-вторых, по территориальным (географическим) сегментам бизнеса, под которыми понимают организационно различаемые (обособленные) части организации, осуществляющие свои операции в отдельных странах или группах стран, внутри определенных географических регионов, выделяемых в зависимости от специфики деятельности данной организации. Выделение отраслевых и территориальных (географических) сегментов бизнеса и формирование по ним отчетности обусловлено острой потребностью в дополнительной информации, необходимой для принятия управленческих решений как внутренними, так и внешними потребителями. В результате отчетность сегментов является одновременно и внешней отчетностью, поскольку она должна быть включена в финансовый отчет организации, и внутренней отчетностью, поскольку она в значительной степени базируется на данных управленческого учета, а содержащаяся в ней информация используется для оценки сегментов и принятия внутрифирменных тактических и стратегических решений. Двойственный характер отчетности о сегментах обусловил, во-первых, необходимость ее централизованной регламентации; во- вторых, породил глубокие противоречия ее составления. Главным фактором, влияющим на информационную емкость отчетности, является принцип выделения сегментов.
Отчетность о сегментах должна содержать следующие показатели:
· объем продаж или иных поступлений (доходов) от основной деятельности в разрезе операций с внешними контрагентами организации и другими сегментами;
· результат деятельности сегмента;
· используемые активы сегмента (в абсолютном или относительном выражениях по отношению к этому же показателю организации в целом);
· принципы трансфертного ценообразования, применяемые во внутрипроизводственной кооперации между сегментами организации.
Кроме вышеперечисленных показателей, на практике как для внутренних целей организации, так и для его внешней финансовой отчетности, используются также показатели амортизации и капитальных вложений в отраслевой сегмент. Доходы сегмента – это поступления (выручка), непосредственно увязываемые с сегментом или соответствующей частью поступлений организации, которую можно распределить на объективной (разумной) основе на конкретный сегмент. Они включают как поступления от операций сегмента с внешними контрагентами, так и с другими сегментами той же организации. Расходы сегмента – это расходы, непосредственно увязываемые с сегментом, или соответствующая часть расходов организации, которую можно на объективной (разумной) основе распределить на конкретный сегмент.
Результат деятельности сегмента должен отражать меру рентабельности сегмента и быть равен разнице между доходами (поступлениями, выручкой) сегмента и его расходами. Рассмотрение отчетности отраслевых и географических сегментов позволяет сделать некоторые основные выводы:
· Несмотря на то, что отчетность о сегментах крупных диверсифицированных организаций входит в состав их внешней финансовой отчетности, показатели этой отчетности исчисляются на основе принципов внутренней отчетности центров ответственности. Это находит свое выражение в том, что отчетные показатели включают результаты от операций сегмента как с внешними контрагентами организации, так и с ее другими сегментами, т. е. внутренний оборот, оборот по внутренней кооперации. Во-вторых, для исчисления стоимостных показателей используются трансфертные цены. Данное обстоятельство позволяет использовать отчетность о сегментах непосредственно и для внешних, и для внутренних целей. Это дает возможность снизить трудоемкость учетно-расчетных работ. Однако необходимо отметить, что для целей внутрифирменного управления в отчетность о сегментах можно вводить и другие показатели.
· Составление отчетности о сегментах ведет к появлению в системе управленческого учета новых объектов: направлений деятельности организации, групп родственных продуктов или услуг, географических регионов, где предприятие осуществляет те или иные хозяйственные операции, в разрезе которых следует группировать данные о затратах, выручке (поступлениях), прибыли (доходах), активах и т. п., что ведет к увеличению объема учетных работ, а значит, и затрат на ведение учета и отчетности. Однако опыт использования отчетности о сегментах убеждает, что эффект отчетной информации для принятия управленческих решений намного превышает расходы на ее получение.
4.3. Системы внутренней отчетности по центрам ответственности
Учет по центрам ответственности:
• организуется на крупных предприятиях, действующих как единое целое;
• функционирует параллельно с традиционной системой бухгалтерского учета;
• может быть внедрен только при условии, что на предприятии четко определены сферы ответственности и конкретизирована ответственность менеджеров за статью затрат и поступлений.
Учет по центрам ответственности в системе внутрифирменного управления выполняет следующие функции:
• удовлетворение информационных потребностей внутрифирменного управления. Позволяет оперативно контролировать затраты и результаты на разных уровнях предприятия и оценивать деятельность менеджеров и подразделений по результатам первичного анализа; играет роль сигнальной системы в механизме управления;
• создание своего рода информационного противовеса той свободе действий, которая предоставлена менеджерам центров ответственности в целях обеспечения баланса на предприятии в целом.
Система учета по центрам ответственности организуется с учетом следующих основных принципов:
• определение контролируемых статей затрат и поступлений при условии, что менеджер должен отвечать только за те затраты и поступления, которые он может контролировать и на величину которых может оказывать воздействие;
• персонализация учетных документов, т.е. введение в состав реквизитов документа фамилии менеджера или работника, отвечающего за конкретные статьи затрат и поступлений;
• обязанность менеджера центра ответственности составлять сметы (бюджеты) на определенный период и представлять отчетность по фактическим затратам и результатам в разрезе смет (бюджетов).
Менеджер центра ответственности для выполнения своих функций с определенной периодичностью и в определенном объеме должен составлять отчетность о деятельности вверенного ему центра ответственности, чтобы иметь возможность на основании этой информации принимать соответствующие управленческие решения.
Внутренняя отчетность по центрам ответственности должна отвечать определенным требованиям:
• быть настолько оперативной, чтобы позволять оказывать влияние на динамику результатов деятельности центра ответственности;
• содержать информацию об отклонениях от плана и предоставлять возможность прямого доступа к этой информации для анализа отклонений;
• содержание отчетности должно соответствовать персональной - ответственности менеджера за принятие решений в конкретной области.
Конкретное содержание отчетности, специфика инструментов и методов, применяемых в системе учета и отчетности по центрам ответственности, зависят от того, каков статус данного центра ответственности.
Глава 5.Трансфертное ценообразование в системе внутренней отчетности
5.1 Функции трансфертных цен
Трансфертная цена (ТЦ) - это условная цена на продукцию (услуги) одного подразделения (центра) ответственности, передаваемую (продаваемые) другому подразделению (центру ответственности) того же предприятия. Обычно имеется в виду крупное централизованное предприятие с достаточно самостоятельными подразделениями, имеющими статус центров прибыли или центров инвестиций (иногда сюда также включают центры затрат). ТЦ понимается в более узком смысле, чем отечественные внутренние цены, как цены передачи промежуточной продукции (а также цены на услуги обслуживающих подразделений), и не включает в себя внутренних цен на покупные полуфабрикаты, цен, в которых оценивается объем изготовления нового оборудования, капитального ремонта, капитального строительства и др.
В случае, когда продукция (услуги) подразделения полностью потребляется внутри предприятия, величина ТЦ чисто учетная и не влияет на финансовое положение предприятия в целом. Проблема заключается в установлении «справедливой» цены, по которой будет составляться отчетность, чтобы результаты деятельности были правильно измерены и оценены.
Использование ТЦ в случаях, когда подразделения имеют право самостоятельно выходить со своей продукцией на внешних покупателей, сами определять объемы и цены реализации, заставляет совершенно полному взглянуть на природу и содержание ТЦ. Важно отметить, что в условиях, когда подразделения имеют свободу покупать и продавать на внешнем рынке, когда существуют незагруженные мощности, ТЦ перестает быть чисто учетным инструментом, обретает реальный экономический смысл и выражает отношения подразделений не только между собой, но и с предприятием в целом.
В идеале ТЦ должна содержать в себе информацию, которая заставляла бы менеджеров подразделений (центров ответственности) принимать оптимальные для всего предприятия решения. В качестве показателя оптимальности широко используется максимизируемый совокупный маржинальный доход организации. Принципиально задачу можно сформулировать следующим образом: свобода рыночных операций должна предоставляться подразделениям в рамках соблюдения ими ограниченных условий, которые представляют собой максимум суммарного маржинального дохода подразделений из всех возможных комбинаций внутренних и внешних продаж промежуточных продуктов. Другими словами, предприятие в целом должно максимум выиграть и минимум проигрывать на рыночных операциях подразделений. Именно этот критерий должен быть положен в основу оценки деятельности менеджеров подразделений.
5.2 Методы исчисления трансфертных цен
Существуют три основных метода определения конкретной величины ТЦ.
1. ТЦ, основанные на рыночных
ценах. Здесь используются
2. ТЦ, в основе которых лежат затраты (себестоимость):
• переменные затраты;
• полные затраты (переменные затраты + постоянные затраты);
• «себестоимость плюс», например, 120% полных затрат или 175% переменных затрат.
3. Договорные ТЦ.
При определении ТЦ широко распространен рыночный подход. Считается, что такой трансферт продуктов и услуг обычно ведет к оптимальным решениям, способствует достижению общекорпорационных целей. Использование рыночных цен в качестве трансфертных хорошо подходит к концепции центров прибыли и делает возможной оценку деятельности менеджеров и подразделений (центров), основанную на финансовых результатах.
Применение рыночных ТЦ ограничено рядом условий:
• наличием хорошо разработанного рынка промежуточных продуктов и услуг, аналогичных продукции и услугам подразделений данного предприятия;
• существованием устойчивых равновесных цен;
• достаточно высокой степенью децентрализации, когда подразделения свободны покупать и продавать как у себя, так и на стороне.
Существует общая формула, лежащая в основе расчета ТЦ между подразделениями предприятия со сложной организационной структурой: ТЦ должна быть равна сумме удельных переменных затрат трансфертных продуктов и удельного маржинального дохода, который теряется продающим подразделением в результате отказа от внешних продаж,
или ТЦ = переменная себестоимость на единицу продукта + маржинальный доход, потерянный на единицу продукта.
В принципе, эта формула универсальна. Она применима как при полной, так и при неполной загрузке мощностей. Однако трудность ее применения связана с наличием устойчивых рыночных цен, используемых в качестве базы для расчета потерянного маржинального дохода.
В дополнение к приведенной формуле существуют определенные принципы, которым необходимо следовать, когда рыночные цены используются в качестве трансфертных;
• покупающее подразделение (центр ответственности) должно покупать у себя до тех пор, пока продающее подразделение (центр ответственности) следует действующим внешним рыночным ценам и желает продавать у себя;
Информация о работе Трансфертное ценообразование в системе внутренней отчетности