Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 17:38, курсовая работа
Цель данной работы состоит в изучении и рассмотрении видов центров ответственности, а также особенностей учета затрат по центрам ответственности. В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:
Раскрыть роль центров ответственности в организации управленческого учета;
Изучить систему разработки смет (планов) при внутрифирменном расчете;
Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Роль центров ответственности в организации управленческого учета..............................................................................................................................5
Глава 2. Виды и классификация организации управленческого учета.................10
2.1. Организация управленческого учета по местам возникновения
затрат.......................................................................................................................10
2.2. Организация управленческого учета по сегментам бизнеса......................13
2.3. Организация управленческого учета по центрам ответственности..........14
Глава 3. Система разработки смет (планов) при внутрифирменном расчете........................................................................................................................20
Глава 4. Виды систем внутренней отчетности........................................................28
4.1. Система внутренней отчетности по центрам затрат...................................28
4.2. Система внутренней отчетности по сегментам бизнеса.............................31
4.3. Система внутренней отчетности по центрам ответственности.................34
Глава 5. Трансфертное ценообразование в системе внутренней отчетности..................................................................................................................37
5.1 Функции трансфертных цен...........................................................................37
5.2 Методы исчисления трансфертных цен........................................................38
Заключение.................................................................................................................42
Список литературы....................................................................................................43
По центрам ответственности учитывают все расходы данного подразделения предприятия; по местам затрат - только прямые (единичные) расходы. В разрезе мест формирования целесообразно учитывать только те расходы, которые нельзя прямо отнести на конкретный вид продукции. Состав затрат, относимых на то или иное место формирования издержек, зависит от особенностей производства, функций места затрат, степени переменности его расходов и т.п.
2.2. Организация управленческго учета по сегментам бизнеса
Под сегментом бизнеса понимается часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях с учетом внутренних и внешних экономических факторов. Сегменты бизнеса, деятельность которых положена в основу изучения бухгалтерского управленческого учета, могут обладать юридической самостоятельностью или входить в состав организации на правах структурных подразделений. Примерами сегментов бизнеса, обладающих юридической самостоятельностью, является холдинг, состоящий из материнской компании, зависимых и дочерних организаций, а также организации, имеющие в своем составе структурные подразделения в виде отдельных филиалов.
Под центром ответственности в системе бухгалтерского управленческого учета понимается структурное подразделение организации, возглавляемое менеджером, на которого возложены функции контроля затрат, доходов и расходов средств, инвестируемых в конкретный сегмент бизнеса на основе соответствующего показателя, определяемого для данного подразделения руководством фирмы.
Таким образом, сегментарный учет можно определить как совокупность способов и приемов бухгалтерского учета, направленных на сбор, измерение, оценку, обобщение и отражение в отчетности информации о деятельности отдельных сегментов бизнеса (частей компании).
Организация управленческого учета по сегментам бизнеса позволяет оценить производственную деятельность организации в целом и ее отдельных структурных подразделений. Сегмент бизнеса для структурного подразделения определяется руководством организации. Сегменты бизнеса могут обладать юридической самостоятельностью или входить в состав организации на правах структурных подразделений.
2.3. Орзанизация управленческого
учета по центрам
Принципы учета затрат путем их распределения между продуктами не подходят для осуществления контроля за ними и их регулирования, так как цикл производства продукта может состоять из нескольких различных технологических операций, за каждую из которых отвечает отдельное лицо. Поэтому, имея сведения о себестоимости продукции, невозможно точно определить, как распределяются затраты между отдельными участками производства (центрами ответственности). Эта проблема решается при установлении взаимосвязи затрат и доходов с действиями конкретных лиц, ответственных за расходование соответствующих средств. Такой подход к учету затрат известен как учет затрат по центрам финансовой ответственности за расходованием средств.
В удачно разработанной системе учета затрат по центрам ответственности существуют два параметра:
Одной из задач управленческого учета является оценка деятельности руководства по планированию и контролю действий организации с целью обеспечения результативности и эффективности. Учет по центрам ответственности является важным аспектом функции управленческого учета. Учет по центрам ответственности берет начало в экономике управления и науке о поведении. Центр ответственности можно определить как подразделение компании, в котором менеджер центра лично отвечает за показатели функционирования этого подразделения. Можно выделить четыре типа центров ответственности:
Создание центров ответственности — важнейшая характерная особенность систем управленческого контроля. Поэтому важно четко понимать различия между указанными типами центров ответственности.
Центры издержек или расходов — это центры ответственности, менеджеры которых, как правило, отвечают за те расходы, которые находятся под их контролем. Можно подразделить этот тип на две категории: центры нормативных издержек и центры дискреционных расходов (затрат). Центры нормативных издержек характеризуют то, что результат их деятельности может быть измерен, и можно определить исходные ресурсы, требуемые для выпуска каждой единицы продукции. В данном случае контроль осуществляется путем сравнения нормативных издержек (т.е. затрат на исходные ресурсы, которые должны быть потреблены при выпуске запланированного объема продукции) с теми затратами, которые центр фактически понес. Разница между фактическими и нормативными издержками называется отклонением.
Центры нормативных издержек лучше всего подходят для тех подразделений, которые выделяются в составе производственных компаний, но их можно создавать и в отраслях обслуживания, например, в банках, где результаты деятельности могут измеряться, например, в числе обработанных чеков или кредитных заявок. Кроме того, в этом типе центров ответственности выделяются ясные зависимости между исходными ресурсами и выходом продукции. Хотя менеджеры центров издержек не отвечают за поступления от реализации продукции, они могут на них повлиять, если не обеспечивают стандартов качества выпускаемой продукции, или производство осуществляется с отклонениями от графика. Следовательно, помимо финансовых показателей требуется отслеживать и показатели качества и своевременности выполнения работ.
Центры дискреционных расходов — это такие центры ответственности, в которых результат не может быть измерен в финансовом выражении и нет четко наблюдаемой зависимости между исходными ресурсами (потребляемыми ресурсами) и полученными результатами. Здесь управление обычно выступает в виде обеспечения того, что фактические расходы по каждой категории затрат соответствуют сметным и задачи, порученные центру, успешно выполняются. Примерами дискреционных центров можно назвать отделы по рекламе или исследованиям и разработкам. Следует иметь в виду, что в дискреционных центрах меньшее расходование средств по сравнению со сметными показателями не обязательно является положительным фактором, поскольку это может свидетельствовать о более низком уровне обслуживания потребителей, чем первоначально планировалось руководством. Например, меньшее расходование на исследования и разработки может говорить о том, что количество средств, затраченных на эти направления деятельности, окажется недостаточным. Одной из крупных проблем, с которыми сталкиваются дискреционные центры, является измерение эффективности расходования ими выделенных денежных средств. Например, отдел по обеспечению маркетинга может не превысить средства, выделенные на рекламу, но это не означает, что расходы на рекламу были потрачены эффективно, так как реклама могла пройти в неудачное время, могла быть нацелена не на ту аудиторию или передавать неправильную целевую установку. Определение эффективности и производительности дискреционных центров — одна из самых трудных областей управленческого контроля.
Центр затрат – это местонахождение производства или услуги, функции, деятельности или оборудования, затраты на которые могут быть установлены. Центр затрат - это "часть предприятия", расходы в отношении которой могут быть определены, а затем соотнесены к единицам затрат. Терминология в разных организациях неодинакова, но "часть предприятия" может быть как отделом в целом, так и его подотделом. В центре затрат (расходов) ответственность управляющего ограничена контролем за затратами. Отчет о деятельности отражает контролируемые затраты, связанные с работой подразделения за определенный период времени. Затраты, за которые управляющий несет прямую ответственность, появятся в отчете о деятельности данного подразделения. Управляющего центром затрат оценивают по его способности выполнить поставленные задачи при приемлемых затратах. Чтобы определить, какая сумма затрат считается приемлемой, обычно обращаются к затратам предыдущего периода. Приемлемый уровень затрат можно определить, оценив, какими должны быть затраты, чтобы выполнить задачу. Подобный подход считается наиболее предпочтительным.
Центры доходов (поступлений) — это центры ответственности, в которых менеджеры отвечают только за финансовые результаты, получаемые в форме поступлений от реализации продукции. Типичными примерами таких центров являются региональные подразделения по реализации, менеджеры которых отвечают за обеспечение объема реализации на определенной территории. В некоторых организациях центры поступлений приобретают готовую продукцию от производственных подразделений и отвечают за ее дистрибьюцию и реализацию. Однако там, где работа менеджеров оценивается только на основании величины поступлений от реализации, возникает опасность, что они могут стараться обеспечить максимально высокие поступления за счет рентабельности. Это вполне может произойти, когда продажи не в равной степени прибыльны, и менеджеры могут постараться достигать более высоких показателей по поступлениям за счет видов продукции с низкими показателями прибыли.
Менеджеры центров поступлений могут также отвечать за реализационные расходы, например, за размер заработной платы продавцов, величину комиссионных и расходы на обработку заказов. Однако за стоимость продукции, которую они реализуют, они не отвечают. Центры поступлений следует отличать от центров прибыли, так как центры поступлений ответственны только за небольшую часть общих затрат производства и реализации товаров и услуг, а именно за реализационные расходы, в то время как менеджеры центров прибыли отвечают за большую часть расходов, в том числе за производственные и реализационные.
Центры прибыли
Менеджеры и центров издержек, и центров поступлений имеют ограниченные возможности по принимаемым решениям. Менеджеры центра издержек отвечают за управление исходными ресурсами своих центров, но решения, относящиеся к конечным результатам, принимаются другими подразделениями организации. Центры поступлений отвечают за реализацию товаров и услуг, однако они не могут контролировать их производство. Когда же менеджеры наделяются ответственностью как за производство, так и за реализацию, то происходит существенное повышение автономности их деятельности. В этом случае менеджеры, как правило, могут сами устанавливать цену на реализацию продукции, выбирать рынки, на которых продукция будет реализовываться, определять ассортимент продукции и ее объем, а также выбирать поставщиков. Те подразделения организации, менеджеры которых отвечают как за поступления, так и за издержки, называются центрами прибыли.
Все центры прибыли могут являться также и центрами затрат, но не все центры затрат могут быть центрами прибыли. Установление превышения выручки над затратами для каждого центра прибыли важно для:
Инвестиционные центры — это центры ответственности, менеджеры которых отвечают за поступления от реализации, издержки и, кроме того, уполномочены принимать решения по оборотному капиталу и капиталовложениям. Типичными показателями функционирования инвестиционного центра являются поступления на прибыль и экономически значимая добавленная стоимость. На значения этих показателей влияют поступления, издержки, используемые активы, и тем самым все это показывает ту ответственность, которая возлагается на менеджеров, как за получение прибыли, так и за управление инвестиционной базой.
Глава 3. Система разработки смет (планов) при внутрифирменном расчете
В рыночных условиях, когда государственное, отраслевое и региональное планирование отсутствует, внутрифирменное планирование должно осуществляться очень тщательно и исключительно по усмотрению руководства фирм, на их страх и риск, на основе их возможностей и субъективной оценки рынка. На рис. 1 представлены содержание и этапы планирования деятельности фирмы.
В методологии управления передовыми фирмами сформирована следующая система планов:
стратегическое планирование;
тактическое планирование;
текущее планирование;
оперативное планирование.
Для каждого уровня должен быть разработан соответствующий план.
Как видно из рис.1, функции планирования рассредоточены по уровням управленческой иерархии. Таким образом, внутрифирменное планирование стратегии, тактики и управленческой политики представляется следующим образом. Высшее, "думающее" звено в лице руководителя и его заместителей (заместителей по отдельным функциям) планирует развитие фирмы на перспективу, создавая долгосрочные программы.
На этом концептуальном уровне, исходя из оценки общей экономической конъюнктуры, на максимально возможный срок (2 года и более) планируются стратегические цели и управленческая политика в главных вопросах.
Рис. 1 Содержание и этапы планирования деятельности фирмы
Реализация этих относительно долгосрочных программ передается на следующий уровень управления — заместителям, руководителям производственных подразделений и организаторам главных функций в масштабе всей фирмы (финансовой, маркетинговой, НИОКР и т. д.). На этом уровне разрабатываются краткосрочные программы реализации стратегических целей — как правило, на каждый планируемый год (годовой план экономического и социального развития предприятия). На следующем уровне — уровне исполнителей — разрабатываются планы по всем разделам, вопросам с четкими временными, объемными, ресурсными параметрами и четкими границами между участками работ, за выполнение которых отвечают различные исполнители в течение года, полугода или квартала. Оперативный план детализирует задание исполнителям на месяц, неделю, сутки по комплексам работ. Кроме того, планы должны детализироваться по функциям управления.
Информация о работе Трансфертное ценообразование в системе внутренней отчетности