Себестоимость в составе цены

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 18:54, контрольная работа

Краткое описание

Состав расходов, относимых на издержки производства и обращения, законодательно регулируется практически во всех странах. Это связано с особенностями налоговой системы и необходимостью различать затраты компаний и организаций по источникам их возмещения (включаемые в себестоимость продукции либо возмещаемые из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей). В Российской Федерации данный процесс регламентирован гл. 25 Налогового кодекса РФ. Методы калькуляции себестоимости предприятия устанавливают сами.

Файлы: 1 файл

контрольная по ценообразованию.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

Вариант 8.

1. Себестоимость в составе цены

Себестоимость представляет собой  наибольшую величину в структуре  цены, изменение которой в ту или  иную сторону ведет к росту  либо снижению абсолютной величины прибыли.  
 
Себестоимость продукции в классическом определении — это денежное выражение затрат, необходимых для осуществления производственной и коммерческой деятельности, связанной с выпуском и реализацией продукции, выполнением работ и оказанием услуг.  
 
Состав расходов, относимых на издержки производства и обращения, законодательно регулируется практически во всех странах. Это связано с особенностями налоговой системы и необходимостью различать затраты компаний и организаций по источникам их возмещения (включаемые в себестоимость продукции либо возмещаемые из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей). В Российской Федерации данный процесс регламентирован гл. 25 Налогового кодекса РФ. Методы калькуляции себестоимости предприятия устанавливают сами.  
 
Для выявления сущности затрат, их влияния на конечный,результат деятельности предприятия и формирования в этой связи объективной цены, существенное внимание должно быть уделено правильному распределению и разноске затрат.  
 
В современной теории и практике выработаны и применяются различные подходы к классификации затрат. Себестоимость может быть классифицирована по различным признакам.  
По объему учитываемых затрат различают:  
- цеховую себестоимость;  
- производственную себестоимость (себестоимость готовой продукции);  
- полную себестоимость реализованной (отгруженной) продукции.  
Цеховая себестоимость включает в себя затраты на производство продукции в пределах цеха: прямые материальные затраты на производство продукции, амортизацию цехового оборудования, заработную плату основных производственных рабочих цеха, отчисления ЕСН, расходы по содержанию и эксплуатации цехового оборудования, общецеховые расходы.  
Производственная себестоимость помимо цеховой включает в себя общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства.  
Полная себестоимость объединяет элементы производственной себестоимости продукции и расходы, связанные с ее реализацией.  
По периодам возникновения затрат различают:  
- плановую себестоимость;  
- фактическую себестоимость.  
Плановая себестоимость определяется в начале планируемого года, исходя из плановых норм расходов и иных плановых показателей на этот период.  
Фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство и реализацию. В целях сопоставимости и анализа полученных результатов плановая и фактическая себестоимость должны определяться по одной и той же методике и по одним и тем же калькуляционным статьям.  
В себестоимости отражаются текущие затраты на производство всего объема продукции, каждой ее единицы, выполненные работы и услуги. В первом случае составляется смета затрат на производство, в которой они группируются по элементам в целях:  
- определения всех затрат на производство запланированного объема продукции;  
- распределения их по экономическому содержанию;  
- определения доли того или иного элемента в общих затратах на производство.  
Поэлементная классификация расходов, согласно ст. 25 Налогового кодекса Российской Федерации, может включать следующие элементы распределения затрат.  
1. Материальные затраты.  
2. Затраты на оплату труда.  
3. Амортизация.  
4. Прочие затраты.  
Группировка затрат по элементам не позволяет формировать цену на отдельные товары (работы, услуги), кроме того, она не дает возможности классифицировать затраты на условно-постоянные и условно-переменные. В этих целях затраты на отдельные виды продукции определяются на основе калькуляции себестоимости продукции.  
При группировке затрат по калькуляционным статьям определяются состав расходов в зависимости:  
- от их направления, т. е. расходы на производство или обслуживание;  
- от места возникновения (основное производство или вспомогательные службы).  
Расходы группируются по калькуляционным статьям при определении себестоимости и цены отдельных видов продукции, а также при оценке степени влияния отдельных элементов на ее формирование и при разработке плана предоставления скидок на конкретные виды продукции.  
В качестве типовой группировки применяется следующая номенклатура статей калькуляций:  
1) сырье и материалы;  
2) покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия и услуги 1 . оперированных предприятий;  
3) возвратные отходы (вычитаются)  
4) топливо и энергия на технологические цели;  
5) основная заработная плата производственных рабочих;  
6) дополнительная заработная плата производственных рабочих;  
7) отчисления на социальное страхование (ЕСН);  
8) расходы на подготовку и освоение производства;  
9) износ инструментов и приспособлений целевого назначения и прочие специальные расходы;  
10) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;  
11) цеховые расходы;  
12) общезаводские расходы;  
13) потери от брака;  
14) прочие производственные расходы;  
15) внепроизводственные расходы.  
В соответствии с их экономическим содержанием затраты по калькуляционным статьям подразделяются на основные и накладные.  
Основные затраты включают расходы, непосредственно связанные с изготовлением продукции: сырье, материалы, заработную плату основных производственных рабочих.  
Накладные затраты — расходы на организацию, управление, техническую подготовку производства.  
По степени зависимости от изменения объема производства затраты подразделяются на пропорциональные (условно-переменные) и непропорциональные (условно-постоянные).  
Условно-переменные затраты изменяются прямо пропорционально изменению объема производства (сырье, основные материалы, расход топлива, энергии на технологические цели).

 
Условно-постоянные затраты при  изменении объема производства существенно не изменяются (заработная плата управленческого персонала, расходы на освещение, отопление, амортизация зданий и сооружений).  
Затраты по способу отнесения их на единицу продукции могут быть прямыми и косвенными.  
Прямые затраты — это расходы строго целевого назначения, они находятся в прямой зависимости от объема выпуска продукции или от времени, затраченного на его изготовление. Такие затраты включают в себестоимость единицы продукции с помощью метода прямой оценки.  
Косвенные затраты не могут быть отнесены на выпуск конкретного изделия, так как они связаны с работой цеха или предприятия в целом. Однако они необходимы для осуществления процесса производства.  
Статьи, объединяющие косвенные расходы, называют комплексными. К их числу относят расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые, общезаводские и внепроизводственные расходы.  
Косвенные затраты не могут быть прямо отнесены на себестоимость отдельных видов продукции. Они распределяются косвенно между различными изделиями пропорционально тому или иному измерителю, чаще всего пропорционально заработной плате основных производственных рабочих.

 

2. Цены и кредитные отношения на современном рынке.

 

Ценообразование в рыночной экономике  обусловлено тесной взаимосвязью с кредитной системой. Кредит, хотя и выдается большей частью в денежной форме, однако не исключает и других форм, в частности, товарной (натуральной) формы. Цена не только выражает стоимость, но и связана с движением товара, его куплей-продажей и регулируется законом спроса и предложения; движение товара носит двусторонний характер. Этим цена отличается от кредита, при котором движение форм стоимости нередко исключает ее встречное движение.

В условиях рынка цена характеризует  его природу и регулирует саму экономическую систему. Цены определяют структуру производства, оказывают решающее воздействие на движение материальных потоков, распределение товарной массы, уровень благосостояния населения. В неменьшей степени проявляется воздействие цены на денежный и кредитный рынки, выступающие составной частью любой экономической системы. Особенно резко проявляются эти процессы в условиях экономического кризиса.

 

Необходимость происходящих через  движение цен перераспределительных процессов обусловливается дисбалансом отдельных видов продукции добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности. Нехватка их может быть восполнена при более высокой норме прибыли в отраслях, производящих дефицитную и пользующуюся спросом продукцию. В результате цены на продукцию с недостаточным уровнем предложения в период, требующийся для межотраслевого перелива капитала, имеют устойчивую тенденцию к повышению. Таким образом, на цены ложится основная нагрузка по обеспечению перелива капитала из одной сферы экономики в другую, от одного вида производства к другому, от одного индивидуального капитала к другому.

Однако рост цен может привести к тому, что вместо увеличения накоплений, а значит, и возможностей для инвестиций произойдет снижение и того, и другого.

К тому же сосредоточение производства в крупных корпорациях ограничивает конкуренцию и межотраслевой перелив капиталов. В результате происходят серьезные изменения в механизме перераспределения ресурсов – перелив капитала осуществляется преимущественно не прямым путем (покупка акций, строительство новых предприятий, прямые капиталовложения других видов), а косвенно – через цены.

В обстановке кризиса, инфляции экономики  структурные разрывы в механизмах отраслевых цен не только сохраняются, но еще больше обостряются. Отказ государства от жесткого регулирования тарифов естественных монополий привел к тому, что цены в сырьевом секторе сравнялись с мировыми показателями, а в некоторых случаях превысили их. Кроме того, стал возможным опережающий рост цен на услуги, что является одной из главных причин чрезмерного повышения их удельного веса в структуре ВВП.

От перекоса цен, вызванного ценностной политикой естественных монополистов –– страдают все остальные отрасли  промышленности и сельское хозяйство. В частности, по этой причине резко сокращаются закупки новой сельскохозяйственной техники, удобрений и т.п.

Сложившийся ценностной механизм опосредует интенсивное межотраслевое перераспределение значительной доли чистого продукта и тем самым подрывает основы воспроизводства в этой части экономики. Не случайно валовые доходы в обрабатывающих отраслях в 3–4 раза меньше, чем у сырьевиков.

В результате дезорганизации механизмов формирования средней нормы прибыли  и отраслевых цен происходят изменения  в структуре общественного капитала. Рентабельность коммерческих банков в России оказывается несравнимо выше, чем в реальном секторе экономики. В таких условиях в банковскую сферу начинает перетекать капитал из промышленности и других отраслей экономики. Об этом можно судить по данным об отношении процентов по депозитам и облигациям к процентам по кредитам. Причем эти показатели оказались выше, чем в экономически развитых странах.

Снижение ставки рефинансирования Центрального банка и уменьшение доходности ценных бумаг обеспечивало понижение нормы ссудного процента, что делало кредит доступным для реального сектора экономики. Однако удешевление кредита в условиях инфляции не в состоянии переориентировать кредитные ресурсы на удовлетворение нужд реального сектора, поскольку этому препятствует сохраняющийся дисбаланс между доходностью в сфере кредита и в сфере материального производства.

Следовательно, наряду с естественными  монополиями, ТЭК и сырьевыми отраслями ведущие коммерческие банки относятся к тем структурам, в пользу которых происходило перераспределение значительной части чистого дохода отраслей производства и конечного потребителя.

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что дезорганизация цен  на факторы производства осложняется  сохраняющейся высокой степенью монополизации и неразвитости режима конкуренции.

В связи с низким уровнем инвестиций в экономику, сохранением структурных  диспропорций и существенных различий в условиях воспроизводства в разных отраслях (резко возросла доля сырьевых отраслей и топливно-энергетического комплекса при существенном снижении удельного веса обрабатывающей промышленности в общем товарообороте) реальные капиталонакопления использовались в первую очередь для финансирования сферы товарообращения и в целом услуг. Если в 70–80-е годы большая часть кредитов направлялась в сферу производства и меньшая – в сферу обращения, то теперь высокая цена на кредитные ресурсы, сложное финансовое положение большинства промышленных предприятий не позволяют им пользоваться кредитом. В итоге кредиты направляются в сферу обращения и делают высокоприбыльными и без того доходные торгово-посреднические операции.

Расширение сферы услуг отразило перелив в нее значительной части рабочей силы, оказавшейся излишней в других отраслях в условиях кризиса.

Рост цен обусловил изменения в структуре распределения товарной массы. Здесь необходимо учитывать балансирование спроса и предложения на отдельные виды товаров. Если спрос очень жесткий, то цена изменяется взрывным образом, что, с одной стороны, служит ориентиром производителям – они сокращают или нарушают производство, а с другой стороны, способствует перекачке ресурсов, в результате чего объем производства быстро меняется. Следовательно, изменение цены стимулирует, в первую очередь, изменение потребления, а во вторую, – изменение производства продукции.

Таким образом, с помощью цен  объединяются интересы потребителя и производителя и обеспечиваются условия их обоюдного удовлетворения. Для производителя всегда благо, когда цена максимально высока. Но если у производителя нет стимула к сокращению издержек, то это означает, что низкая цена его практически не стимулирует. Диалектика взаимосвязи цены и издержек заключается в том, что только тогда, когда производитель будет заинтересован в снижении издержек, потребитель начнет торговаться о цене. Производителю придется думать, как снизить издержки,

Таким образом, цена выступает регулятором  отношений между производителями  и потребителями и способствует, как это было показано, переливу капиталов.

Недостаток средств в отдельных отраслях может быть восполнен с помощью кредитной и денежной эмиссии. В этом случае государство авансирует в экономику значительную массу денежных ресурсов для поддержания жизненно важных отраслей, производящих продукцию для населения (сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность), а кроме того, осуществляет крупные вложения в топливно-энергетические отрасли (в том числе экспортно-ориентированные), транспорт.

Финансирование этих отраслей за счет средств бюджета имеет инфляционные последствия, поскольку вложенные в них средства, как правило, не возвращаются. Поэтому финансирование осуществляется через коммерческие банки путем кредитования хозяйств. Коммерческие банки, давая деньги в долг, выбирают таких клиентов, которые не только возвратят ссуду в установленный срок, но и обеспечат прибыль. Если кредитные вложения банка не будут вовремя возвращены, выдача ссуд прекратится.

Рост цен косвенно способствует развитию кредита. Повышение цен  на основные виды продукции производственно-технического назначения, на продукцию сельского хозяйства, на реализуемые через торговлю потребительские товары вызывает резкое увеличение издержек производства и обращения. В результате предприятия оказываются не в состоянии самостоятельно оплачивать приобретаемое сырье, материалы, оборудование и вынуждены обращаться в коммерческие банки для получения ссуды.

Ограниченность свободных денежных ресурсов для кредитования, с одной  стороны, обусловливает развитие кредитных  операций, а с другой – способствует увеличению цены на кредитные ресурсы. Процентные ставки за пользование кредитом возрастают, и одновременно сужается круг объектов кредитования. Повышению цены за кредит способствует также рост числа не возвращенных и не погашенных в срок ссуд, высокий удельный вес просроченных кредитов и другие факторы.

Используемые в хозяйстве оборотные  средства, приобретаемые за счет подорожавшего кредита, увеличивают себестоимость изготовляемой предприятием продукции. Цена на выпускаемые изделия постоянно повышается, усиливая инфляцию. При этом сами предприятия стремятся предусмотреть в ценах опережающий рост затрат, чтобы компенсировать возможные инфляционные издержки. Таким образом, высокие темпы роста цен способствуют поддержанию постоянного спроса на кредитные ресурсы, а следовательно, и высокой цены на кредит.

Цена товаров имеет существенное значение для установления объема предоставляемого кредита. Ссуда выдается на приобретение конкретных товарно-материальных ценностей и осуществление затрат, имеющих вполне определенную цену. Поэтому чем выше цена кредитуемых товарно-материальных ценностей и чем больше затраты, тем больше при прочих равных условиях объем ссуд, предоставляемых хозяйствами или отдельными лицами.

Обычно товарно-материальные ценности кредитуются по цене их приобретения с учетом транспортных расходов (расходов по доставке), производимых заемщиком. Оценка кредитуемых товарно-материальных ценностей неодинакова: она может зависеть от стадии их движения. Например, если речь идет о покупных производственных материалах (сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, тара и пр.), кредитование может производиться по цене их приобретения с добавлением фактических накладных расходов. Готовая продукция, не вывезенная со склада поставщика, обычно оценивается по более высокой цене, поскольку заемщик не произвел дополнительных расходов.

Информация о работе Себестоимость в составе цены