Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 18:32, контрольная работа
Установление цены на продукцию, выпускаемую фирмой, как пра-
вило, связано с определенной степенью риска. С немалой долей риска со-
пряжено также и определение цен на производственные ресурсы (сырье/
материалы, оборудование, топливо, рабочую силу и др.). Допущенный
просчет (ошибка) в установлении уровня цены на производимую продук-
цию может привести к значительным потерям выручки от ре
1.Ценовые риски
Установление цены на продукцию, выпускаемую фирмой, как пра-
вило, связано с определенной степенью риска. С немалой долей риска со-
пряжено также и определение цен на производственные ресурсы (сырье/
материалы, оборудование, топливо, рабочую силу и др.). Допущенный
просчет (ошибка) в установлении уровня цены на производимую продук-
цию может привести к значительным потерям выручки от реализации,
а при эластичности спроса от цены эти потери могут существенно увели-
читься. Потери в объеме реализованной продукции могут возникнуть и при
определении цен на потребляемые фирмой услуги.
Поскольку в условиях инфляции, динамичности спроса и роста цен
на выпускаемую фирмой продукцию, а также на сырье, материалы, топ-
ливо прогнозировать динамику цен даже на близкую перспективу довольно
нелегко, ошибка в цене на 5—7% — дело вполне обычное. Исходя из этого
нетрудно понять, в какой степени установление цен связано с риском.
Фирме необходимо определить размер риска и путем сравнения
степени риска различных альтернативных вариантов остановиться на
варианте, который в наибольшей мере соответствовал бы стратегии
риска, выбранной руководством фирмы.
Как известно, риск в предпринимательской деятельности — это ве-
роятность возникновения убытков или потерь в результате осу-
ществления какого-либо события, предусмотренного прогнозом, планом
или программой. Поскольку риск — понятие вероятностное, он может
быть измерен методами теории вероятности и математической статисти-
ки. Вероятность означает возможность получения определенного резуль-
тата. Например, если фирма определила цену на свой товар в размере
10 тыс. руб. за единицу и продала 90% его по указанной цене, то вероят-
ность того, что цена была установлена правильно, составит 0,9, а риск
ошибки — 0,1, или 10%. Риск связан с вероятностью неосуществления
цели фирмы, с недоучетом реальной ситуации на рынке.
Риск в хозяйственной деятельности измеряется как в абсолютном
выражении, а именно суммой потерь и убытков, так и степенью риска,
т.е. мерой вероятности недостижения планируемого уровня цены. Пер-
вый показатель характеризует абсолютный риск, второй — риск отно-
сительный. Абсолютный риск выражается в рублях, относительный —
в процентах или в долях единицы.
Рыночная цена по своей экономической природе является величи-
ной случайной. В условиях рынка вследствие акта купли-продажи она
может принять только одно значение, которое заранее неизвестно и зави-
сит от множества случайных факторов. Все эти факторы не могут быть
учтены участниками данной сделки. А раз цена — величина случайная, то,
следовательно, это переменная величина, конкретное значение которой
не определено и зависит от случая, но которой присуща функция распре-
деления вероятностей. Эта функция и позволяет судить о степени риска.
В условиях ограниченной информации при определении цен час-
то бывает непросто выбрать подходящую эмпирическую функцию рас-
пределения вероятностей. Поэтому на практике удобнее пользоваться
наиболее часто употребляемыми в теории вероятностей стандартными
функциями распределения вероятностей:
— нормальным распределением вероятностей, или распределением
Гаусса;
— показательным (экспотенциальным) распределением вероят-
ностей, которое довольно широко используется в расчетах надежности
(а расчет
цен требует определенных
— распределением Пуассона, которое часто используется в тео-
рии массового обслуживания.
В хозяйственной жизни следует пользоваться принципом разумного
риска. В предпринимательской деятельности этот принцип означает сле-
дующее: принимая решения о ценах, необходимо руководствоваться та-
ким соотношением вероятностей осуществления и неосуществления со-
бытия, при котором
примерно две трети шанса
и одна треть не благоприятствует.
Одна треть шанса, которая не благоприятствует успеху, выступает
стимулом для принятия мер по их устранению. Этому принципу при нор-
мальном распределении вероятностей соответствует интервал значений
случайной величины (цены), равный отклонению от математического
ожидания в пределах среднего квадратического отклонения, т.е. М(х) Ѓ} (х).
Экономисту при характеристике отклонений привычнее пользовать-
ся процентными соотношениями (коэффициентами).
Коэффициент вариации при нормальном распределении веро-
ятностей характеризует интервал отклонений случайной величины
(цены) при вероятностном исходе, соответствующем двум третям шанса
за и одной трети шанса против в процентном отношении к матема-
тическому ожиданию. Это привычное для экономиста процентное вы-
ражение вероятностных отклонений. Следует считать, что коэффици-
ентом вероятности в ценовых расчетах необходимо пользоваться,
поскольку он дает определенную, хотя и вероятностную, базу для це-
новых расчетов при определении риска.
Важное значение для фирмы в условиях инфляции имеет оценка
инфляционного ожидания. Она необходима:
— для учета изменения цен на рынке при разработке общей страте-
гии развития фирмы;
— учета изменения цен при разработке бизнес-планов;
— обоснования цен на выпускаемую фирмой продукцию и оценки воз-
можного изменения цен на производственные ресурсы, потребляемые ею;
— учета влияния изменения цен на доход и выручку фирмы от
продажи ее продукции;
— анализа влияния изменения цен на издержки производства
и сбыта, в том числе на средства производства и оплату труда;
— подведения финансовых итогов деятельности фирмы: прибыли
(убытков), ликвидности, платежеспособности;
— выбора оптимальной структуры производства.
Для оценки инфляционного ожидания в ценовой политике фир-
мы используются:
— сводный индекс потребительских цен (ИПЦ);
— индекс цен производителей промышленной продукции;
— индекс тарифов на грузовые перевозки;
— индекс цен
на материально-технические
— индекс цен на сельскохозяйственную продукцию;
— индекс цен на услуги для населения.
Инфляционные ожидания повышения цен могут основываться на
таких источниках внешней информации, как:
— ежегодный прогноз экономического и социального развития
страны, представляемый Правительством РФ в Федеральное Собра-
ние РФ;
— проект федерального бюджета Правительства РФ на предстоя-
щий год, где излагается оценка ожидаемой инфляции;
— расчеты Центрального банка РФ о возможных размерах инф-
ляции;
— результаты опросов ведущих специалистов предприятий
и фирм, публикуемые в средствах массовой информации (Финансовые
извести, Деловой мир и др.);
— оценка экспертов.
В настоящее время существует множество методов прогнози-
рования инфляции. Поэтому специалистам фирмы следует критически
оценивать их и самостоятельно производить расчеты ожидаемой инф-
ляции.
Оценка инфляционного ожидания проводится по следующим ос-
новным этапам:
— уточнение конкретных показателей динамики цен, подлежащих
оценке и прогнозированию;
— установление периода (краткосрочного, среднесрочного, дол-
госрочного) прогнозирования;
— анализ исходных данных и подготовка информации за пред-
шествующий период как по показателям прогноза, содержащимся в вы-
водах, так и по факторам и условиям, влияющим на конечные показатели;
— изучение и выявление факторов и условий, которые будут ока-
зывать влияние на темпы инфляции, установление количественной
меры их воздействия на темпы инфляции;
— определение (расчет) темпа инфляции;
— вероятностная оценка инфляционного ожидания по схемам наи-
более благоприятной
социально-экономической
социально-экономической ситуации и менее благоприятной ситуации.
При проведении оценки инфляционного ожидания следует учи-
тывать как объективные закономерности и условия образования дина-
мики цен, так и воздействие государственных органов на инфляци-
онные процессы.
Опыт зарубежных стран и практика проведения реформ в эко-
номике России показывают, что главным условием эффективной
антиинфляционной политики выступает только комплексное государ-
ственное воздействие на два таких важнейших фактора, как: 1) пла-
тежеспособный спрос; 2) наличие товаров и услуг, издержек произ-
водства и сбыта.
В результате такого воздействия может быть достигнуто сущест-
венное снижение инфляции спроса и издержек.
Оба названных фактора взаимосвязаны. Однако для оценки инф-
ляционного ожидания специалистам, осуществляющим прогноз,
необходимо определить главное —' в какой мере в прогнозе темпов инф-
ляции учитывается формирование равновесного рынка и рыночного
конкурентного ценообразования.
Ранее были рассмотрены сущность и экономические последствия
для фирмы риска в ценообразовании в результате допущения ошибок
при определении цен на свои товары. Далее излагаются методы стра-
хования цен от возможных их изменений под влиянием различных
рыночных факторов.
Рассмотрим акт купли-продажи, который может быть совершен
либо на рынке, либо в магазине. В этом случае передача товара в руки
покупателя и денег в руки продавца осуществляется одновременно.