Риск в ценообразование

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 18:32, контрольная работа

Краткое описание

Установление цены на продукцию, выпускаемую фирмой, как пра-
вило, связано с определенной степенью риска. С немалой долей риска со-
пряжено также и определение цен на производственные ресурсы (сырье/
материалы, оборудование, топливо, рабочую силу и др.). Допущенный
просчет (ошибка) в установлении уровня цены на производимую продук-
цию может привести к значительным потерям выручки от ре

Файлы: 1 файл

риск в ценообразование.docx

— 24.59 Кб (Скачать)

1.Ценовые  риски 

Установление  цены на продукцию, выпускаемую фирмой, как пра-

вило, связано  с определенной степенью риска. С  немалой долей риска со-

пряжено также и определение цен на производственные ресурсы (сырье/

материалы, оборудование, топливо, рабочую силу и др.). Допущенный

просчет (ошибка) в установлении уровня цены на производимую продук-

цию может привести к значительным потерям выручки от реализации,

а при эластичности спроса от цены эти потери могут  существенно увели-

читься. Потери в объеме реализованной продукции могут возникнуть и при

определении цен на потребляемые фирмой услуги.

Поскольку в  условиях инфляции, динамичности спроса и роста цен

на выпускаемую  фирмой продукцию, а также на сырье, материалы, топ-

ливо прогнозировать динамику цен даже на близкую перспективу довольно

нелегко, ошибка в цене на 5—7% — дело вполне обычное. Исходя из этого

нетрудно понять, в какой степени установление цен связано с риском.

Фирме необходимо определить размер риска и путем  сравнения

степени риска  различных альтернативных вариантов  остановиться на

варианте, который  в наибольшей мере соответствовал бы стратегии

риска, выбранной  руководством фирмы.

Как известно, риск в предпринимательской деятельности — это ве-

роятность возникновения убытков или потерь в результате осу-

ществления какого-либо события, предусмотренного прогнозом, планом

или программой. Поскольку риск — понятие вероятностное, он может

быть измерен методами теории вероятности и математической статисти-

ки. Вероятность означает возможность получения определенного резуль-

тата. Например, если фирма определила цену на свой товар в размере

10 тыс. руб.  за единицу и продала 90% его  по указанной цене, то вероят-

ность того, что цена была установлена правильно, составит 0,9, а риск

ошибки — 0,1, или 10%. Риск связан с вероятностью неосуществления

цели фирмы, с  недоучетом реальной ситуации на рынке.

Риск в хозяйственной  деятельности измеряется как в абсолютном

выражении, а именно суммой потерь и убытков, так и степенью риска,

т.е. мерой вероятности  недостижения планируемого уровня цены. Пер-

вый показатель характеризует абсолютный риск, второй — риск отно-

сительный. Абсолютный риск выражается в рублях, относительный —

в процентах  или в долях единицы.

Рыночная цена по своей экономической природе  является величи-

ной случайной. В условиях рынка вследствие акта купли-продажи она

может принять  только одно значение, которое заранее  неизвестно и зави-

сит от множества  случайных факторов. Все эти факторы  не могут быть

учтены участниками  данной сделки. А раз цена — величина случайная, то,

следовательно, это переменная величина, конкретное значение которой

не определено и зависит от случая, но которой  присуща функция распре-

деления вероятностей. Эта функция и позволяет судить о степени риска.

В условиях ограниченной информации при определении цен  час-

то бывает непросто выбрать подходящую эмпирическую функцию  рас-

пределения вероятностей. Поэтому на практике удобнее пользоваться

наиболее часто  употребляемыми в теории вероятностей стандартными

функциями распределения  вероятностей:

— нормальным распределением вероятностей, или распределением

Гаусса;

— показательным (экспотенциальным) распределением вероят-

ностей, которое довольно широко используется в расчетах надежности

(а расчет  цен требует определенных критериев  надежности);

— распределением Пуассона, которое часто используется в тео-

рии массового обслуживания.

В хозяйственной  жизни следует пользоваться принципом  разумного

риска. В предпринимательской  деятельности этот принцип означает сле-

дующее: принимая решения о ценах, необходимо руководствоваться та-

ким соотношением вероятностей осуществления и неосуществления со-

бытия, при котором  примерно две трети шанса благоприятствуют успеху

и одна треть  не благоприятствует.

Одна треть  шанса, которая не благоприятствует успеху, выступает

стимулом для  принятия мер по их устранению. Этому  принципу при нор-

мальном распределении вероятностей соответствует интервал значений

случайной величины (цены), равный отклонению от математического

ожидания в пределах среднего квадратического отклонения, т.е. М(х) Ѓ} (х).

Экономисту при  характеристике отклонений привычнее пользовать-

ся процентными соотношениями (коэффициентами).

Коэффициент вариации при нормальном распределении веро-

ятностей характеризует интервал отклонений случайной величины

(цены) при вероятностном  исходе, соответствующем двум третям  шанса

за и одной трети шанса против в процентном отношении к матема-

тическому ожиданию. Это привычное для экономиста процентное вы-

ражение вероятностных отклонений. Следует считать, что коэффици-

ентом вероятности в ценовых расчетах необходимо пользоваться,

поскольку он дает определенную, хотя и вероятностную, базу для це-

новых расчетов при определении риска.

Важное значение для фирмы в условиях инфляции имеет оценка

инфляционного ожидания. Она необходима:

— для учета  изменения цен на рынке при  разработке общей страте-

гии развития фирмы;

— учета изменения  цен при разработке бизнес-планов;

— обоснования  цен на выпускаемую фирмой продукцию  и оценки воз-

можного изменения цен на производственные ресурсы, потребляемые ею;

— учета влияния  изменения цен на доход и выручку  фирмы от

продажи ее продукции;

— анализа влияния  изменения цен на издержки производства

и сбыта, в том  числе на средства производства и  оплату труда;

— подведения финансовых итогов деятельности фирмы: прибыли

(убытков), ликвидности,  платежеспособности;

— выбора оптимальной  структуры производства.

Для оценки инфляционного  ожидания в ценовой политике фир-

мы используются:

— сводный индекс потребительских цен (ИПЦ);

— индекс цен  производителей промышленной продукции;

— индекс тарифов  на грузовые перевозки;

— индекс цен  на материально-технические ресурсы;

— индекс цен  на сельскохозяйственную продукцию;

— индекс цен  на услуги для населения.

Инфляционные  ожидания повышения цен могут  основываться на

таких источниках внешней информации, как:

— ежегодный  прогноз экономического и социального  развития

страны, представляемый Правительством РФ в Федеральное Собра-

ние РФ;

— проект федерального бюджета Правительства РФ на предстоя-

щий год, где излагается оценка ожидаемой инфляции;

— расчеты Центрального банка РФ о возможных размерах инф-

ляции;

— результаты опросов  ведущих специалистов предприятий

и фирм, публикуемые  в средствах массовой информации (Финансовые

извести, Деловой  мир и др.);

— оценка экспертов.

В настоящее  время существует множество методов  прогнози-

рования инфляции. Поэтому специалистам фирмы следует критически

оценивать их и  самостоятельно производить расчеты  ожидаемой инф-

ляции.

Оценка  инфляционного ожидания проводится по следующим ос-

новным этапам:

— уточнение  конкретных показателей динамики цен, подлежащих

оценке и прогнозированию;

— установление периода (краткосрочного, среднесрочного, дол-

госрочного) прогнозирования;

— анализ исходных данных и подготовка информации за пред-

шествующий период как по показателям прогноза, содержащимся в вы-

водах, так и по факторам и условиям, влияющим на конечные показатели;

— изучение и  выявление факторов и условий, которые  будут ока-

зывать влияние на темпы инфляции, установление количественной

меры их воздействия  на темпы инфляции;

— определение (расчет) темпа инфляции;

— вероятностная  оценка инфляционного ожидания по схемам наи-

более благоприятной  социально-экономической ситуации, оптимальной

социально-экономической  ситуации и менее благоприятной  ситуации.

При проведении оценки инфляционного ожидания следует учи-

тывать как объективные закономерности и условия образования дина-

мики цен, так и воздействие государственных органов на инфляци-

онные процессы.

Опыт зарубежных стран и практика проведения реформ в эко-

номике России показывают, что главным условием эффективной

антиинфляционной  политики выступает только комплексное государ-

ственное воздействие на два таких важнейших фактора, как: 1) пла-

тежеспособный спрос; 2) наличие товаров и услуг, издержек произ-

водства и сбыта.

В результате такого воздействия может быть достигнуто сущест-

венное снижение инфляции спроса и издержек.

Оба названных  фактора взаимосвязаны. Однако для  оценки инф-

ляционного ожидания специалистам, осуществляющим прогноз,

необходимо определить главное —' в какой мере в прогнозе темпов инф-

ляции учитывается формирование равновесного рынка и рыночного

конкурентного ценообразования.

Ранее были рассмотрены  сущность и экономические последствия

для фирмы риска  в ценообразовании в результате допущения ошибок

при определении  цен на свои товары. Далее излагаются методы стра-

хования цен от возможных их изменений под влиянием различных

рыночных факторов.

Рассмотрим акт  купли-продажи, который может быть совершен

либо на рынке, либо в магазине. В этом случае передача товара в руки

покупателя и  денег в руки продавца осуществляется одновременно.

Информация о работе Риск в ценообразование