Правовое регулирование ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 18:07, реферат

Краткое описание

Российская Федерация является одной из немногих стран, где практически отсутствует комплексное правовое регулирование ценообразования. В этом и заключается актуальность выбранной темы.
Цель работы: изучить виды цен их классификацию.
Задачи работы:
— раскрыть сущность цены как экономической и юридической категории,
— изучить виды цен в структуре ценообразования,

Оглавление

Введение
1. Цена как экономическая и юридическая категория
1.1 Система ценообразования
1.2 Цены, регулируемые государством
2. Правовое регулирование ценообразования
2.1 Правовое регулирование цен предприятий-монополистов
2.2 Санкции и ответственность за нарушение государственной дисциплины цен
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

право.docx

— 39.61 Кб (Скачать)

Ответственностьза нарушение государственной дисциплины цен.

В Российской Федерациипредусмотрена административная ответственность за нарушение государственнойдисциплины цен.

Административноеправонарушение выражается в нарушении установленного порядка ценообразования:

а) завышении регулируемыхгосударством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либоуслуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.);

б) занижении регулируемыхгосударством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги,предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.);

в) завышенииустановленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам и т.п.);

г) заниженииустановленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.);

д) иное нарушение установленногопорядка ценообразования.

Переченьпротивоправных действий, образующих юридический состав административногоправонарушения, является неисчерпывающим. Так, нарушение порядкаценообразования может выражаться в несоблюдении установленных минимальных ценна ликероводочную и другую алкогольную продукцию, включении в стоимость услугфактически невыполненных работ или выполненных не в полном объеме, учтенном встоимости этих услуг, а также применении цен, согласованных на комплектнуюпродукцию, при поставке некомплектной продукции; нарушении порядкадекларирования свободных цен и тарифов субъектами хозяйственной деятельности,занимающими доминирующее положение на рынке и др.

Объектомправонарушения в этой связи являются экономические права и интересы граждан игосударства, нормальное функционирование отраслей в целом, отдельных субъектовпредпринимательской деятельности, порядок государственного управления, порядокценообразования.

Субъективныеусловия правонарушения характеризуются виной в форме умысла. Мотивы могут бытьразные, однако основной — незаконное извлечение прибыли.1

Мерыадминистративной ответственности распространяются на граждан, должностных лиц,юридических лиц и состоят в виде наложения административного штрафа на гражданв размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; надолжностных лиц — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; наюридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Кроме того,Указом Президента РФ от 28.02.95 г. № 221 (с изм. на 08.04.2003 г.)предусмотрено, что к организациям, нарушившим нормы законодательства огосударственном регулировании цен (тарифов), применяются санкции в видевзыскания всей суммы излишне полученной выручки.

Лица,виновные в нарушении норм законодательства о государственном регулировании цен(тарифов), привлекаются к ответственности в установленном порядке.

Уголовнаяответственность собственно за нарушение государственной дисциплины цен непредусмотрена. Однако, если данное деяние подпадает под определение составапреступления в сфере экономической деятельности, то в главе 22 Уголовногокодекса Российской Федерации предусмотрены соответствующие мерыответственности.

Так, часть 1статья 178 УК РФ запрещает (в случае причинения крупного ущерба) под угрозойреализации уголовной ответственности недопущение, ограничение или устранениеконкуренции путем установления или поддержания монопольно высоких илимонопольно низких цен, раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устраненияс него других субъектов экономической деятельности, установления илиподдержания единых цен.

При этом крупным ущербомпризнается сумма, превышающая один миллион рублей.

Мерыгражданско-правовой ответственности применяются в соответствии с общимиправилами, определенными Гражданским кодексом Российской Федерации.

Правовоерегулирование цен предприятий-монополистов создало правовую неопределенностьсамого понятия «монополия»: его неструктурированность по уровням(федеральному и региональному), положению в народном хозяйстве (естественная игосударственная монополия), времени существования (временная монополия).Отсутствует мониторинг за возможностью устанавливать монопольно высокие (дляизвлечения сверхприбылей) или монопольно низкие цены (с целью ограниченияконкуренции). Нет и механизма штрафных санкций за злоупотребления доминирующимположением на рынке. К тому же использование предельных уровней рентабельности,рассчитанных по отношению к себестоимости, а не ко всему капиталу (фондам),сообщает, на наш взгляд, принципиальную ущербность в некоторых подходах кценовому регулированию монополии.

Отметим такженесовершенство критериев включения хозяйствующих субъектов в Реестр«монополистов», приведшее к неоправданному в ряде случаев повышениюудельного веса продукции, подпадающей под ценовое регулирование, и снижениюкачества и эффективности регулирования. 1

а) правовоерегулирование цен предприятий-монополистов охватывает регулирование цен напродукцию предприятий, включенных в Государственный реестр Российской Федерацииобъединений и предприятий-монополистов (Реестр) на основании постановленияправительства России от 11 августа 1992 г. № 576.

Объектрегулирования: цены на продукцию (товары и услуги) предприятий, занимающихболее 35% соответствующего рынка. В Реестр включено пять тысяч хозяйствующихсубъектов, в том числе на федеральном уровне — 614, что составляет 2,5% отобщего числа. Ценовому регулированию подвергается 7% объема выпускаемойпродукции. Субъектами регулирования выступают ГКАП России, его территориальныеорганы, которые формируют Реестр и оперативно вносят в него соответствующиеизменения, а также Роскомцен, местные органы ценообразования, осуществляющиевыборное регулирование и контроль за соблюдением государственной дисциплиныцен.

Кнедостаткам, присущим этой сфере ценового регулирования, можно отнести:отсутствие законодательной и недоработанность нормативной и методологическойбазы.

б) правовоерегулирование ценообразования естественных монополий осуществляется наосновании Федерального закона РФ от 19 июля 1991 г. «О естественныхмонополиях»; ст. 4 указанного закона к естественным монополиям относитсясубъекты в следующих сферах:

транспортировканефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировкагаза по трубопроводам;

услуги попередаче электрической и тепловой энергии;

железнодорожныеперевозки;

услугитранспортных терминалов, портов, аэропортов;

услугиобщедоступной электрической и почтовой связи, а также постановленияПравительства РФ от 12 февраля 1996 г. № 140 «О мерах по ограничению ростацен (тарифов) на продукцию» (услуги естественных монополий). 

 

2.2Санкции и ответственность  за нарушение государственной  дисциплины

Санкции иответственность за нарушение государственной дисциплины цен установленыдокументом под названием «Порядок применения экономических санкций занарушение государственной дисциплины цен» от 1 декабря 1992 г. №01-17/030, № 3-6-05/410. В нем говорится, что Государственная дисциплина ценпредусматривает соблюдение предприятиями, органами управления республик всоставе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городовМосквы и Санкт-Петербурга и других административно-территориальных образованийРоссийской Федерации, министерствами и ведомствами Российской федерации,другими органами управления (концернами, ассоциациями и т. п.) действующегозаконодательства и других нормативных документов по ценообразованию и контролюза ценами, а также что к нарушениям государственной дисциплины цен, в частности,относятся:1

завышениегосударственных регулируемых цен (тарифов) на продукцию, товары, услугификсированных цен (тарифов), предельных цен (тарифов), предельных коэффициентовизменения цен (тарифов), предельных уровней рентабельности и др.

завышениеоптовых (отпускных) цен, зарегистрированных при декларировании в органахценообразования;

завышение илизанижение цен на продукцию, поставляемую предприятиями

помежправительственным соглашениям со странами СНГ и другими государствами;

завышениеустановленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам), начислениенепредусмотренных надбавок (наценок), непредоставление или предоставлениепокупателю в уменьшенном размере установленных скидок;

включение встоимость услуг фактически невыполненных работ или выполненных не в полномобъеме, учтенном в стоимости этих услуг, а также применение цен, согласованныхна комплектную продукцию при поставке некомплектной продукции;1

применениерегулируемых цен, наценок, тарифов предприятиями общественного питания,коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, уровень обслуживаниякоторых не соответствует характеристикам, предусмотренным при установлении этихцен и тарифов;

завышение ценна продукцию, по которой из-за конструктивных или технологических недостатковне достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня(при наличии заключения органов стандартизации);

нарушениепредприятиями-монополистами порядка декларирования свободных цен и тарифов;

неперечислениев бюджет сумм, полученных за счет превышения предельного уровня рентабельностии своевременное снижение цен (тарифов, надбавок) на продукцию (товары, услуги)предприятиями монополистами (по продукции, включенной в Реестрпредприятий-монополистов), а также другими предприятиями, на продукцию (товары,услуги) которых установлены предельные уровни рентабельности;

применениенезарегистрированных в Комитете Российской Федерации по политике Цен оптовыхцен на важнейшие виды вооружения, военной технике и основные комплектующиеизделия;

применениесвободных оптовых (отпускных) цен, тарифов, наценок и надбавок, несогласованных с потребителями в установленном порядке.

 

Заключение

Такимобразом, цены выступают одновременно как в качестве важного инструментауправления, так и объекта государственного регулирования. Россия, осуществивлиберализацию цен, отказавшись от того и другого, тем самым фактическиоказалась единственной страной, которая пошла по пути полного самоустранениягосударства от регулируемого воздействия на цены.

Объектрегулирования: цены на продукцию (товары и услуги) предприятий, занимающихболее 35% соответствующего рынка. В Реестр включено пять тысяч хозяйствующихсубъектов, в том числе на федеральном уровне — 614, что составляет 2,5% отобщего числа. Ценовому регулированию подвергается 7% объема выпускаемойпродукции. Субъектами регулирования выступают ГКАП России, его территориальныеорганы, которые формируют Реестр и оперативно вносят в него соответствующиеизменения, а также Роскомцен, местные органы ценообразования, осуществляющиевыборное регулирование и контроль за соблюдением государственной дисциплиныцен.

Кнедостаткам, присущим этой сфере ценового регулирования, можно отнести:отсутствие законодательной и недоработанность нормативной и методологическойбазы.

Несовершенствокритериев включения хозяйствующих субъектов в Реестр «монополистов»,приведет к неоправданному в ряде случаев повышению удельного веса продукции,подпадающей под ценовое регулирование, и снижению качества и эффективностирегулирования.

Вопросырегулирования ценовой политики находятся в ведении Федеральной службы потарифам, уполномоченной осуществлять правовое регулирование в сферегосударственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствиис законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, заисключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям другихфедеральных органов исполнительной власти, а также осуществляющей функции поопределению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам,связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферахдеятельности субъектов естественных монополий.

 

Библиография

1.      Трудовой кодексРФ

2.      Указ ПрезидентаРФ от 28.02.95. №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (ред. от 08.04.2003) //СЗ РФ. — 1995. — №10. — Ст.859; 1995. — №28. — Ст. 2645.

3.      Международныеправила по толкованию торговых терминов «ИНКОТЕРМС».

4.      Гражданское право/ Отв. ред. Е.А. Васильев. М., 2006.

5.      Гражданскоеправо: Учебник; В 2 т. / Отв. ред. Е. А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М.,2007.

6.      Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб., 2005.

7.      Карасева М.В. Правовое регулирование ценообразования: Учебно-методическое пособие / Под ред. Б.А. Соловьева. М., 2005.

8.      Соловьев Б.А.Управление ценообразованием: 17-модульная программа для менеджеров «Управлениеразвитием организации». Модуль 13. М.: Инфра-М, 2006.

9.      Бачило И.Л. Информационноеправо //Государство и право. 2007.№ 2.С. 5

10.    Бекузарова Л.Ю.Ценовое регулирование предпринимательской деятельности (теоретико-правовойаспект) // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2008. № 2. C. 178-233.

11.    Правовые основы ценообразования в условиях рыночной экономики // Аналитический вестник/Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. 2007. Вып.24. C. 4-15

 


Информация о работе Правовое регулирование ценообразования